Цель: через анализ иллюстраций учебника, тексты хрестоматии создать условия для формирования у учащихся представлений о раннецветущих растениях, в т.ч. северных.
Оборудование: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, опорные слова, веточки вербы, план работы группы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Встали дружно, улыбнулись
Руки в стороны и вверх.
Потянулись, потянулись.
Мы готовы на успех!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте и попробуйте отгадать загадку
Дышит, растёт,
А ходить не может. Что это? (растение)
- Какие группы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)
- Откройте учебник и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке (пришла весна)
- Какие изменения происходят ранней весной в жизни растений?
(меняется цвет коры, ярче становится зелень у хвойных деревьев)
3. Выход на тему урока. Постановка цели.
- Сегодня мы продолжим разговор о растениях, переверните страницу учебника, прочитайте тему урока.
- Как вы понимаете выражение “цвести торопятся”? ( Раннецветущие растения)
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
Узнать:
- Какие растения весной цветут первые.
- Почему? Выявить причины раннего цветения.
-Чему научиться?
Научиться отличать раннецветущие растения от остальных.
4. Изучение нового материала
а) Рассмотрите центральный рисунок.
- Предлагаю вам сесть в вертолёт, но перед тем, как подняться в воздух, найдите пиктограмму на стр.48, что предстоит выполнить?
- Прочитайте, какие вопросы задаёт Миша.
- Видно ли тебе с вертолёта, какие деревья цветут ранней весной?
- А листочки уже распустились?
- Что же вы видите сверху?
(изменение окраски кроны деревьев и кустарников в особо мягкие тона, ива и орешник кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет)
- Увидели мы цветущие деревья и распустившиеся листья с высоты?
- Лишь спустившись на вертолете на землю, можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.
- Давайте войдем в лес и присоединимся к Маше и Мише.
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.
б) Обратимся к учебнику к левой полосе разворота.
Работа в парах.
Сравните цветущие деревья и кустарники.
План:
- Рассмотрите внешний вид цветков.
- Определите цвет.
- Какой формы листья.
- Чем похожи, чем отличаются?
Орешник – кустарник (на доску)
Развитие орешника весной начинается прямо с цветения. В это время ветки кустарника ещё совершенно голые, как зимой, но цветки уже распустились. Гибкие серые хвостики свешиваются с них.
- Может кто-нибудь из вас знает, если толкнуть такой хвостик, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеивается. Пылит орешник очень рано, когда в лесу ещё лежат последние пятна снега.
- Ребята, а почему кустарник имеет такое название?
Вот, что удивительно: на ветках орешника есть и другие цветки. Они сидят парами, их можно принять за почки, только из верхушки каждой почки высунулись по паре ярко - розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит по ветру с других кустов орешника. Отцветет орешник. Отвалятся серёжки. Засохнут розовые ниточки странных цветков-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.
В нашем городе не встречается, только на юге Архангельской области.
Ива – небольшое дерево. Кто видел? По каким признакам отличим? (на доску)
В начале весны на лесных опушках, у дорог, можно встретить небольшое дерево, которое привлекает внимание своим оригинальным нарядом. Листьев у него ещё нет, а на голых веточках виднеется множество желтых пушистых комочков. Цветки ивы богаты нектаром. Когда подходишь к дереву сразу ощущаешь своеобразный медовый аромат. Ива первой встречает весну, опережая все остальные деревья. В нашей местности, за городом можно увидеть пуховки ивы, чаще мы слышим название верба (вид ивы).
Осина – дерево (на доску)
На веточках осины тоже весной появляются многочисленные серёжки. Вначале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. Растет осина в нашем городе?
- Ребята, если вы с родителями будете в лесу, обратите внимание на то, что цветут деревья и кустарники ранней весной до распускания листвы.
в) Возвращаемся на лесную поляну к Маше и Мише, которые рассматривают травянистые растения.
Рисунки-подсказки на правой полосе учебника позволяют рассмотреть эти растения поближе и узнать их названия.
- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внешний вид.
- Перелеска
- Первоцвет
- Ветреница
- Мать – и – мачеха
- Хохлатка
- Прострел (сон-трава)
Учебник вверх парты.
5. Самостоятельная работа в тетради (музыка)
- Откройте тетрадь задание 33. Рассмотрите пиктограммы, что предстоит выполнить?
- Прочитайте задание самостоятельно. Расскажите, что будете делать.
- Если я сомневаюсь или не знаю, как выглядит цветок растения, куда я обращусь за помощью?
Проверка. Кто справился без ошибок?
6. ДМ (музыка)
Экскурсия в музей первоцветов. Пройдите по классу, и посмотрите, какие цветы получились у одноклассников.
-Что понравилось?
7. Работа в группах.
Обратимся к учебнику стр.49. Мише нужна наша помощь.
Поможем Маше ответить на вопросы.
- Почему первые весенние цветы так назвали?
- Почему они уже цветут?
- Разве им не холодно?
- А других первоцветов не бывает?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
Вы сегодня - исследователи, вам предстоит посовещаться в группе и разрешить поставленную проблему. Заканчиваем работу по сигналу.
1 группа – Первоцвет. Хрестоматия стр.46
2 группа – Ветреница. Хрестоматия стр.48
3 группа - Перелеска. Хрестоматия стр.49
4 группа - Мать-и-мачеха, Хохлатка. Почему они уже цветут?
5 группа – Неужели первым цветам не холодно? Хрестоматия стр.49
Выслушать группу. Общее обсуждение.
Прострел (сон-трава) вам предстоит дома узнать самостоятельно. Где можно найти ответ?
- А других первоцветов не бывает?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
- Какие чувства вызывают у вас эти растения? Почему?
- Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?
Давай пройдемся медленно по лесу.
И “здравствуй”, скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А, чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать. (С.Вургун)
8. Рефлексия деятельности
-Что нового узнали на уроке? Чему учились?
Кому было интересно? Кто доволен своей работой? Кому было трудно? А что ещё хотели бы узнать?
-Спасибо за работу. Урок окончен.