Цель: развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других людей.
Материал: кукла-перчатка Кот Леопольд, пиктограммы с изображением эмоций, цветок со съемными лепестками, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия.
Дети заходят в кабинет, их встречает кот Леопольд. В лапах у кота пиктограмма. Он просит рассказать, что это за картинка и для чего она нужна. Дети объясняют.
Дети и кот выбирают карточку с соответствующим настроением.
Упражнение на развитие рефлексии (пиктограммы).
Психолог: Давайте поздороваемся с Леопольдом.
Упражнение «Приветствие».
Цель: создание психологически комфортной атмосферы. Дети предлагают способы приветствия.
Психолог: Кот Леопольд, ребята могут отгадать, как ты себя чувствуешь?
Кот Леопольд: Попробуйте, отгадайте!
Дети говорят, что у Леопольда веселое настроение.
Кот Леопольд: Ух, ты, здорово! А как это у вас получается?
Дети рассказывают, что о настроении можно узнать по мимике, пантомимике.
Психолог: Кот Леопольд, послушай, как ребята отгадывают что чувствует его товарищ?
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого. Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Психолог: Кот Леопольд, какого цвета у тебя настроение?
Кот Леопольд: Не знаю. Ребята, научите определять цвет настроения.
Упражнение «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других. Детям предлагается поведать остальным какого цвета настроение.
Психолог: Ребята, вы любите получать подарки?
Ответы детей.
Психолог: Ребята, представьте, что вы волшебники.
Упражнение «Подарок на всех (цветик-семицветик)»
Цель: развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы...
Кот Леопольд тоже участвует в игре.
Кот Леопольд: Ребята, помогите мне нарисовать портреты моих друзей мышат.
Психолог: Кот Леопольд, а давай ты сам постараешься нарисовать портрет мышат, а я тебе помогу. А, ребят попросим нарисовать портрет лучшего друга.
Упражнение «Портрет самого лучшего друга»
Цель: развитие анализа и самоанализа. Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?
Какими качествами обладает этот человек?
Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
Что для этого надо делать, как себя вести?
Психолог: Наша встреча заканчивается, но прежде чем мы попрощаемся, покажите пиктограмму с вашим настроением.
Упражнение на развитие рефлексии (пиктограммы).
Психолог: Кот Леопольд, ты запомнил как мы здоровались с ребятами?
Кот Леопольд: Мур-мяу.
Психолог: Попрощайся с ребятами также как мы и здоровались.
Прощание.