Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в "массовой" школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Особенно это характерно для такой страны, как Россия.
Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа".
Цель, которую мы ставим перед собой, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Основной идеей работы является
объединение усилий педагогов, родителей, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей нашей школы.Актуальность
необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.Система деятельности
организации работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе имеет следующее содержание:Выявление одаренных и талантливых детей
:- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсовпсихологических служб;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания
- системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе школы;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
:- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
- включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
- формирование и развитие сети дополнительного образования;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
:- тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей
:- Публикация в СМИ;
- Конкурс "Ученик года";
- Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
- Освобождение от экзаменов в период промежуточной аттестации;
- Награждение учащихся на итоговой линейке.
Работа с родителями одаренных детей
:- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне школы.
Работа с преподавателями
:- Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми "Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе", "Обеспечение эмоционального положительного фона обучения"
- Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию
- Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности:
По диаграмме видно, что в основе деятельности ОУ, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
В школе сформировалось стойкое
убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы школы включены программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Система дополнительного образования школы позволяют развить интересы ребенка в различных областях. % охвата детей дополнительным образованием в школе остается из года в год высокий. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности - обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Дети школы успешно выступают в конкурсах различного уровня.Наши достижения
Олимпиады:
Приняло участие :
- в школьном этапе - 223 уч-ся
- В муниципальном этапе -48 уч-ся
- В региональном этапе - 5 уч-ся
Результат:
- III место по математике 9 класс Бондаренко Л. ( уч. Бабкина Л.А.)
- III место по химии 9 класс Бондаренко Л. ( уч. Галанская Е.В)
- III место по истории 9 класс Зибницкая А. ( уч. Левашко Г.А.)
- III место по истории 10 класс Препихов Д. ( уч. Левашко Г.А.)
- III место по физике 8 класс Егорова М. ( уч. Литвиненко В.Я)
- III место по русскому языку 5 класс Мехтиев М. (уч.Голодная Л.М.)
- III место по русскому языку 7 класс Лепёшко Е. (уч.Голодная Л.М.)
Учащиеся школы в 2008-2009 уч. года приняли активное участие в Международных и Всероссийских конкурсах, праздниках, викторинах, чемпионатах, олимпиадах:
Приняло участие :
Международная игра-конкурс "Русский медвежонок 2008" - 67чел.
Всероссийский праздник по русскому языку, посвященный А.С. Пушкину - 2 чел.
"Молодёжный чемпионат по:
Географии - 32 чел.
Биологии -8 чел,
Английскому языку - 33 чел
Истории -10 чел
Результат:
Диплом победителя III степени (медаль)- Демченко Алексей- 10 кл. , Луценко Дарья -9 кл, Ткачук Дарья- 11 кл., Тихий Захар - 8 кл
Диплом регионального победителя II степени-Лютый Евгений - 6 кл,
Диплом за лучший результат в районе": Лепёшко Екатерина- 7 Кл,
Демченко Алексей- 10 кл., Остапенко Дарья-11 кл.,
Международная игра "Эрудиты планеты" -12 чел.
Команда девочек 4 класса (кл.рук.Воробьёва А.В);
команда мальчиков 5 класса ( кл.рук. Голодная Л.М.)
Участники олимпиады "Авангард" по:
Математике - 3чел;
Физике - 3чел;
Атомной станции - 3чел
Областная олимпиада школьников по граждановедческим дисциплинам
Бондаренко Лилия - 9 кл.
Результат:
I-место в заочном туре;
III место в очном туре
Почетная грамота (ценный подарок)
Стипендия Главы Администрации Зерноградского района -
Егорова Мария 8кл.(победитель школьного конкурса "Ученик года - 2009")
Не секрет, что гениальных и суперталантливых детей становится все меньше. (Под талантливыми детьми я подразумеваю не вундеркиндов, а тех, чей талант принесет плоды впоследствии - в течение их жизни.)
Это не значит, что человек вырождается.
Просто ухудшается воспитание детей. Социальная обстановка.
Но это можно исправить.
Программа "Одаренные дети" принятая в 2005 году, реализуется в двух направлениях.
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Много лет по программе с одаренными детьми работают учителя:
Ткачук С. Л.
Петренко Л.Э.
Литвиненко В.Я.
Бабкина Л.А. - ее опыт обобщен на уровне Ростовской области.
Выявление одаренных и талантливых детей .
Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система мониторинга. Имеется пакет документов для организации системного мониторинга в в области исследования. По итогам мониторинга в 2008-2009 учебном году 8 учащихся занесены в школьный банк "одаренные дети". 30 % детей обладают той или иной талантливостью. Педагоги развивают и прослеживают творческую траекторию талантливого ребенка. Многие педагоги используют для этого инновационную педагогическую технологию "Портфолио" - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Для многих ребят конкурс стал стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, для них школа утвердила профессиональный выбор. Вот несколько примеров.
Куринский Виталий - выпускник 1997 года, медалист, призер областной олимпиады по химии. Закончил медицинский университет и работает хирургом в ЦРБ.
Шингарий Алексей - выпускник 2002 года, медалист, неоднократный призер олимпиад по математике, выпускник РГУ. В настоящее время - директор доп. офиса банка ЦентрИнвест в г. Зернограде.
Левашко Юлия - выпускница 2004 года, медалистка, призер районных олимпиад по математике, английскому языку. Выпускница РГЭА. Сейчас она член региональной детской молодежной организации "Содружество детей и молодежи Дона" в 2007 году стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной указом президента РФ от 6 апреля 2006 года №325.в рамках национального приоритетного проекта "Образование".
Кривик Марина - выпускница 2008 года, победитель IV Южно-Российского конкурса речей школьников в защиту прав человека. Студентка 2 курса ЮФУ ист. фак.
В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, в направлении поддержки талантливых детей, в школе предстоит продолжить:
- расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
- участие в дистанционном, заочном образовании учащихся;
- внедрение индивидуальных образовательных программ учащихся;
- участие в профильных лагерях для самореализации и саморазвития учащихся;
- сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями по проблеме "Система педагогической поддержки и сопровождение талантливых детей".