Проект для группы кратковременного пребывания детей в школе "Будущий первоклассник", "Из дошкольного детства — в школьное"

Разделы: Начальная школа


Актуальность

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечение условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Базовое звено образования – общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Дошкольное и начальное образование обеспечивают качество образования во всех последующих его звеньях.

В последнее время увеличивается численность детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. 57% первоклассников 2008 -2009 учебного года, 64% детей 2009-2010 учебного года Сосново-Озерской средней общеобразовательной школы №2» Еравнинского района не посещали дошкольные образовательные учреждения. Это связано с рядом причин: состоянием здоровья, отсутствие мест в ДОУ, отсутствие финансовых возможностей у родителей.

Учитывая социальный заказ общества, необходимо создать группу кратковременного пребывания детей в школе.

Цели

  • Организация группы кратковременного пребывания детей в школе для формирования психологической и социально-личностной компетенции детей дошкольного возраста
  • Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс

Задачи

  • Набор группы детей 5-6 летнего возраста
  • Разработать план мероприятий по развитию жизнедеятельности детей в сочетании достижений предыдущего этапа развития с базовыми предпосылками последующего школьного, усилению факторов, развивающих готовность дошкольников к органичному переходу в новые условия жизнедеятельности (развитие физической, мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, общеличностной, социальной готовности дошкольника)
  • Формирование родительской компетенции по вопросам воспитания детей
  • Вовлечение педагогов, детей, родителей в совместную деятельность
  • Презентация проекта через СМИ

Теоретическая обоснованность проекта

Дети 5-6 лет это дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время связывается только с подготовкой к школе, при чем чаще всего в узком понимании: либо как «натаскивание» на предметы, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций. Ни то, ни другое не имеют никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое сможет обеспечить его дальнейшую успешность. Введение предшкольного образования направлено на создание благоприятных условий для полноценного развития детей, качественной подготовки их к обучению в школе, благополучие семьи.

Группа кратковременного пребывания детей 5-6 летнего возраста будет функционировать на базе общеобразовательной средней школы. Набор детей в группы осуществить через СМИ, а также через просветительскую работу среди населения (дворовый обход). Такие группы удобны родителям с экономической точки зрения – ведь не нужно будет оплачивать организацию питания, прогулок, дневного сна ребенка. Для работы кроме учителя начальных классов будут привлекаться музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО, хореограф, психолог, логопед, валеолог. Также в этой роли могут участвовать сами родители, имеющие образование по данным специальностям. В ходе реализации будут развиваться базисные характеристики личности: инициативность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке. Образовательный процесс выстраивается так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно-речевую, социально-личностную, художественно-эстетическую.

Основу организации образовательного процесса должны определять:

  • уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
  • обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  • создание развивающей предметной среды;
  • широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
  • выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка.

Специфика работы:

  • небольшая продолжительность занятий-20-25 минут;
  • небольшая продолжительность в течение дня (1-1,5 ч)
  • невысокая кратность занятий в течение недели (не более 3 раз)

Важна не длительность, частота, важна система работы. Форма занятий, в основном, игровая (дидактические игры, самооценка ребенка должна быть завышена).

Принципы работы:

  • Принцип ведущей деятельности. Игра как ведущая деятельность дошкольника рассматривается как базовая форма познания и общения на развивающих занятиях.
  • Принцип возрастного развития. Предлагаемый для работы материал ориентирован одновременно и на возрастные особенности контингента, и на зону их ближайшего развития. Это дает возможность детям с различным уровнем возрастного развития чувствовать свою познавательную и коммуникативную компетентность.
  • Принцип индивидуального личностного развития. Происходит учет особенностей отдельного ребенка в контексте групповой развивающей работы.
  • Принцип содействия развитию ребенка. Его реализация связана с формированием профессиональной позиции специалиста-педагога, исключающей формальность в построении образовательных отношений с группой детей.

