Тема: Правила проверки слов с парными согласными в конце слова
Цель: познакомить обучающихся со способами проверки парных согласных в конце слова.
Задачи: формировать умение подбирать проверочные слова, распознавать орфограмму; развивать внимание и память, обогащать речь обучающихся; воспитывать любовь к русскому языку
Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Зелениной, иллюстрация шиповника, алгоритм проверки парных согласных на конце слова, лента букв, иллюстрации мальчика, толковый словарь Ожегова, пословица, аудиозапись к проведению физминутки.
Ход урока
I. Организационный момент (положительный настрой на работу)
II. Актуализация знаний
2.1 Минутка чистописания.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
- В каких словах не совпадает написание с произношением? (хлеб, пирог)
- Подчеркните буквы на месте парных согласных звуков в этих словах.
- Какие еще парные согласные вы знаете? ( [б]- [п], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш], [д]-[т],[з]-[с])
- Какими буквами они обозначаются на письме? (б, п, в, ф, г, к, д, т, з, с, ж, ш)
- Запишите эти буквы парами в тетрадь.
III. Подводящий диалог и постановка проблемы.
- Что происходит с непарными согласными в конце слова при произношении? (Произношение и написание совпадает (слон, дом.)
- Что происходит с парными согласными? (Произношение не совпадает с написанием (ду[п], зу[п])
VI. Формулирование темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слова.
V. Постановка проблемы
5.1 Словарная работа
Арбуз, завод, город, мороз, морковь, класс
- Какова особенность написания этих слов? (первое слово пишется с заглавной буквы; слова оканчиваются парными согласными обозначение на письме которых надо проверять)
- Запишите слова в тетрадь, выделите букву, которой обозначен глухой согласный звук.
5.2 Работа в парах. (На партах у ребят карточка с текстом)
У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и спустили его в прут. |
- Найдите допущенные ошибки. (Слова «прут», «плод» употреблены неправильно)
- Почему?(потому, что слова «прут» и «плод» употребляются в другом значении )
- Как проверить правильность написания слов? (Надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.)
- Запишите в тетрадь в исправленном виде.
5.3. Составление алгоритма для проверки парного согласного.
На доске дан текст с изучаемой орфограммой.
Среди больших красивых рос\з Один шиповник дикий роз\с Он ввысь и вглубь упрямо лез\с И разрастался в целый лез\с |
- Какие согласные напишем на конце слов? Как будем проверять написание этих слов? Давайте составим алгоритм действий при проверке согласных в конце слова.
1 шаг. Выясни, есть ли парный согласный на конце слова?
Да Нет – проверять нечего.
2 шаг. Подбери проверочное слово (измени форму слова или подбери однокоренное слово)
3 шаг. Сравни проверочное и проверяемое слово.
VI. Решение проблемы.
6.1. Работа по учебнику
Стр. 114. Чтение правила.
6.2. Работа с сигнальными карточками.
Берутся слова с парными согласными на конце. У детей карточки с буквами б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, д-т, з-с. Учитель произносит слово, дети показывают карточку с той буквой, которую следует писать на месте парного согласного звука.
VII. Работа над осмыслением правила.
7.1. Самостоятельная работа. Записать слова изменяя форму числа.
Гербы, грибы, звуки, круги, зонты, флаги, дрозды |
7.2. Работа в группах.
Сей овё… в гря…ь, будешь князь. |
VIII. Итог урока.
- Чему вы учились сегодня на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.)
- Что для этого нужно знать? (Правило проверки парного согласного и алгоритм проверки.)
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты. (читает подготовленный ученик)
IX. Домашнее задание.
Составьте предложения с данными словами: зима, мороз, лед, коньки.