Система педагогической поддержки и сопровождения талантливых детей — ключевое направление национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Разделы: Администрирование школы


Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в "массовой" школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Особенно это характерно для такой страны, как Россия.

Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".

Цель, которую мы ставим перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей нашей школы.

Актуальность необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.

Система деятельности организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе имеет следующее содержание:

Выявление одаренных и талантливых детей:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсовпсихологических служб;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания
  • системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе школы;

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
  • включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению  предметов школьной программы;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников:

  • тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей:

  • Публикация в СМИ;
  • Конкурс "Ученик года";
  • Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;
  • Освобождение от экзаменов в период промежуточной аттестации;
  • Награждение учащихся на итоговой линейке.

Работа с родителями одаренных детей:

  • Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.

Работа с преподавателями:

  • Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"
  • Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
  • Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

Взаимодействие ОУ с  другими   структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности:

По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы школы включены программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Система дополнительного образования школы позволяют развить интересы ребенка в различных областях. % охвата детей дополнительным образованием в школе остается из года в год высокий. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности - обеспечение его участия   в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Дети школы успешно выступают в конкурсах различного уровня.

Наши достижения

Олимпиады:

Приняло участие :

  • в школьном этапе - 223 уч-ся
  • В муниципальном этапе -48 уч-ся
  • В региональном этапе - 5 уч-ся

Результат:

  • III место по математике 9 класс Бондаренко Л. ( уч. Бабкина Л.А.)
  • III место по химии 9 класс Бондаренко Л. ( уч. Галанская Е.В)
  • III место по истории 9 класс Зибницкая А. ( уч. Левашко Г.А.)
  • III место по истории 10 класс Препихов Д. ( уч. Левашко Г.А.)
  • III место по физике 8 класс Егорова М. ( уч. Литвиненко В.Я)
  • III место по русскому языку 5 класс Мехтиев М. (уч.Голодная Л.М.)
  • III место по русскому языку 7 класс Лепёшко Е. (уч.Голодная Л.М.)

Учащиеся школы в 2008-2009 уч. года приняли активное участие в Международных и Всероссийских конкурсах, праздниках, викторинах, чемпионатах, олимпиадах:

Приняло участие :

Международная игра-конкурс "Русский медвежонок 2008" - 67чел.

Всероссийский праздник по русскому языку, посвященный А.С. Пушкину - 2 чел.

"Молодёжный чемпионат по:

Географии - 32 чел.

Биологии -8 чел,

Английскому языку - 33 чел

Истории -10 чел

Результат:

Диплом победителя III степени (медаль)- Демченко Алексей- 10 кл. , Луценко Дарья -9 кл, Ткачук Дарья- 11 кл., Тихий Захар - 8 кл

Диплом регионального победителя II степени-Лютый Евгений - 6 кл,

Диплом за лучший результат в районе": Лепёшко Екатерина- 7 Кл,

Демченко Алексей- 10 кл., Остапенко Дарья-11 кл.,

Международная игра "Эрудиты планеты" -12 чел.

Команда девочек 4 класса (кл.рук.Воробьёва А.В);

команда мальчиков 5 класса ( кл.рук. Голодная Л.М.)

Участники олимпиады "Авангард" по:

Математике - 3чел;

Физике - 3чел;

Атомной станции - 3чел

Областная олимпиада школьников по граждановедческим дисциплинам

Бондаренко Лилия - 9 кл.

Результат:

I-место в заочном туре;

III место в очном туре

Почетная грамота (ценный подарок)

Стипендия Главы Администрации Зерноградского района -

Егорова Мария 8кл.(победитель школьного конкурса "Ученик года - 2009")

Не секрет, что гениальных и суперталантливых детей становится все меньше. (Под талантливыми детьми я подразумеваю не вундеркиндов, а тех, чей талант принесет плоды впоследствии - в течение их жизни.)

Это не значит, что человек вырождается.

Просто ухудшается воспитание детей. Социальная обстановка.

Но это можно исправить.

Программа "Одаренные дети" принятая в 2005 году, реализуется в двух направлениях.

1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей на уроках и внеклассной деятельности).

2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Много лет по программе с одаренными детьми работают учителя:

Ткачук С. Л.

Петренко Л.Э.

Литвиненко В.Я.

Бабкина Л.А. - ее опыт обобщен на уровне Ростовской области.

Выявление  одаренных и талантливых детей .

Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система мониторинга.    Имеется пакет документов для организации системного мониторинга в в области исследования. По итогам мониторинга в 2008-2009 учебном году 8 учащихся занесены в школьный банк "одаренные дети". 30 % детей обладают той или иной талантливостью. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию    "Портфолио" - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Для многих ребят конкурс стал стартовой площадкой  для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, для них школа утвердила профессиональный выбор. Вот несколько примеров.

Куринский Виталий - выпускник 1997 года, медалист, призер областной олимпиады по химии. Закончил медицинский университет и работает хирургом в ЦРБ.

Шингарий Алексей - выпускник 2002 года, медалист, неоднократный призер олимпиад по математике, выпускник РГУ. В настоящее время - директор доп. офиса банка ЦентрИнвест в г. Зернограде.

Левашко Юлия - выпускница 2004 года, медалистка, призер районных олимпиад по математике, английскому языку. Выпускница РГЭА. Сейчас она член региональной детской молодежной организации "Содружество детей и молодежи Дона" в 2007 году стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом президента РФ от 6 апреля 2006 года №325.в рамках национального приоритетного проекта "Образование".

Кривик Марина - выпускница 2008 года, победитель IV Южно-Российского конкурса речей школьников в защиту прав человека. Студентка 2 курса ЮФУ ист. фак.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, в направлении поддержки талантливых детей, в школе предстоит продолжить:

  • расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
  • участие в дистанционном, заочном образовании учащихся;
  • внедрение индивидуальных образовательных программ учащихся;
  • участие в профильных лагерях для самореализации и саморазвития учащихся;
  • сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями по проблеме "Система педагогической поддержки и сопровождение талантливых детей".

Приложение.