База данных: "Гимназия"

Разделы: Физика, Информатика


Была поставлена задача - построить базу данных, которая позволит:

  • получить представление по качеству знаний по аттестуемым классам 5–11 потоков для каждой четверти;
  • получить представление по качеству знаний по аттестуемым классам 5–11 потоков за учебный год;
  • получить представление по качеству знаний по предметам аттестуемых классов 5–11 потоков для каждой четверти;

Для построения базы данных необходимы знания темы: “Файлы и файловая система”, а также знания основ электронных таблицы Excel. Оптимально для реализации исходной задачи подходил 9 класс, у которого обе эти темы входили в учебный план. Исходная задача была разбита на подзадачи, каждая из которых решалась классом отдельно и независимо от других.

Задача №1.

1. На “жестком” диске построить дерево каталогов:

  • основной каталог данного учебного года с именем “БД_<учебный_год>”
  • в основном каталоге формируем каталог четвертей и годовую

Здесь имена каталогов даются цифрами 1, 2, 3, 4, GOD указывающие на номера четвертей и годовой.

2. В каждом каталоге с именами 1, 2, 3, 4, GOD с помощью Excel создать пустые книги с именами:

  • 1 –> 5.xls, 6.xls, 7.xls, 8.xls, 9.xls;
  • 2 -> 5.xls, 6.xls, 7.xls, 8.xls, 9.xls, 10.xls, 11.xls.
  • 3 – >5.xls, 6.xls, 7.xls, 8.xls, 9.xls;
  • 4 -> 5.xls, 6.xls, 7.xls, 8.xls, 9.xls, 10.xls, 11.xls.
  • GOD -> 5.xls, 6.xls, 7.xls, 8.xls, 9.xls, 10.xls, 11.xls.

(Отсутствие 10.xls и 11.xls в каталогах “1” и “3” определяется тем, что эти классы в 1 и 3 четвертях не аттестуются)

3. Дополнительно в каждом из этих каталогов создается каталог архива.

Данная подзадача в дальнейшем была оформлена как задача тематического контрольного задания по теме: “Файлы и файловая система”

Рис.1. Пример решения задачи построения дерева каталогов.

На данном рисунке показана реализация этой задачи - дерево каталогов базы данных 2008-2009 учебного года. Каталог может располагаться на любом логическом диске, в любом его подкаталоге.

Рис. №2. Файлы и архив.

На данном рисунке на левой панели показан набор файлов в каталогах четвертей (для примера взятии 2-я четверть). Дополнительно создается файл с именем “<номер_каталога>_ПРЕДМЕТЫ”. На правой панели того же рисунка показано возможное содержание каталога “АРХИВ”: презентации результатов четверти (расширения .ppt и .pps.); копия файла 2_предметы.xls и запакованные файлы показанные на левой панели.

ЗАДАЧА №2.

В каждой книге вставляем листы соответствующих классов параллели, например, в книге с именем “5”, имеем листы: 5а, 5б, 5в, 5г, в которых содержится информация по каждому классу, и лист с именем “<N>_четверть” (где будет располагаться сводная таблица по данной четверти).

Во все листы классов ввести следующую информацию:

  • класс
  • имена и фамилии учеников данного класса,
  • предметы, изучаемые в данном классе;
  • аттестация учеников за данную четверть.

Рис. №3. Фрагмент классного листа.

Как видно из рисунка на каждом листе вводиться следующая информация:

  • класс
  • имена и фамилии учеников данного класса,
  • предметы, изучаемые в данном классе;
  • аттестация учеников за данную четверть.

Данная задача (№2) давалась как практическое задание при изучении темы: “Ввод и редактирование информации” в рамках темы: “Основы Excel”.

ЗАДАЧА №3.

Провести следующие расчеты:

  • определяется количество “5”, “4”, “3”, “2” по каждому предмету (то есть по столбцам);
  • определяется количество “5”, “4”, “3”, “2” для каждого ученика (то есть по строкам);
  • средняя оценка по всему курсу для каждого ученика (по строкам);
  • в строке №6 определяем качество знаний для каждого предмета.

Примечание к задаче №3. Для проведения этих расчетов использовать следующие функции Excel:

  • для определения количества оценок и количества аттестованных -> СЧЕТЕСЛИ (…)
  • для определения качества знаний ЕСЛИ(c5>0;(c1+c2)/c5*100;””)

Расчетные данные строки №6 в соответствии с предметами копируются на лист с именем “<N>_предметы”

Рис. №4. Показан фрагмент листа с именем “<N>_четверть”, где из 5а, 5б, 5в, 5г выбраны данные строк №6.

Передача данных идет внутри книги, поэтому, для их передачи в нашем случае используется ссылка вида:

=‘<имя_листа_донора>’!С6

С последующей протяжкой по строке.

Следующая задача ставится при изучении мастера диаграмм.

ЗАДАЧА №4.

На листах с именем “<N>_четверть” построить диаграмму, отображающая качество знаний для каждого класса по всем предметам.

Следующая задача позволяет собрать все данные по качеству знаний для всех потоков и всех классов.

ЗАДАЧА №5.

В книгу с именем “<N>_предметы” скопировать информацию по качеству знаний для всех классов для всех предметов. Для этого используются ссылки вида:

='<путь к книге>[<имя_книги>.xls]<имя листа>'!<ссылка>

Рис.№5. Представлены значения качество знания по всем классам и всем предметам.

Таким образом, предложенная база данных позволяет:

  • получить представление по качеству знаний по аттестуемым классам 5 – 11 потоков для каждой четверти;
  • получить представление по качеству знаний по аттестуемым классам 5 – 11 потоков за учебный год;
  • получить представление по качеству знаний по предметам аттестуемых классов 5 – 11 потоков для каждой четверти;

В заключении отметим:

  • с соответствующими переобозначениями книги каталога “1” можно использовать как шаблон для каталогов “2”, “3”, “4” и “GOD”, что дает возможность дать соответствующее задание по работе с буфером обмена;
  • каталоги “2”, “4” и “GOD” необходимо дополнить книгами “10.xls” и “11.xls” для учета соответствующих потоков;
  • небольшая модификация данной базы данных позволит существенно увеличить круг задач, решаемых с ее помощью;
  • в настоящее время имеется материал по 4 учебным годам; это позволяет в первом приближении рассмотреть также задачу мониторинга этого параметра за эти годы.