Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в МДОУ "Солнышко" г.Губкинский ЯНАО

Разделы: Работа с дошкольниками


Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Театр - всесторонне развивает ребенка:

  • формируя знания об окружающем мире;
  • активизируя и расширяя у детей словарный запас, совершенствуя у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
  • развивая у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
  • формируя у детей представление о театре как об искусстве, воспитывая у малышей интерес к театрально-игровой деятельности, совершенствуя их музыкальные способности при создании художественного образа;
  • совершенствуя у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправлен ность движений;
  • развивая эмоционально-волевую сферу ребенка.

Зти идеи и послужили толчком к «театрализации» нашего ДОУ.

Для определения приоритетного направления развития воспитанников были изучены результаты работы, образовательные потребности родителей воспитанников, ресурсные возможности ДОУ

(уровень подготовленности кадров и материально-техническая обеспеченность). Проанализировав результаты, коллектив пришел к пониманию того, что необходим переход от режима функционирования в режим развития. С этой целью творческой группой разработана Программа развития ДОУ на 2007-2011 годы.

Решением педагогического совета определено приоритетное театрально-познавательное направление развития детей в ДОУ.

Выделив приоритетное направление развития воспитанников нам предстояло обеспечить его реализацию. В соответствии с Программой развития ДОУ на 2007-2011 годы продумали каким будет содержание образования и чем будет обеспечено его обновление, определили набор образовательных программ, методы воспитания и обучения в ДОУ, превышающие стандарт образования по выбранному направлению.

Набор образовательных программ, реализуемых в ДОУ, обеспечивает выполнение временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения в ДОУ и по приоритетному театрально-познавательному направлению превышает стандарт дошкольного образования.

Базовая программа в ДОУ – это программа Л. А Венгера «Развитие». Обогащенное развитие детей в ДОУ происходит за счет внедрения парциальной программы по приоритетному направлению: программы М. Д. Маханевой «Театральные занятия в детском саду».

При построении среды пришлось столкнуться с противоречием: с одной стороны, мы имели ограниченность помещений ДОУ, а с другой – необходимость создания условий для проявления свободной детской активности детей. Это противоречие мы решили через моделирование среды – многоплановое использование разнообразных по размеру, цветовой гамме и форме мягких модулей и ширм, которые легко создают необходимый для воплощения фантазии ребенка интерьер, дают возможность уединиться.

Рассматривая возможности создания полноценной среды для развития детей при отсутствии специальных помещений, в ДОУ предусмотрено многофункциональное использование групповых комнат, спален, раздевалок.

При построении развивающей среды особое внимание уделялось соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Во всех возрастных группах оформлены театральные центры. Все они отличаются друг от друга, так как реализуют фантазии педагогов и их представления о том, какими средствами эффективнее подтолкнуть детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Театральные центры представлены разнообразным оснащением для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.), разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольные конусные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр ложек, театр верховых кукол на гапите, театр кукол с «живой рукой», пальчиковый, театр картинок (фланелеграф), и пр. ), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления (Приложение №1).

Костюмерная оснащена: костюмами для спектаклей, режиссерских игр, игр драматизаций, париковыми и пастижерскими изделиями.

В музыкальном зале размещены различные виды кукольных театров (би-ба-бо, теневой, настольные кукольные, настольные конусные, настольный театр мягкой игрушки, настольный вязаный театр, театр верховых кукол на гапите, пальчиковый, театр картинок, театр системы куклы-люди) поролоновые маски, выполненные руками сотрудников.

В интерьере детского сада так же нашло отражение театрального направление работы ДОУ. Стены детского сада украшают красочные вязаные панно, выполненные руками педагогов по сюжетам любимых детских сказок, цикл картин « цирк «Шапито», цикл картин из соленого теста «Времена года», композиция объемных картинок из соленого теста по стихам А. Л. Барто.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана, ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.

Система работы всего коллектива строится на концентрации и консолидации усилий участников образовательного процесса, направленных на реализацию этого направления.

Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью всего педагогического процесса в ДОУ.

С этой целью в образовательно-воспитательный процесс была внедрена педагогическая технология «театральной педагогики». Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и подражая». «Обучаемся, делая». Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно.

