Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе требуют сегодня своего осмысления.
Современная духовная жизнь России характеризуется критическим переосмыслением и диалектическим обновлением ценностей, утвердившихся в прежние годы. Процессы, происходящие в образовании, оказывают существенное воздействие на духовное обновление общества и испытывают, в свою очередь, его обратное влияние. Наше отечественное образование, как определяющий социальный институт духовного развития личности, призван обеспечить: приобщение молодежи к духовным ценностям общества; воспитание нравственной чистоты, создание условий для развития человека как субъекта культуры и собственного жизнетворчества, оказание помощи в развитии творческого потенциала, способностей в жизненном самоопределении и самореализации.
Но с развитием принципов свободы, самоактуализации человека традиционные образцы постепенно теряют свое главенствующее значение. Наблюдается отказ образовательной системы от воспитательной роли (это свойственно и либеральным странам Запада), что порождает ряд негативных тенденций.
Есть все основания утверждать, что происходит разрыв традиций, разрушение ценностной иерархии, сопровождающеся кардинальным изменением комбинаторики поведения, когда «низовые ценности» начинают доминировать в культуре и играть роль ценностей определяющих, а ценности изначально подлинные абсолютные оттесняются на культурную периферию.
Данная ценностная инверсия носит отрицательный характер и должна быть учтена при формировании современной образовательной политики, поскольку включает равнодушие, отсутствие или ограниченность духовных запросов, социальное иждивенчество и др. Именно это мы наблюдаем у современной молодежи как распространенное явление, которое нередко приводит к алармизму и к его крайнему проявлению — девиантному поведению.
Чтобы уменьшить негативное влияние происходящих процессов в обществе на подрастающее поколение и создать необходимые условия для всесторонне развитой личности при проведении своих уроков в начальной школе, я часто обращаюсь к истинным «витражам мудрости» – пословицам и поговоркам.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, память, словарный запас учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью, обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Однако отсутствие методических разработок и
указаний по этому вопросу не позволяет учителю в
полной мере использовать этот богатейший
материал.
Все пословицы, которые я подбираю и применяю на
уроках. Доступны пониманию учащихся. Так, при
работе над темой: «Разделительный мягкий знак
(ь)» после сопоставления разделительного
мягкого знак (ь) и мягкого знака (ь) –
показателя мягкости согласных предлагаю
учащимся пословицы: Больше дела, меньше слов.
От желанья к исполненью приложи уменье. Горе
горевать – не пир пировать. После работы над
смысловым значением пословиц даю задание:
сначала выписать пословицы, где есть слова с
разделительным мягким знаком (ь), а пот мю
где мягкий знак (ь) смягчает предшествующий
согласный звук. Далее мы провели проверку работы.
Дети доказывали правильность, выполненного
задания с помощью правила.
На уроке русского языка в 1 классе начинаю повторение гласных букв с работы над пословицами. Под картиной, изображающей Москву, представляю пословицы: Москва – всем городам мать. Кто в Москве не бывал – красоты не видал. В этих пословицах учащиеся находят и обозначают точкой под гласной буквой с помощью красного карандаша. Можно завести тетради, в которые выписывают пословицы и поговорки, подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок. Всегда выясняю, как они понимают её смысл, разбираем коллективно и объясняю написание отдельных слов.
Приведу пословицы, которые были использованы
при изучении темы «Парные звонкие и глухие
согласные в корне и в середине слов»: Сядем
рядком да поговорим ладком. Спасибо мороз, что
снега нанёс. Снег на полях – хлеб в закромах. Не в
бровь, а в глаз. Терпенье и труд всё перетрут.
Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Хороший
друг – это настоящий клад. Кошке игрушки, а мышке
слёзки. Не будь тороплив, а будь памятлив. Глаз
видит, да зуб неймёт. В зимний холод, всякий молод.
И т.д.
При изучении безударных гласных в корне слов
были использованы такие пословицы и поговорки: Тот
герой, кто за Родину горой. Если дружба велика,
будет Родина крепка. Апрель с водою – май с
травою. Вода на лугу – сено в стогу. По лесу ходи
– под ноги гляди. Посуда любит чистоту. Красна
весна цветами, а осень плодами. Наша правда
врагам глаза колет. Собака лает, а ветер носит. На
хороший цветок и пчела летает. И т.д. При
изучении нового словарного слова очень часто
использую пословицы и поговорки.
При изучении слов с непроизносимыми согласными использовались следующие пословицы: Радостная жизнь сердце веселит. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Честный труд – наше богатство. Сердце матери лучше солнца греет. Ленивому и будни праздник. Солнце пригреет – всё поспеет. Рукам работа, душе праздник.
При изучении слов с удвоенными согласными: Ссора до добра не доводит. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. У коллектива большая сила.
Очень много пословиц, можно использовать при изучении темы: «Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.» Кто дрожит, тот и бежит. Жить – Родине служить. Умел начать – умей и окончить. Грибы ищут – по лесу рыщут. На чужой стороне и летом холодно. Сам погибай, а товарища выручай. Любую ошибку можно исправить….
При изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений: Солдата к славе ведут ученье и труд. И на солнце есть пятна. Наша сила в крепости тыла. Ленивому Микишке всё не до книжки….
При формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце: идёт дождь, даст он рожь. Хорошую речь хорошо слушать. Ростом с мышь, а храбрый малыш. На помощь надейся, а сам не плошай…
Использовались пословицы при изучении тем «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений», «Не с глаголами»: Правда в воде не тонет и в огне не горит. Умный человек не тратит много слов. Лето собирает, а зима подъедает….
Некоторые пословицы могут использоваться несколько раз при изучении разных тем.
Использую пословицы при работе над сочинением.
Знакомлю с мудрым словом учащихся не только на
уроках русского языка, но и на других уроках.
Важно, чтобы ученики не только учились грамотно
писать, но и умели отбирать среди пословиц те, в
которых нужная тема определяется с наибольшей
полнотой и точностью.
Так на примерах пословиц стараюсь заложить у
учащихся основу их нравственных поступков. Для
нравственного воспитания особенно
благоприятные условия создаются на уроках
чтения. При работе над значением пословиц на всех
уроках провожу беседы. Такую же работу провожу на
уроках окружающего мира. Во время работы над
пословицами на уроках чтения, окружающего мира
не забываю напоминать об орфограммах, которые
встречаются в данных пословицах, а учащиеся
доказывают правильность написания слов в этих
пословицах.
Перечень пословиц и поговорок систематически пополняю. В их подборе принимают участие и ученики. Они подбирают пословицы и поговорки к данной теме, статье или произведению, записывают их в тетрадях по чтению, окружающего мира или запоминают наизусть.
Разнообразная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт учащимся и не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти сокровища.
Список литературы:
1. Шохин В.К. Аксиология т.1. с. 62-67.
2. Панарин В. И., кандидат философских наук,
Аксиологические аспекты политики в области
образования в трансформирующемся российском
обществе.
3. Козлов Н. Мудрость в повседневных
контактах//Воспитание школьника – 1997. № (июль –
август) с. 14-20.
4. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы,
поговорки, потешки, скороговорки. «Академия
развития» г. Ярославль – 1997 г.