Цель урока: через ознакомление с атмосферными природными явлениями развить на уроке способность учащихся анализировать понятие, составлять и объяснять причинно-следственные связи.
Форма : мини-проект
Оборудование: медиапроектор, электронная презентация, электронный тест, инструктивные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Повторение, включение в учебную деятельность.
Блиц опрос по презентации (Приложение 2).
(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос - дают ответ)
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
3. Новая тема.
В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.
А. Наш девиз сегодня на уроке. Любое природное явление можно объяснить с помощью научных фактов, главное – стремиться объяснить необъяснимое, искать интересное, верить в себя, помогать окружающим, любить свое дело и открытие.
Б. Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.
Выбраны следующие атмосферные явления:
- ветер
- атмосферные осадки
(на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)
- Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)
- Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)
- Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)объяснение учителя
Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.
В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.
Инструктивные карточки (см. Приложение 1)
4. Закрепление и повторение –
электронный тест, работа учащихся за компьютером.
5. Рефлексия
Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?
Скажем себе:
- Я исследователь
- Я умница
- Я теперь знаю больше
- Я донесу свое открытие до своих друзе и родных
Домашнее задание - подготовить сообщение о грозных атмосферных явлениях.