Атмосферные явления

Разделы: География


Цель урока: через ознакомление с атмосферными природными явлениями развить на уроке способность учащихся анализировать понятие, составлять и объяснять причинно-следственные связи.

Форма : мини-проект

Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, электронный тест, инструктивные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.

2. Повторение, включение в учебную деятельность.

Блиц опрос по презентации (Приложение 2).

(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос - дают ответ)

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12

3. Новая тема.

В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.

А. Наш девиз сегодня на уроке. Любое природное явление можно объяснить с помощью научных фактов, главное – стремиться объяснить необъяснимое, искать интересное, верить в себя, помогать окружающим, любить свое дело и открытие.

Б. Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.

Выбраны следующие атмосферные явления:

  • ветер
  • атмосферные осадки

(на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)

  1. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)
  2. Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)
  3. Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)объяснение учителя

Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.

Инструктивные карточки (см. Приложение 1)

4. Закрепление и повторение –

электронный тест, работа учащихся за компьютером.

5. Рефлексия

Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?

Скажем себе:

  1. Я исследователь
  2. Я умница
  3. Я теперь знаю больше
  4. Я донесу свое открытие до своих друзе и родных

Домашнее задание - подготовить сообщение о грозных атмосферных явлениях.