Урок русского языка во 2-м классе по программе "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Тема: Правила проверки слов с парными согласными в конце слова

Цель: познакомить обучающихся со способами проверки парных согласных в конце слова.

Задачи: формировать умение подбирать проверочные слова, распознавать орфограмму; развивать внимание и память, обогащать речь обучающихся; воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Зелениной, иллюстрация шиповника, алгоритм проверки парных согласных на конце слова, лента букв, иллюстрации мальчика, толковый словарь Ожегова, пословица, аудиозапись к проведению физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент (положительный настрой на работу)

II. Актуализация знаний

2.1 Минутка чистописания.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

- В каких словах не совпадает написание с произношением? (хлеб, пирог)

- Подчеркните буквы на месте парных согласных звуков в этих словах.

- Какие еще парные согласные вы знаете? ( [б]- [п], [в]-[ф], [г]-[к], [ж]-[ш], [д]-[т],[з]-[с])

- Какими буквами они обозначаются на письме? (б, п, в, ф, г, к, д, т, з, с, ж, ш)

- Запишите эти буквы парами в тетрадь.

III. Подводящий диалог и постановка проблемы.

- Что происходит с непарными согласными в конце слова при произношении? (Произношение и написание совпадает (слон, дом.)

- Что происходит с парными согласными? (Произношение не совпадает с написанием (ду[п], зу[п])

VI. Формулирование темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться проверять обозначение на письме парных согласных в конце слова.

V. Постановка проблемы

5.1 Словарная работа

Арбуз, завод, город, мороз, морковь, класс

- Какова особенность написания этих слов? (первое слово пишется с заглавной буквы; слова оканчиваются парными согласными обозначение на письме которых надо проверять)

- Запишите слова в тетрадь, выделите букву, которой обозначен глухой согласный звук.

5.2 Работа в парах. (На партах у ребят карточка с текстом)

У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и спустили его в прут.

- Найдите допущенные ошибки. (Слова «прут», «плод» употреблены неправильно)

- Почему?(потому, что слова «прут» и «плод» употребляются в другом значении )

- Как проверить правильность написания слов? (Надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.)

- Запишите в тетрадь в исправленном виде.

5.3. Составление алгоритма для проверки парного согласного.

На доске дан текст с изучаемой орфограммой.

Среди больших красивых рос\з
Один шиповник дикий роз\с
Он ввысь и вглубь упрямо лез\с
И разрастался в целый лез\с

- Какие согласные напишем на конце слов? Как будем проверять написание этих слов? Давайте составим алгоритм действий при проверке согласных в конце слова.

1 шаг. Выясни, есть ли парный согласный на конце слова?

Да            Нет – проверять нечего.

2 шаг. Подбери проверочное слово (измени форму слова или подбери однокоренное слово)

3 шаг. Сравни проверочное и проверяемое слово.

VI. Решение проблемы.

6.1. Работа по учебнику

Стр. 114. Чтение правила.

6.2. Работа с сигнальными карточками.

Берутся слова с парными согласными на конце. У детей карточки с буквами б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, д-т, з-с. Учитель произносит слово, дети показывают карточку с той буквой, которую следует писать на месте парного согласного звука.

VII. Работа над осмыслением правила.

7.1. Самостоятельная работа. Записать слова изменяя форму числа.

Гербы, грибы, звуки, круги, зонты, флаги, дрозды

7.2. Работа в группах.

Сей овё… в гря…ь, будешь князь.
Огоро… - для семьи дохо…

VIII. Итог урока.

- Чему вы учились сегодня на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.)

- Что для этого нужно знать? (Правило проверки парного согласного и алгоритм проверки.)

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты. (читает подготовленный ученик)

IX. Домашнее задание.

Составьте предложения с данными словами: зима, мороз, лед, коньки.

X. Выставление отметок с комментированием.