Актуальность
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самострительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.
20 первоклашек переступили порог нашей школы, и все они стали моими воспитанниками. Моя задача как классного руководителя была - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В шесть (семь) лет жизнь ребенка, поступающего в 1 класс, круто меняется. Отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения. С поступлением в школу изменяются взаимоотношения с окружающими людьми, первоклашки учатся общаться друг с другом в коллективе, в группе продленного дня, в кружках и секциях. Учащиеся младшего школьного возраста стремятся ко всему яркому и необычному, с огромным желанием познать прекрасный мир чудес.
Ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны. Поэтому для создания благоприятной среды жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующей личностному росту необходим системный подход в обучении и воспитании, в управлении жизнедеятельностью классного коллектива.
Для того чтобы, сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и эффективным для меня, как классного руководителя, стало необходимым создание воспитательной системы класса.
Целесообразность создания воспитательной системы класса:
- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
- в процессе воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития
В основу воспитательной системы класса положены следующие педагогические принципы и подходы:
Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, какой он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет
Принцип целостности. Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т. д.
Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.
Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
1. Ценностное обоснование воспитательной системы
Цель воспитательной системы класса: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализация и адаптация в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода.
Задачи:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни
- Способствовать формированию основ культуры общения в классном коллективе
- Развивать творческую деятельность через КТД
- Способствовать развитию познавательных интересов учащихся
- Привлекать родителей учащихся к активной деятельности по формированию нравственной личности ребенка.
Воспитывать в детях:
- чувство самоуважения, уважение к членам своей семьи
- эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде
- любви к Родине, своему селу, родному дому
- потребность в здоровом образе жизни
- развивать творческие способности младших школьников.
Воспитание личности будет не полным если не найдет продолжение в семье, ведь именно в семье ребенок проводит большую часть времени.
Общение с родителями помогает ребенку уточнять свое мнение, свое чувство, оценку своих и чужих поступков.
Одной из задач этой воспитательной системы является работа классного руководителя с родителями.
Цель этой работы – помочь родителям правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы воспитать гармонично развитую личность.
В программу входит раздел «Работа с родителями». Она включает 3 основных направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в классе
Педагогические условия приобщения ребёнка к воспитательной системе:
- создание творческого коллектива единомышленников;
- обеспечение содружества детей, педагогов, родителей, где взрослые становятся ближайшими и надёжными союзниками в интересной работе;
- широкий выбор деятельности;
- погружение ребёнка в мир творчества в результате занятий в кружках, секциях, мастерских, где всегда есть место для фантазии, изобретательности, приключений, открытий;
- организация персональных и коллективных выставок детских творений (поделки, рисунки, игрушки, сочинения, стихи), где демонстрируется творческая индивидуальность каждого, его неповторимость;
- разработка и организация зрелищных праздников, к которых дети становятся творцами игровых действий;
- создание нравственной атмосферы праздника, где создаются благоприятные условия для творчества и раскрытия интересов и способностей каждого, а ребёнок оценивается не по фанту участия, а по желанию проявить своё творчество, открыть себя как личность.
Виды деятельности:
Основные виды деятельности: познавательная, игровая, спортивно – оздоровительная, творческая, коммуникативная, досуг.
Основные формы деятельности: экскурсии, классные часы, дидактические и ролевые игры, конкурсы, КВНы, викторины, театрализованные праздники, походы, поездки в театр, цирк, ТЮЗ, поисковая, исследовательская работа.
Аналитико-диагностическая деятельность: тестирование, анкетирование, микроисследование, психологические игры.
Спортивно-оздоровительная деятельность:подвижные динамические игры, тематические классные часы о здоровье, участие в спортивных мероприятиях, пропаганда физической культуры, выпуск газет, создание здоровьесберегающей среды в классе.
Методическое обеспечение
- Составление утренников и праздников.
- Подбор методической литературы в соответствии с тематикой.
- Формирование реквизита для проведения дел.
- Разработка системы контроля результатов, подведение итогов, анализ
работы.
Условия реализации воспитательной системы:
- База проведения - класс, школа.
- Учитель, психолог, старшеклассники, родители.
- Материально-техническое обеспечение: игры, костюмы, соответствующее оформление класса, призовой фонд, музыкальное оформление, музыкальное оборудование, канцелярские товары, спортивное оборудование.
Функциональные обязанности классного руководителя:
- Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья
- Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
- Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.
- Работа с классным коллективом.
- Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.
- Вести необходимую документацию.
2. Познавательно – игровая деятельность
«Кругосветное путешествие» как системообразующий фактор
Наряду с целевыми ориентирами роль системообразующего фактора играет познавательно – игровая деятельность «Кругосветное путешествие» и проходит оно под девизом «Вокруг тебя мир»
1 год Путешествие в страну "Знаний"
Цель: формирование познавательной активности учащихся
Задачи:
- способствовать формированию учебной мотивации учащихся
- Развивать любознательность и познавательные интересы учащихся
- создать условия для развития навыков исследовательской деятельности
2 год Путешествие в страну "Творчества"
Цель: развитие креативных способностей в урочное и внеурочное время
Задачи:
- создать условия для воспитания навыков культуры поведения учащихся
- способствовать развитию стремления к творческой деятельности
- прививать интерес к окружающему миру
3 год Путешествие в страну "Здоровья»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Задачи:
- способствовать развитию физических качеств учащихся
- формировать потребность в здоровом образе жизни
4 год. Путешествие в страну "Сотрудничества»
Цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной к творческой деятельности в коллективе
Задачи:
- развивать способность активно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи
- воспитывать чувство личной ответственности за свои дела и поступки, умение соотносить их с интересами коллектива
- формировать культуру общения в системе «учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик-родитель"
Предполагаемые результаты работы по воспитательной системе:
- Сохранение и развитие у учащихся чувства любви и уважения к своей родине и народу, семье, друзьям.
- Развить у детей чувство уважения и гордости за свой класс, уважение и гордость за свою фамилию.
- Формирование атмосферы сотрудничества и взаимопонимания детей и взрослых (всех участников КТД).
- Развитие потребности детей в здоровом образе жизни.
- Обеспечение полноценного своевременного и всестороннего развития ребёнка (познавательных, эмоционально- волевых процессов, разных видов деятельности).
Приложение 1 Структура организации воспитывающей деятельности
Приложение 2 Критерии и способы изучения эффективности ВС
Приложение 3 Основные направления воспитательной работы
Приложение 4 Ориентировочные мероприятия по направлениям
Приложение 5 Работа с родителями
Приложение 6 Калейдоскоп родительских собраний
Приложение 7 Социальная характеристика класса
Приложение 8 Циклограмма класса
Приложение 9 Традиционные дела класса
Приложение 10 Законы класса
Приложение 11 Краткий план внеклассного мероприятия
Приложение 12 Анкеты воспитанности и др.
Список используемой литературы
- Барышников Е. Н., Колесников И. О. О воспитании и воспитательных системах. – СПб.,1996.
- Караковский В. А.Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.
- Щуркова .Е. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Классный руководитель №4, 2004 год; №5, 2005 год; №4, 2006 год