Цели:
- Определить характер, особенности и цели монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выяснить историческое значение нашествия монголо-татар;
- Показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск;
- Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, контурной картой, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.
Основные понятия: монголо-татары, тумен, пороки, тараны
Важнейшие даты:
- 1211-1227 – создание империи Чингис-хана,
- 1223 – битва на Калке,
- 1237-1238 – первый поход Батыя на Русь,
- 1239-1240 – второй поход Батыя на Русь,
- март 1238 – битва на р. Сить.
Личности: Чингис-хан, Батый, Киевский воевода Димитр, Евпатий Коловрат.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карты, схемы, таблицы, рисунки-ассоциации, картины, контурные карты, презентация, тетрадь, доска, мультимедиа диск: «История России. Часть 1. С древнейших времен до начала XVI века», используются задания из рабочей тетради Данилова АА, Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс». М., 2009.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
План изучения нового материала:
- Завоевания монголо-татар
- Походы Батыя на Русь
- Причины побед монголо-татар и поражения русских войск, последствия монголо-татарского нашествия
Ход урока
1. Организационный этап: учитель и учащиеся приветствуют друг друга.
2. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация)
Слайд 1. Тема урока и эпиграф:
Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги Ваши:
потомство сохранит их в памяти своей
М. Кутузов
Учитель: Сегодня мы будем с вами говорить о тех громких делах и подвигах, которые потомки сохранили в памяти своей.
Тема нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь».
Слайд 2: Ожидаемый результат.
Ожидаемый результат нашей совместной деятельности:
- Определить характер, особенности и цели монгольского государства;
- Раскрыть причины успехов завоевательных походов монголо-татар;
- Показать героический характер обороны русских княжеств;
- Выяснить историческое значение нашествия монголо-татар
3. Изучение новой темы.
1. Задание учащимся: Вы сейчас прослушаете анимированную карту: «Образование монгольской державы» (мультимедиа диск: «История России. Часть 1. С древнейших времен до начала XVI века.») и заполните таблицу «Завоевания монголо-татар», которая лежит у каждого на столе.
Слайд 4. Таблица: «Завоевания монголо-татар»
Проверка результатов: один ученик заполняет со своими комментариями таблицу на интерактивной доске, остальные ученики контролируют его и проверяют свои записи.
Года | Территории |
1206-1211 | Тангутское царство. Покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры |
1211-1215 | Северный Китай |
1218 | Завоевание Кореи |
1219-1221 | Подчинение Северной Азии (Хорезм), Северная Индия |
1220-1221 | Азербайджан |
1221-1223 | Разорение Армении, Грузии, Северного Кавказа |
2. Сообщение учителя: Таким образом, монголо-татары подошли к границе с Русью. Они покоряют Волжскую Булгарию и сталкиваются с половцами. Половцы просят помощи у своих соседей – русских князей, те соглашаются им помочь. В 1223 году с монголо-татарами впервые встретились русские полки. Страшное поражение на Калке вызвало глубокую печаль на Руси, но князей этот урок ничему не научил. Они продолжают междоусобные столкновения, беда не заставила себя ждать. В 1237 году большое войско внука Чингисхана Батыя вступило в пределы Рязанского княжества.
Задание учащимся: внимательно прослушайте анимированную карту «Монголо-татарское нашествие на Русь» и заполните по ходу прослушивания контурные карты. (Приложение 1)
В итоге в ходе беседы по карте на ИД проверяется правильность заполнения контурных карт и определяются этапы монголо-татарского нашествия на Русь.
3. Задание учащимся: В ходе исследовательской работы в группах определите причины побед монголо-татар, причины поражения русских войск, последствия монголо-татарского нашествия.
1 группа - «монголо-татары» (слайд 4)
- Почему вам, «монголо-татарам», сопутствуют победы? Может это просто везение?
Приложение 2. Источники и документы.
Оформите на ватмане коллаж: с помощью ассоциаций, рисунков, схем покажите причины побед монголо-татар.
2 группа – «русских князей» (слайд 5)
- Почему вы допустили гибель людей, уничтожения городов, храмов и т.д.?
Приложение 3. Источники и документы.
Оформите на ватмане коллаж: с помощью ассоциаций, рисунков, схем покажите причины поражения русских князей.
3 группа – журналисты (слайд 6)
Составьте статью с помощью картин, рисунков, схем, ассоциаций «Последствия монголо-татарского нашествия», оформите ее на интерактивной доске.
Все группы должны подготовить коллаж и трехминутное выступление в течение 10 минут.
4. Выступления групп. Звучит музыка, начинается защита проектов-коллажей.
IV. Закрепление.
Заполнить пропуски в таблице «Походы Батыя на Русь» (Слайд 7, 8)
Учитель: Монголо-татарское нашествие уничтожило многие города, но не все города постигла эта учесть. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье, Россия продолжала жить. Монголо-татарское нашествие завершилось установлением владычества, о сущности которого мы будем говорить на следующем уроке.
V. Домашнее задание: (слайд 9)
- Выучить параграф
- Ответить на вопрос: «Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии»
Приложение 6 (Презентация)