В основе нашего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит социоигровая методика (автор А. П. Ершова), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием превращения дает ребенку возможность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

Педагоги ДОУ используют в своей работе нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Успешность обучения в школе зависит от уровня развития речи. Театрализованные игры входят составной частью в занятия по развитию речи. Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко используются при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и конечно же, украсят любой праздник. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включают разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр-драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации занятий педагоги ДОУ с помощью куклы создают игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, дают от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: Буратино рассказывает детям о буквах, цифрах; пчелка Мая - о жизни насекомых. А такие персонажи как Незнайка, Шапокляк способствуют установлению обратной связи, помогают стимулировать их мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать им свою точку зрения. С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-Барабас) воспитатели корректируют реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показывают «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым. Педагоги ДОУ считают куклу помощником в решении многих педагогических задач. Обращаю внимание педагогов на то, что для проведения большинства игр не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает, - мебель, посуда, камешки, и листики –может превратится в какие угодно сказочные элементы.

Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ выстроена в соответствии с приоритетным направлением развития учреждения и выбранными программами (Приложение №2).

В сетку занятий с 2007 года во все возрастные группы введено 1 театрализованное занятие в неделю (Приложение №3).

Используя гибкий режим работы для ведения театрализованных занятий был выделен отдельный педагог. Продолжительность занятий соответствует возрасту детей.

Основой театральных занятий является программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой «Театрализованные игры», Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении.

На каждый учебный год педагоги всех возрастных групп составляют перспективное планирование по театрализованной деятельности.

Во всех возрастных группах 1 раз в неделю во вторую половину дня проводится факультатив « режиссерская игра».

С этого учебного года используем новую форму организации развлечений - театральные пятницы «без репетиций». Раз в месяц в каждой возрастной группе в эту пятницу занятия не проводятся, с порога детского сада детей встречают сказочные герои и на протяжении всего дня играют с детьми.

В вариативную часть учебного плана введена работа музыкально-театральной студии «Солнышко», где в течение каждого учебного года дети вместе со взрослыми готовятся по 2 крупных спектакля и кружок «театральной мастерской», где дети учатся изготовлять театральную атрибутику.

В работе студии принимают участие воспитатели и дети. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста.

Такая подобная организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп. , с разными взрослыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех.

В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. Подготовку к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. В нашем ДОУ педагоги вносят в уже готовый сценарий изменения.

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Эта работа совершается ради того, чтобы театр мог стать игрой и праздником. В течении последних 3 лет театр «живет» в нашем детском саду, им «заражены» и взрослые и дети.

И вот наступает день премьеры. На спектакль мы приглашаем фотографа, который снимает наиболее удачные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку в ДОУ и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны.

Проводятся выступления детей старших групп перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

За последние 3 года были показаны спектакли как внутри детского сада, так и выездные (ДОУ «Русалочка», реабилитационный центр «Елена», ГСШ №2, ГОВД г. Губкинский, ОАО «Пурнефтеотдача»).

Репертуар спектаклей:

  • музыкальные сказки: «Три поросенка», «Кошкин дом», «Золотой гусь», «Заюшкина избушка», «Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко», «Стрекоза и муравей»,
  • сказки-оперетты: «Волк и семеро козлят», «Берегись автомобиля»,
  • экологические сказки: «В гостях у дедушки АУ», «Лесной пожар», «Почему у зайца короткий хвост», «Лесная аптека»

Стало традицией ежегодное проведение в марте месяце фестиваля «Театральные встречи», приуроченной ко Дню театра -27 марта, с показом своих достижений каждой возрастной группы. Принимают участие все дети, начиная с 3 летнего возраста. Каждая группа готовит свой спектакль.

Театральный фестиваль – любимый праздник для детей и взрослых ДОУ «Солнышко»

(Приложение № 4).

Анализ работы ДОУ по реализации Программы развития показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Хочу заметить, что наше ДОУ обеспечивает выполнение стандарта дошкольного образования по всем направлениям развития ребенка и превышает стандарт по развитию воспитанников в театральной деятельности, это было подтверждено при прохождении процедуры аккредитации ДОУ в 2009 году.