Конспект занятия по теме "Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Программное содержание:

  • Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы; названий зимних месяцев.
  • Обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов.
  • Упражнение в словообразовании, в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.
  • Развитие основных движений органов.
  • Отработка артикуляции с помощью артикуляционных упражнений; правильной воздушной струи.
  • Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания.
  • Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.

Методы:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Игротерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Телесно-ориентированная терапия;
  • Беседа.

Оборудование: зеркало, атрибуты для роли Зимы, картина с зимними месяцами, снежинки бумажные, тряпичный «комок снега», снежинки с картинками для игры «Что лишнее?», разборный бумажный, поролоновый или тряпичный снеговик.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ритуал «входа» в сказку «Волшебное зеркало».

Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в сказку. Но чтобы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. В этом нам поможет «волшебное зеркало». Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в сказку.»

(В это время педагог заходит за ширму и надевает атрибуты для роли Зимы).

II. Вводная часть.

Здравствуйте, ребята, я – Зимушка-Зима. Вы оказались в моей зимней сказке. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)

– Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая.

Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать. Ведь вам придется говорить рядом со мной, а я холодная!

Артикуляционная гимнастика

«Лопатка»        
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.        

«Сосулька»
Села детка на карниз
И растет все время вниз.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Горка», «Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).

– Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.

III. Основная часть.

Познакомьтесь, это мои сыновья (педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках: один постарше, второй помоложе, третий – совсем юный) – зимние месяцы. Может вы знаете, как их зовут?

(Декабрь, Январь, Февраль) Да, самый старшенький у меня – Декабрь, средний сын – Январь, младшенький – Февраль. Знаете ли вы, ребята, что я, вам, людям, приношу? Что вам Зима приносит?

(Зима приносит морозы. Холод, лед, снег, зимние игры, ледяные горки и т.д.)

– Мои сыновья, Декабрь, Январь и Февраль, любят со снегом и ветром пошутить. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может кто-нибудь из вас знает, как называются игры моих сыновей?

Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется?

(Метель.) Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)

А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)

– А еще у меня есть мои любимые внучки: девчоночки – снежинки. Когда я их выпускаю погулять, как вы думаете, что они делают?

(Снежинки летают, кружатся, падают, танцуют в воздухе, серебрятся, сверкают, блестят и т.д.)

Физпауза

Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:

«Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь!»

(Дети кружатся, педагог осыпает их бумажными снежинками)

«Раз, два, три, четыре, пять –
Снежинки танцевать хотят!
Шесть, семь – весело всем!»

Дыхательная гимнастика

– Положите на ладонь маленькую снежинку и подуйте на нее так легко, чтобы она полетела.

«Раз, два, три, четыре, пять –
Превращайтесь-ка в ребят!»

– Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.

(Педагог выставляет на доску снежинки, на которых нарисованы предметы)

Игра «Что лишнее и почему?»

  1. Сапоги, валенки, унты. Туфли.
  2. Шуба, пуховик, пальто, сарафан.
  3. Коньки, лыжи, санки, надувной круг.

– Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.

А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.

Игра «Назови ласково»

Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

  • Зима – зимушка
  • Снег – снежок
  • Снежинка – снежиночка
  • Мороз – морозик
  • Сосулька – сосулечка
  • Лед – ледок
  • Холод – холодок

Молодцы! Вот и второй ком прикатился!

Игра «Слова-родственники»

У моего любимого внука Снега очень много слов – родственников. Назовите их.

(Снег – снежок, снежный, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегири, снегоход, снегоуборочная машина.)

– Вот и третий ком появился! Но у него не хватает глаз, носа, рта…

Игра «Собери рассыпавшиеся предложения».

Помогите собрать предложения, которые рассыпались во время пурги и у Снеговичка появятся нос, рот, глаза.

Можно ли так сказать:

– Дети катаются санках на с горки

– Снежинки с неба красивые падают пушистые

– Вода в лед зимой застывает и превращается

Итак, наш Снеговик готов. Спасибо вам, ребята. Вам пора возвращаться в детский сад. Путешествие по зимней сказке закончилось.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия. Ритуал «выхода» из сказки «Волшебное зеркало»:

«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад»

(Педагог заходит за ширму и снимает атрибуты Зимы)

– Ну что, ребята, побывали в зимней сказке? Понравилось?