Если Вы читаете данное пособие, значит, вам не безразлична работа классного руководителя с родителями.
Данное пособие предназначено для классных руководителей, родителей и учащихся. Не секрет, что в настоящее время существует множество методической литературы по работе с родителями. Традиционно в классах проводятся классные часы, родительские собрания, различные диагностики. Но, порой бывает очень трудно привлечь родителей к проведению активных форм воспитательной работы совместно с детьми. В данном пособии размещены сценарии различных мероприятий, которые проводились в классах, где я была классным руководителем. Возможно, кому-нибудь они помогут организовать свою работу с родителями и классом.
Начинать работу следует с 1 сентября 5 класса. В течение учебного года проводятся такие мероприятия, как:
- праздник осени
- Новый год
- 23 февраля
- 8 марта
- спортивные соревнования и др.
В конце учебного года обязательно проводится совместно с учащимися родительское собрание - праздник, на котором подводятся итоги всего учебного года.
Если такие мероприятия проводить ежегодно, то родительский и детские коллективы станут дружнее и сплоченнее. Взрослея, ребята сами с удовольствием готовят программы таких праздников.
Некоторые из них вы сможете найти в данном пособии. Надеюсь, что они вам помогут в организации воспитательной работы в классе!
Удачи в работе!!!
Содержание:
- Вступление
- Сценарий проведения праздника «Вечер знакомств» в 5 классе.
- Новогодний вечер с родителями.
- Сценарий мероприятия с родителями «Турслет».
- Сценарий семейной спортивно-развлекательной программы «Русские забавы».
- Сценарий спортивного вечера «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
- Сценарий вечера «Родительский дом – начало начал».
- Сценарий совместного лыжного похода с родителями.
- Сценарий выступления на 1-апрельском празднике.
- Сценарий вечера «Праздник мам!»(5 класс)
- Сценарий праздника 8 марта (6 класс)
- Сценарий конкурсной театральной постановки, посвященной 8 марта «Золушка».
- Список литературы для работы классного руководителя.
То, что учитель должен знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача школы сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики.
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители – это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей!
В работе с родителями есть и свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы.
- Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
- Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
- Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко: по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь. С последней - работать бесполезно (хотя это тоже спорно). Более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств, приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.
Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.
Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.
Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
В школу приходит человек, у которого есть свои представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому так необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Специфика работы нашей школы состоит в развитии воспитательной системы, она предполагает участие родителей во всех коллективных творческих делах школы и отдельно взятого класса, в частности, а также сотрудничество с педагогами школы .
Дети готовы учиться общению с родителями, к получению совместного эмоционального опыта, к разделению ответственности с близким родным человеком. У многих родителей такой готовности нет.
Работа родительско–детских групп важна и необходима. Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам ассертивного поведения. У взрослых людей в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку.
Каждый ребенок в душе гордится своими родителями. Когда он видит, что родителям не безразлично, что происходит с ним в школе, дома, в свободное время; что родитель готов проводить вместе с ним свое время, быть в курсе его дел, то и у него меняется отношение к родителям. Чем больше времени будут вместе проводить дети и родители вместе, тем лучше будет от этого всем. И задача классного руководителя – постараться помочь детям и родителям лучше понять друг друга.
Литература в помощь классному руководителю:
- Брагина С.А., Авдощенко Л.П. Классные часы. 5-11 класс. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы. - Волгоград: Учитель.2009г.
- Васильева Е.В.. Родительские собрания. 5-8 кл. нравственное воспитание в семье. -Волгоград: Учитель, 2008г.
- Волкова Н.Г., Мунина Л.А.Сценарий школьных праздников. - М.: Центр «Педагогический поиск» 2000г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.Кипарис -2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Пед. общество России, 2000г.
- Давыдова А.В. Классные часы: 9 класс- М.: ВАКО,2008г.
- Дюкина О.В. Родительские собрания: 7 класс.– М.: ВАКО, 2008г.
- Зайцева И.А., Догадова Н.А.. Классные часы. 7-8 классы: викторины, беседы, конкурсы, игры.– Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Звяглова М.В., Ухова И.Т.Это нормальное сумасшедшее лето…Сборник практических материалов для летней педагогической практики студентов.- Новгород: изд-во НГПИ, 1993г.
- Кугач А.Н., Турыгина С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу – программы. Ярославль: Академия развития, 2006г.
- Максименко Н.А.Спутник классного руководителя. 8-9 классы. - Волгоград, 2007г.
- Малкова Н.Г., Гончукова О.П. Классный час и в шутку и в серьез. Ярославль: Академия развития.2006г.
- Почуев Д., Гаврилов И. Картотека игр. МПГУ, учебно-производственный центр «Лето», М.- 1992г.
- Торашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Викторины. Путешествия. Советы. Игры.– М: педагогическое общество России.2001г.
- Черных О.Г., Малогина В.А. Родительские собрания: 8 класс.- М., ВАКО, 2008г.
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для школьного педагога./ Частный образовательный лицей.- Владимир, 1993г.
- «Светский разговор» серия «Клуб эрудитов» - Кострома, ИМЦ «Вариант» - 1993г.
- Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/под рек. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Журнал «Классный руководитель»
- Как организовать внеклассную работу в современной школе: школьный досуг: Школьный театр. Пособие для заместителя директора по воспитательной работе и кл. руководителя. – М.: Просвещение, 2000г.
- Классному руководителю о воспитательной работе класса. Методическое пособие под ред. Е.Н.Степанова/Москва. Центр «Педагогический поиск».2000г.
- Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно- ориентированного классного часа. Под ред. Е.Н.Степанова, М.А. Александровой, ООО «ТЦ Сфера», М. 2004г.
- Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
- Серия «Праздник в школе» – книжная серия для учителей, родителей и школьников. Минск «Красико - Принт» 2000-2002г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11