Использование интернет-ресурсов на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, повышающего свои профессиональный уровень.

Применение ИКТ на уроках иностранного языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе и с интерактивной доской, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут "блеснуть" своими познаниями в сфере технологий.

Применяя ИКТ, я в своей работе использую лицензионные CD и материалы, найденные в Интернете. При этом моя роль как учителя немецкого языка состоит в том, чтобы адаптировать их к изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс. Интернет и образовательные компьютерные программы могут выступать в роли "реального "культурного носителя" в процессе межкультурного общения.

Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках немецкого языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.

Сначала я использовала Интернет как средство получения информации по интересующей меня теме. Я использовала Интернет и для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, красочно и часто без наглядности. Посмотреть на достопримечательности городов Германии, Швейцарии и Австрии было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. Интернет делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на немецком языке.

Для формирования навыков чтения Интернет - эффективное средство. Чтение при изучении немецкого языка делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно восполнить этот пробел. Изучающее чтение является наиболее трудным видом, так как необходимо знать все слова, содержащиеся в тексте.

Ребята выписывают незнакомые слова, переводят, можно проработать их в наиболее похожих словосочетаниях. Иногда использую определенный текст в качестве теста, в котором учащиеся восполняют пропущенную информацию. Если предусматривается работа по формированию навыков ознакомительного, просмотрового, поискового чтения, то я готовлюсь к этому заранее, сначала подыскиваю подходящие тексты, и сохраняю ссылку в папке "Избранное", и затем с учащимся выходим в сеть и прочитываем данный текст.

Часто предлагаю ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения, ребята пополняют словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы становится создание своей презентации, посвященной одному конкретному событию, где ребята пытаются дать свое видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств.

Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке немецкого языка в этом смысле просто незаменимо. Это действительно средство коммуникации. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом:

1. Установление дружеской переписки. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

Мои учащиеся уже в VI классе начали работать в электронной почте. Они переписываются с учителем- немцем, который проходил практику в одной из русских школ. Сначала письма составлялись в обычных рабочих тетрадях (я их проверяла), а потом ученики переписывали их в электронную почту. На этом этапе исправление ошибок не велось: ошибок было очень мало или совсем не было, и хотелось сохранить естественный колорит знаний учащихся уровня IV класса.

Эта переписка продолжается до сих пор. Электронная почта это реальная возможность использовать свои знания немецкого языка.

2. Создание совместных учебных проектов. Но это только задумка на будущее.

Мой опыт применения Интернета очень небольшой. Я постоянно использую информацию, полученную в Интернете. Из своего опыта общения с Интернетом я могу посоветовать учителям любого предмета "поплавать" в бескрайнем море информации. По Интернету можно заказывать книги, фильмы, диски, видео. Можно получить исчерпывающую информацию, чем славен тот или иной день в истории.

Со старшеклассниками работается легче. Их уровень языковых знаний позволяет использовать многообразный материал. Материал же для V - VI классов приходится собирать в Интернете по крупицам. В работе помогает то, что большинство учащихся уже научились обращаться с компьютером.

На уроке ребятам удобнее, чтобы все необходимые адреса для работы в Интернете, находились перед ними. Тогда они делают меньше ошибок при наборе адреса.

Наиболее интересные, по их мнению, адреса они записывают в обычную тетрадь. Таким образом, у них появляется своя коллекция учебных адресов, которой можно будет воспользоваться и дома, если не удалось завершить работу на каком-либо сайте на уроке.

По опыту знаю, что желательно всегда иметь запасной адрес в Интернете, потому что по разным причинам тот или иной адрес может быть недоступен именно в день занятия.

Вот мои самые любимые адреса для работы с Интернет-ресурсами в школе и для самообразования:

На сайте www.nd.ru и www.grenzenlos-life.de можно заказать одну из учебных программ, которая может быть использована, начиная с III-IV классов школ с углублённым изучением немецкого языка. В этой программе более 20 лексических тем, к которым подобрана "базовая" лексика.

Для учащихся V классов можно предложить следующие темы: "ich und du", "Zu Hause", "Mein Leben", "Zukunft", "Lernen und arbeiten", "Feste feiern". Под названием каждой темы дан алфавит. Нажав какую-либо букву, можно увидеть всю лексику, начинающуюся на эту букву и относящуюся к соответствующей теме. Каждое слово проиллюстрировано и имеет аудиосопровождение.

После работы по какой-либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал. Это выполняется в доступной игровой форме.

В программе представлено 730 лексических единиц, которые рассчитаны на три уровня знаний. Лексические структуры представлены визуально так, что учащиеся самостоятельно догадываются о значении слов. Понимание лексики облегчает цветовое сопровождение: глаголы выделены в красной рамочке, прилагательные - в зелёной, имена существительные - в синей. Аудиопримеры можно прослушивать по несколько раз.

Лексику учащиеся осваивают различными способами и, что главное, самостоятельно. В разделе "Puzzle" можно проверить свои знания, сопоставляя рисунки и отдельные слова. Если проверочное задание выполнено правильно, учащийся получает одну деталь от "Puzzle и прячет её в "рюкзак". В "рюкзаке" можно увидеть все заработанные детали от "Puzzle" по соответствующей теме. После этого разрешается приступить к составлению самого "Puzzle".

