Цели урока:
- Формирование пунктуационных навыков.
- Развитие аналитического мышления.
- Совершенствование речи учащихся.
ХОД УРОКА
I. Интеллектуальная разминка.
(Работа на интерактивной доске. Приложение. Лист 1)
1. Проверьте, насколько точно вы представляете значение фразеологизмов: (соедините стрелочками )
1. | вить веревки | бездельничать, без цели глядеть по сторонам; | |
2. | считать ворон | спрашивать напрямик; | |
3. | ставить вопрос ребром | подчинять кого-либо своей воле; | |
4. | доводить до белого каленья | приводить в состояние сильного гнева; | |
5. | заводить волынку | разоблачать кого-либо; | |
6. | выводить на чистую воду | начинать говорить долго и скучно, не по существу. |
(Составьте предложение с прямой речью, используя один из фразеологизмов)
2. Орфоэпическая работа. Культура речи. (Лист 1)
Правильно поставьте ударение.
Ломоть Газопровод Звонят Кремень Факсимиле Эксперт
Торты Жалюзи Углубить Откупорить Подростковый Принудить
(Составьте 5 словосочетаний с разными видами подчинительной связи)
3. Словарная работа. (Лист 2)
Дайте правильное толкование слова. Проверьте себя.
II. Проверка домашнего задания.
(Лист 3)
1. Упражнение №374[1]
Выборочная взаимопроверка трудных случаев пунктуации в домашнем упражнении.
Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким влажноватым, насыщенным зеленым светом и зеленой прохладой пологом дубравы.
У Блока – травы, задебрённые лесом, кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности – туманы.
Однако пристрастие к дубу, березе или к травам с туманами – это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места.
2. Дополнительное задание по тексту:
- Объяснить орфограммы и постановку знаков препинания.
- Подчеркнуть однородные члены как члены предложения, указать части речи.
- Найти причастия и объяснить правописание.
3. Готовимся к ЕГЭ.
- Определите стиль речи и тип данного текста.
- Укажите главную мысль.
- Определите тип связи предложений в тексте.
- Найдите в первом предложении контекстуальные антонимы.
III. Творческая работа.
– Из текста домашней работы вы определили, чем наделили родные места российских поэтов.
– А каково ваше ощущение Родины? Какую роль в этом играет Дальний Восток?
– Составьте несколько предложений, используя однородные члены предложения. (Лист 4)
IV. Актуализация ранее изученного материала.
1. Какие союзы связывают однородные члены предложения?
2. Расположить союзы по разрядам. (Лист 5)
Сочинительные союзы.
- Соединительные а, но, да, тоже, также, ни ... ни, или, либо, то … то, однако, зато не то … не то
- Противительные
- Разделительные
3. Работа учащихся в группах по материалу § 82,83 [1]
(Учащиеся заранее готовили объяснение, используя интерактивную доску. Лист 6)
Результат работы 1 группы
- О и О О или О О либо О
- О, а О О, но О О, однако О О ,зато О
- О и О
Результат работы 2 группы
- и О, и О, и О
- или О, или О, или О
- ни О,ни О, ни О
- не то О, не то О, не то О
- как О, так и О; не только О, но и О; не столько О, сколько О
- О, и О, О и О, О и О; О, и О, и О; О, О, О и О
V. Закрепление.
1. В стихах поэтов-дальневосточников найти предложения с однородными членами. Одно из них записать. Обозначить пунктограмму. (Лист 7) [4]
-
Люблю морозный свежий мглистый
Небесный воздух над тайгой.
Как от берез светло и чисто
В душе измученной пургой!
(А. Дятала) -
Пласты воды и воздуха и света
Перемешав на грубом полотне
Опять моя суровая планета
Себя прекрасной показала мне.
(Л. Миланич) -
Князь мой светлый январь ты меня не морозь.
Если можем не вместе – значит надо поврозь.
Только мимо пройдём только вслед поглядим.
Только снег упадёт с потрясенных рябин.
(М. Дечули)
Дифференцированное выполнение упражнения. (Лист 8)
1. В упражнении 372 найти предложения, соответствующие схемам, записать их.
1 группа (1-4)
- Ο, зато Ο.
- Ο,Ο но Ο.
- Ο,Ο,Ο да Ο.
- Ο и Ο.
2 группа. Работает по всему тексту упражнения (7-9)
- [ ],( Ο, а то и Ο).
- [ ], (что Ο, Ο, Ο, Ο и Ο);
- [ ]; [Ο, Ο,а Ο];
Графический диктант на материале упражнения № 373 (1-3) (Лист 9)
Столько Ο, сколько Ο.
Не только Ο, но и Ο.
Если не Ο, то Ο.
Дополнительное задание.
- Записать предложение №4, подчеркнуть однородные члены. Дать характеристику предложения
- Какова роль интонации в предложениях с однородными членами? Объяснить постановку всех знаков препинания.
- Составить пунктуационную схему. (2 группа учащихся). [O, а O], (к которым …если и O, то O ).
VI. Контроль. Тестирование. Готовимся к ЕГЭ.
(Лист 10)
А1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В абсолютной тьме (1) казалось(2) будто с ветром неслись в бездну деревья(3)сопки и вода в реке (4) и все это вместе с дождем образовало одну сплошную (5) с чудовищной быстротой движущуюся массу. [3]
- 1, 2, 3, 4, 5
- 2, 3, 4, 5
- 1, 3, 5,
- 2, 3, 4
А2) Выделите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
- Дверь зазвенела вся снизу доверху и запела своим стеклянным голосом.
- В комнате тускло горит одна сальная свечка и то это допускалось только в зимние и осенние вечера.
- Они продолжали целые десятки лет дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора.
- И все продолжали хохотать и Танюша проснулась и она хохочет.
VII. Обобщение.
(Повторение по опорному материалу)
VIII. Рефлексия
(Лист 10)
– Что нового узнали на уроке?
– Какие случаи постановки знаков препинания при однородных членах вызвали у вас затруднения?
Дом задание § 82, 83 упр. 375 (1-5 письм.,6-9-составить схемы), упр. 376 (выполнить карандашом)
Литература:
- Учебник «Русский язык. 10-11 классы» под ред. Н.Г. Гольцовой. Москва. Русское слово. 2008.
- Книга для учителя «Русский язык. 10-11 классы» под ред. Н.Г. Гольцовой. Москва. Русское слово. 2005.
- А.К. Арсеньев. «Дерсу Узала». Хрестоматия по дальневосточной литературе.7 класс. 1997.
- Хрестоматия по дальневосточной литературе.7 класс. 1997.