Программное содержание:
- Закрепление знаний о признаках зимних явлений природы; названий зимних месяцев.
- Обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов.
- Упражнение в словообразовании, в образовании однокоренных слов и правильном построении предложений.
- Развитие основных движений органов.
- Отработка артикуляции с помощью артикуляционных упражнений; правильной воздушной струи.
- Развитие основных мыслительных процессов, памяти, внимания.
- Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.
Методы:
- Артикуляционная гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Игротерапия;
- Сказкотерапия;
- Телесно-ориентированная терапия;
- Беседа.
Оборудование: зеркало, атрибуты для роли Зимы, картина с зимними месяцами, снежинки бумажные, тряпичный «комок снега», снежинки с картинками для игры «Что лишнее?», разборный бумажный, поролоновый или тряпичный снеговик.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ритуал «входа» в сказку «Волшебное зеркало».
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие: мы отправимся с вами в сказку. Но чтобы туда попасть, надо совершить волшебный ритуал. В этом нам поможет «волшебное зеркало». Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало, в сказку.»
(В это время педагог заходит за ширму и надевает атрибуты для роли Зимы).
II. Вводная часть.
– Здравствуйте, ребята, я – Зимушка-Зима. Вы оказались в моей зимней сказке. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая.)
– Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая.
Покажите, как у вас на морозе язычки будут работать. Ведь вам придется говорить рядом со мной, а я холодная!
Артикуляционная гимнастика
«Лопатка»
Ручка есть, а не грабли
Землю роет, а не плуг.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Сосулька»
Села детка на карниз
И растет все время вниз.
Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Горка», «Саночки»
Под гору лечу
В гору тащу (саночки).
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Метель»
В поле снежную постель
Стелет зайчикам (метель).
– Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замерзнут.
III. Основная часть.
– Познакомьтесь, это мои сыновья (педагог показывает на картинах трех молодцев в шубах, валенках, шапках: один постарше, второй помоложе, третий – совсем юный) – зимние месяцы. Может вы знаете, как их зовут?
(Декабрь, Январь, Февраль) Да, самый старшенький у меня – Декабрь, средний сын – Январь, младшенький – Февраль. Знаете ли вы, ребята, что я, вам, людям, приношу? Что вам Зима приносит?
(Зима приносит морозы. Холод, лед, снег, зимние игры, ледяные горки и т.д.)
– Мои сыновья, Декабрь, Январь и Февраль, любят со снегом и ветром пошутить. Как начнут ветер разгонять со снегом, ух! Может кто-нибудь из вас знает, как называются игры моих сыновей?
Вот, например, когда ветер снег метет по улице, как это называется?
(Метель.) Или вьюжит, закручивает снег в спирали? (вьюга)
А когда пуржит так, что ничего не видно от снега? (пурга)
– А еще у меня есть мои любимые внучки: девчоночки – снежинки. Когда я их выпускаю погулять, как вы думаете, что они делают?
(Снежинки летают, кружатся, падают, танцуют в воздухе, серебрятся, сверкают, блестят и т.д.)
Физпауза
– Теперь закройте глаза, я превращу вас в снежинки:
«Ну-ка, детки, покружитесь
И в снежинки превратитесь!»
(Дети кружатся, педагог осыпает их бумажными снежинками)
«Раз, два, три, четыре, пять –
Снежинки танцевать хотят!
Шесть, семь – весело всем!»
Дыхательная гимнастика
– Положите на ладонь маленькую снежинку и подуйте на нее так легко, чтобы она полетела.
«Раз, два, три, четыре, пять –
Превращайтесь-ка в ребят!»
– Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать – с задачками необходимо справиться.
(Педагог выставляет на доску снежинки, на которых нарисованы предметы)
Игра «Что лишнее и почему?»
- Сапоги, валенки, унты. Туфли.
- Шуба, пуховик, пальто, сарафан.
- Коньки, лыжи, санки, надувной круг.
– Справились с этой задачкой, вот и самый большой ком появился.
А сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.
Игра «Назови ласково»
– Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.
- Зима – зимушка
- Снег – снежок
- Снежинка – снежиночка
- Мороз – морозик
- Сосулька – сосулечка
- Лед – ледок
- Холод – холодок
Молодцы! Вот и второй ком прикатился!
Игра «Слова-родственники»
– У моего любимого внука Снега очень много слов – родственников. Назовите их.
(Снег – снежок, снежный, снежинки, снежки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегири, снегоход, снегоуборочная машина.)
– Вот и третий ком появился! Но у него не хватает глаз, носа, рта…
Игра «Собери рассыпавшиеся предложения».
Помогите собрать предложения, которые рассыпались во время пурги и у Снеговичка появятся нос, рот, глаза.
Можно ли так сказать:
– Дети катаются санках на с горки
– Снежинки с неба красивые падают пушистые
– Вода в лед зимой застывает и превращается
Итак, наш Снеговик готов. Спасибо вам, ребята. Вам пора возвращаться в детский сад. Путешествие по зимней сказке закончилось.
IV. Заключительная часть.
Итог занятия. Ритуал «выхода» из сказки «Волшебное зеркало»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад»
(Педагог заходит за ширму и снимает атрибуты Зимы)
– Ну что, ребята, побывали в зимней сказке? Понравилось?