Цели:
- познакомить учащихся с географией народных промыслов России;
- Развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с изобразительным искусством.
- Способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине.
Задачи:
- образовательная: обобщение и систематизация знаний о народных промыслах, умение работать со справочным материалом, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
- воспитательная: воспитание научного мировоззрения: эстетического воспитание трудовых навыков, чувства коллективизма в групповой работе, патриотическая: гордость за свою малую Родину.
- развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, умения отбирать нужный материал, работать с различными источниками информации.
Урок проводится как завершающий по теме «Население нашего края».
Оборудование: Физическая карта Русской равнины (на доске и в качестве раздаточного материала на группу), проектор, использование электронной презентации (Приложение 1), маршрутные листы на группу, альбомные листы, краски, выставка с изделиями народных умельцев.
Ход урока
Занятие рассчитано на 2 часа. На первом уроке ученики выступают в роли экскурсоводов и искусствоведов, заполняют маршрутные листы. На 2 уроке по группам-артелям выполняют творческое задание под руководством учителя ИЗО. Ребята сами рассаживаются по группам по интересам, предварительно экскурсоводы и искусствоведу готовят короткие выступления с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
Слайд 1.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родных умельцах
На весь мир молва идет!
Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок: «География народных промыслов Русской равнины». А что означает слово «промыслы»?
Ответы детей.
Действительно, очень давно, когда ещё сельскохозяйственная техника была слишком проста, малоплодородные почвы Нечерноземья не давали богатых урожаев, и просто в долгое зимнее время, когда все полевые работы были прекращены, население вынуждено было промышлять, заниматься производством различных товаров на продажу или обмен для получения средств на пропитание, иначе заниматься промыслами.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. На Руси народных промыслов великое множество. Вот и сегодня мы попытаемся уподобившись искусстным мастерам самим сотворить эту красоту. А поможет нам в этом знание предметов ИЗО и географического краеведения.
Слайд 2. Центральная Россия, Русская равнина, Нечерноземье, место,где нам посчастливилось родиться и жить выделяется богатым разнообразием народных промыслов, а вдохновляли народных умельцев на творчество неповторимые красоты Русской природы…
«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев
(Демонстрируются слайды с природой Русской равнины.)
Вдоволь налюбовавшись красотами родной природы мы отправляемся в путешествие по Русской равнине, а нашими ГИДами будут экскурсоводы и искусствоведы, ваши одноклассники.
В конце путешествия вы заполните маршрутный лист, выданный на каждую группу и, конечно же географическая карта, без которой не отправится в путь ни один путешественник. И так, в путь! Приложение 2.
Слайд: Ивановская область.
Свое путешествие мы начинаем с родной Ивановской области, славного села Палех… Слово нашим экскурсоводам и искусствоведам…
Слайд: Нижегородская область.
Наш путь лежит в соседнюю Нижегородскую область, богатую народными умельцами. О географическом положении промыслах Городца нам поведают экскурсоводы и искусствоведы.
А сейчас познакомимся с достопримечательностями Хохломы: экскурсоводы и искусствоведы.
С древним селом Полоховский Майдан нас познакомят наши ГИДы: экскурсоводы и искусствоведы.
Слайд: Кировская область.
Мы движемся на северо- восток в Кировскую область,где на окраине областного центра обосновалось известное на всю Россию село Дымково. Слово нашим ГИДам: экскурсоводам и искусствоведам….
Слайд: Ярославская область.
А мы уже в Ярославской области, в славном граде Ростове Великом,слышите, как звонят колокола… Экскурсоводы и искусствоведы.
Слайд: Московская область.
Мы не сидим на месте. Сейчас мы у самого сердца России, в Московской области, знаменитой целым созвездием талантов и умений. О старинном русском городе Сергиеве-Посаде нам расскажут экскурсоводы и искусствоведы.
С подмосковным селом Жостово нас познакомят: экскурсоводы и искусствоведы.
На всю страну прославились Павлово-Посадские платки. Слово нашим экскурсоводам и искусствоведам.
Слайд 83-84: вот и подошло к концу наше короткое путешествие. Самое время заполнить путевые листы. Представители групп, подойдите ко мне и вытяните задания: по 2 населенных пункта, выберите то изображение народного промысла, которое получило развитие в вашем населенном пункте и закрепите этот рисунок на карте, рядом с городом или селом. Заполните путевые листы и не забудьте оценить свою работу на уроке.
Наш урок не случайно называется ГЕОГРАФИЯ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ, у нас получилась целая карта народных промыслов Русской равнины. Заполняем и сдаем путевые листы.
Вдоволь налюбовавшись красотами родной природы и изделиями народных умельцев мы возвращаемся в родное Тейково, попробовать свои силы в народном творчестве.
Керамика, резьба и самоцветы..
Не перечислить нам все это,
Но будь то хоть платки, игрушки, шали,
Народных промыслов название им дали.
Берут начало промыслы все эти
В далеких уж от нас тысячелетьях.
Еще прабабушки для нас вязали,
Прадедушки игрушки вырезали.
И вот уж мы, достав их все творенья,
Не понаслышке, занялись ученьем.
Продолжим дальше мы занятья эти,
А после нас и наши дети.
Урок 2: Работа по группам-артелям: Матрешки, Городецкая роспись, Хохломская роспись, Дымково, пейзажисты под руководством учителя ИЗО.
Заключение: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа. Для того что бы любить нужно все это видеть и знать. И мы думаем, что наш урок помог вам в этом.
Ну а доказательством по праву могут служить ваши путевые листы и художественные произведения. Спасибо за урок!