В подразделе "Кино" представлены различные виды текстов (Textsorten) разной степени трудности: аутентичные истории, проектные работы школьников, страноведческая информация, небольшие кино- сюжеты. Учащиеся пользуются лексикой в конкретных ситуациях. Одновременно тренируется контекстуальное понимание незнакомых слов.

Опираясь на текстовой материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка: написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты (Е-Маil), они пробуют себя в Chat (моментальное электронное общение в Интернете). Возможность общения со сверстниками во всём мире является важнейшим стимулом для изучения ИЯ.

Для начинающих изучение немецкого языка есть специальные АВС-упражнения. Учащиеся видят написание буквы, слышат, как она произносится, тренируют алфавит в различных типах упражнений. Затем похожая работа проводится с клавиатурой компьютера. Дети знакомятся с расположением букв на клавиатуре, что помогает им в дальнейшем в выполнении письменных работ.

На официальном сайте можно ознакомиться с помощью анимации с указаниями, как нужно работать с CD-Rom. Там же представлены отдельные сюжеты из предлагаемого учебного материала. И для учащихся, и для учителей это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

При изучении темы "Рождество" можно воспользоваться адресом htpp://adventskalender.deutschlern.net. На этом сайте 23 задания различной степени трудности и одна прогулка по Рождественскому базару (№ 13). Для уровня IV класса хорошо подходят задания № 1, 2, 4, 6, 8, 17, 18, 19. Другие задания также очень интересные, но они предназначены для учащихся старших классов.

В задании №1 нужно логично расположить отдельные отрывки текста, в результате получится небольшой рассказ об истории возникновения Предрождественского календаря.

В задании №2 к различным видам календаря подбирается подходящий текст. При этом можно открыть разные окошки в календарях, почитать короткие шутки, поиграть, решить загадки, посмотреть видеосюжеты по теме, смастерить собственный календарь и получить приз.

В задании № 4 учитывается затраченное на его выполнение время. Движущиеся слова нужно по смыслу правильно распределить по двум праздникам: Рождество и Пасха. Если возникает ошибка, то ученик может прочитать объяснения к неправильно понятому слову. При желании всегда можно повторить выполнение любого упражнения и в результате заработать максимальное количество баллов.

В задании № 6 дан текст о святом Николае, в котором пропущены отдельные слова. К каждому пропуску предлагается 4 - 5 вариантов ответа. Ученик выбирает подходящее по смыслу слово.

В задании № 8 дано 20 слов, наиболее часто упоминающихся в связи с Рождеством. Но в этих словах перепутаны буквы. Нужно правильно записать слова.

В задании №17 приведены короткие весёлые и курьёзные рассказы, связанные тематически с Рождеством. В каждом рассказе пропущено по несколько слов, но в скобках указаны эти слова с перемешанными в них буквами. Контекст помогает отгадать эти слова. (Это задание похоже на задание № 8, но сложнее по содержанию.)

Задания №18 и 19 можно объединить. Причём логичнее сделать сначала задание 19, в котором объясняется, как надо писать поздравительные открытки к Рождеству, какие в таком случае используются слова и выражения, что принято желать родным и знакомым.

А в задании № 18 можно потренироваться в составлении различных открыток, подбирал из предложенных слов подходящие по смыслу. При этом учитывается правильность и скорость исполнения.

После этих заданий ученики любят погулять по Рождественской ярмарке в Брауншвайге (задание № 13).

Множество идей по ведению школьных праздников и вечеров можно найти на сайте www.zzzebra.de.Все праздники, которые популярны в Германии, распределены на этом сайте по временам года.

Для шестиклассников интересными оказались праздники и история их возникновения. Материал сайта позволяет сделать большие проектные работы по темам "Weihnachten", "Ostern". На этом же сайте можно многое узнать о традициях и обычаях, связанных с праздником святого Мартина. Через принтер можно перепечатать песни и стихи о св. Мартине.

Задания по страноведению Германии можно найти на сайте www.gs-katzenelnbogen.bildung-rp.de, на котором изображена карта Германии и выделены федеральные земли. Названия земель даны под картой, их нужно правильно перенести на карту. Если задание выполнено неправильно, то название земли само возвращается в исходное положение. На начальном этапе работы с этими заданиями около компьютера лежит настоящая карта Германии с названиями всех земель. В случае необходимости ученик может пользоваться этой подсказкой. Постепенно она станет ему не нужна.

На сайтах www.europschool.net, www.wasistwas.de и http://www.users.skynet.be/bd/pe/de даются всевозможные страноведческие задания.

На время нужно отгадать название страны и столицы из предложенных 4 -5 вариантов или же по изображению основных европейских достопримечательностей нужно назвать соответствующую страну. При необходимости можно пользоваться настоящей картой Европы.

На сайте www.europschool.net можно также найти игры, предназначенные детям разного возраста.

На этом сайте есть игры и для ребят примерно 11-12 лет. Предлагается составить Puzzle: даются фотографии наиболее известных европейских памятников архитектуры с аудиосопровождением. Есть Puzzle, состоящие из 4, 6 и 30 деталей. Когда Puzzle будет составлен, появятся названия архитектурного памятника и страны, в которой он находится.

На этом сайте для ребят размещены 10 кроссвордов по различным лексическим темам.

Применять компьютерные технологии можно и, не выходя в сеть Интернет. Для этого достаточно приобрести обучающие диски, которых производится огромное множество разными фирмами. В моей практике после применения этих дисков на уроках немецкого языка заинтересованность в изучении языков возросла.

На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Приложение 1, приложение 2.