Механизмы реализации проекта

I этап – подготовительный (декабрь)

Он предшествует созданию системы работы в предшколе. Организационно-административная и организационно-методическая работа в этот период включает в себя:

  • научно – методическое обоснование программ
  • подготовку проектов учебных программ
  • экспертную оценку развивающих и диагностирующих программ
  • административное обеспечение условий для материального и морального стимулирования работников
  • проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников

II этап –работа предшколы (с января по май)

В этот период проводится следующая работа:

  • первичная диагностика поступающих в предшколу детей;
  • проведение родительских собраний информационно-просветительского содержания, индивидуальное консультирование родителей.
  • системные развивающие занятия с дошкольниками;
  • открытые занятия для родителей, педагогов других школ, методических объединений района;
  • проведение методических семинаров для работников школ и детских садов по обсуждению возможностей дополнительного образования в деле подготовки ребенка к школе.

III этапаналитико-корректирующий (с 20 по 30 мая)

В это время проводимая работа включает в себя:

  • подготовка педагогами отчетов по итогам работы предшколы;
  • сравнительную психодиагностику по выявлению изменений в развитии детей, экспертизу диагностических средств;
  • усовершенствование имеющихся учебных программ и разработку новых

Эффективность работы будет признана при одновременном наличии нескольких показателей:

  • высокого процента детей, успешно обучающихся в школе после завершения занятий в предшколе;
  • положительных отзывов родителей о характере школьной адаптации первоклассников после окончания предшколы;
  • желание педагогов продолжать работу в предшколе, совершенствовать учебные программы и разрабатывать новые.

План работы с родителями

название цель сроки
1  День открытых дверей в школе для родителей способствовать взаимному, эмоциональному расположению между участниками  январь
2 Консультация-практикум «Роль родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка» обратить внимание родителей на степень вовлечения в школьные дела ребенка; осознать свой стиль и вклад в руководство школьной жизнью ребенка февраль
3 Консультация-практикум для родителей «Игровые навыки взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений» оказать консультативно-методическую помощь родителям в организации воспитания и развития детей март
4 Родительские собрания «Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника» «Воспитательный потенциал книги» «Что побуждает ребенка стремиться к взрослению?» воспитательная компетентность родителей будущих первоклассников апрель
5 Интегрированные уроки дошкольников с первоклассниками дать возможность детям поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками май
6 Игра-соревнование «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»   май

Проекты учебных программ:

Азбука Здоровья

Цель - развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики.

Художественно-творческая мастерская «Путешествие Веселого Карандаша»

Цель – развитие мелкой и крупной моторики, индивидуальных возможностей каждого и выработка потребности в созидательной творческой деятельности.

Веселые нотки

Цель – воспитание чуткости, восприимчивости к красоте, эмоциональной отзывчивости, умение видеть прекрасное в окружающей жизни

Шашки-шахматы           

Цель - развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы)

Умники-умницы

Цель - овладение детьми связной, грамматически и фонетически правильной речью, умением не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей, умением подбирать и произносить слова, различать на слух сходные звукосочетания.

☺ Школа безопасности

Цель – научить детей быть здоровым и душой и телом (Приложение)

Прогнозируемый результат

Реализация целей и задач предшкольного образования предполагает:

  • увеличение процента охвата детей 5-6 летнего возраста предшкольным образованием, что позволит выравнить стартовые возможности дошкольников из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс;
  • повысить качество дошкольного образования;
  • удовлетворить запрос родителей на подготовку к обучению в школе их детей

Литература

  1. Демерчан А.М., Синебрюхова В.Л., Лапина Л.Б.: Организация групп предшкольной подготовки. Журнал «Управление начальной школой» №7, 2009.
  2. Муштакова Л.В.: Образовательная программа для групп кратковременного пребывания детей. Научно-практический журнал «Завуч в начальной школе» №8, 2008.

Приложение 1

Приложение 2