Оздоровительный эффект воспитательно-образовательной деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Здоровье человека – тема достаточна актуальная, а в XXI веке она становится первостепенной. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 – го до 11 класса с 3,9% до 12,3%, детей с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, детей с нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8%. Поэтому очень актуальной является правильная организация деятельности учителя на первой ступени обучения.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: “педагогика оздоровления”. В данном направлении условно можно выделить следующие группы: принципы, средства, методы, приемы и технологии здоровьесберегающей педагогики. Рассмотрим оздоровительный эффект здоровьесберегающей педагогики.

На протяжении последних 10 лет я изучаю и применяю на практике в начальной школе здоровьесберегающие технологии. Сложилась определённая система использования “педагогики оздоровления” в работе с учащимися, родителями и коллегами. Основными вопросами, которые изучения являются:

  • организация урока, основанная на принципах здоровьесберегающей педагогики,
  • применение игровых оздоровительных технологий, веселые физминутки на уроках,
  • работа по предупреждению утомляемости глаз, дыхательная гимнастика, игровой массаж,
  • формирование навыков здорового образа жизни, самоконтроля и саморегуляции,
  • роль семьи в формировании у школьников правильного отношения к здоровью,
  • взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности.

Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических, экологосообразных условий. Ежегодно

В классе перед началом учебного года я продумываю и создаю интерьер класса. Картины и комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции и позитивно влияют на психику учащихся.

В 1-м классе перед началом учебного года я знакомлюсь с каждым ребенком, заполняю вместе с родителями карту здоровья и продумываю маршрут обучения в соответствии с возможностями его здоровья.

Я понимаю, что для более рациональной работы необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в их состоянии, видеть проблемы, поэтому ею проводятся систематические 3 раза в год исследования здоровья учащихся (стартовые, текущие и финишные). В таблице приведены исходные данные о состоянии здоровья учеников 1 класса в начале и в конце года.

Показатели Начало года Конец года
Нормосоматическое развитие 92,9% 92,9%
1 группа

2 группа

3 группа

9%

87%

4%

9%

87%

4%

Основная группа

Подготовительная группа

Специальная группа

90%

10%

-

91%

9%

-

Нарушения зрения 4% 4%

Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный уровень здоровья первоклассников, поступающих в школу. Поэтому основной задачей является такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки и определяется комплекс мер, направленных на создание условий нормального роста и развития, охрану и укрепления здоровья учащихся.

В первый день каждой четверти я рассаживаю детей, принимая во внимание состояние их зрения, слуха, склонность к простудным заболеваниям. Пересаживание исключает и одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски.

Перед началом каждого урока учу детей готовить мозг к работе. Для этого прошу детей улыбнуться, прикрыть глаза, подышать глубоко, медленно представить, что и в каком порядке они будут делать. Советую приступать к работе с хорошим настроением и получать от учебы удовольствие. Для того, чтобы дети сосредоточились перед уроком использую разные упражнения на внимание.

Поскольку основой процесса обучения является урок, поэтому при планировании урока я стараюсь придерживаться общих правил здоровьесбережения: число видов учебной деятельности от 4-х до 7, не менее 3 раз меняются виды преподавания, в уроке имеют место эмоциональные разрядки, юмор, физминутки, дыхательные упражнения, позы учащихся чередуются в соответствии с видом работы, на уроке преобладают положительные эмоции, учащимся комфортно и спокойно. Для предупреждения утомляемости на уроках я использую динамические паузы, минутки и игры релаксации, специальные задания для отдыха глаз, игровые технологии (приложение 1).

Для информационной безопасности урока я использую на уроке проблемные, поисковые, исследовательские методы. Стараюсь , чтобы деятельностный подход в основном преобладал над знаниевым. Дети участвуют в целеполагании, контроле и оценке качества своей работы. При таком планировании уроков у учеников есть свобода выбора темпа, способов работы с информацией.

Для формирования навыков здорового образа жизни провожу уроки здоровья, привлекая учителя физической культуры, медицинскую сестру школы, родителей. Основная цель таких уроков: научить детей быть здоровыми. Уроки здоровья призваны прививать интерес к систематическим занятиям физической культурой, к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, к формированию привычки выполнения гигиенических требований и развитие желания побеждать в себе отрицательные привычки.

Кроме совместных уроков для работы с родителями я использую разнообразные формы и методы: беседы, письма-памятки, тестирование на разнообразные темы (тест “Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?”, тест “В хорошей ли вы форме?”, тест “Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?” и другие) (приложение 2).

Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. Для профилактики близорукости и коррекции зрения учитель применяет разнообразные игры, упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица. (приложение 3).

Дети в начальной школе в зимний период времени испытывают недостаток ярких красок. Однообразный черно-белый пейзаж в условиях длительной забайкальской зимы угнетающе действует на детскую психику. Дети испытывают сенсорный голод (сенсорная депривация), им не хватает разнообразных цветных ощущений. Для улучшения самочувствия учащихся, развития ассоциативных полей головного мозга и позитивного влияния на развивающийся организм ребенка я провожу разноцветные физминутки (приложение 4). Современные ученые считают, что при постоянной работе с разными цветами активно работает правое полушарие, повышается активность, умственная работоспособность ребенка, его устойчивость к стрессам, возрастает иммунитет.

Проводимая системная работа в течение ряда лет имеет хорошие результаты. По итогам мониторинга проведенного в конце 4 класса отмечено, что уменьшились показатели нарушения осанки, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне. Число не болевших детей в течение года к концу четвертого года обучения увеличилось на 20%. Произошли положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни. Диагностика показала, что все учащиеся, которые первоначально в 1-м классе относились к группе риска (недостаток веса, частые простудные заболевания, быстрая утомляемость и др.), к 4-му классу перешли в группу благополучных в отношении здоровья детей. Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (4 года) на 42%. По итогам мониторинга выявлена взаимосвязь показателей здоровья школьников с уровнем их обучаемости. При соотношении результатов диагностики здоровья каждого ребенка с результатами их обучения в школе выяснилось, что успешность обучения зависит от здоровья учащихся: без троек обучаются в основном дети с высокими показателями здоровья.

Таким образом, использование принципов, приемов и методов здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных интересов, высокой работоспособности, творческой активности, социальной адаптированности учащихся, формированию навыков заботы о собственном здоровье.

Приложение 4.

Литература

  1. Дегтерёв Е.А., Синицын Управление современной школой. Выпуск 8 Педагогика здоровья. Ростов н/Д., 2005.
  2. ДереклееваН.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., “Вако”, 2007.
  3. 3. Дзятковская Е.Н. Школьный дневник: Экология учебной деятельности. М., Центр “ Образование и экология”, 2005-2007
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., “Вако”, 2004.
  5. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. М,. “Эксмо”, 2007.