Возможности тренинга с использованием видеоматериалов для повышения профессиональной компетентности педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Профессиональная компетентность педагога складывается из множества составляющих, в том числе и из прогностических умений – способности предвидеть результат педагогического воздействия, умении выбрать наиболее эффективную стратегию в работе с ребенком. Точность педагогического прогноза базируется на знании закономерностей развития, возрастных особенностей становления человеческой психики. Педагоги дошкольных образовательных учреждений зачастую недооценивают значение теоретических знаний, считая их мало применимыми к практической деятельности. Перевод теоретических знаний воспитателей на уровень применения в непосредственной педагогической деятельности требует специально организованной работы. Эффективным методом повышения профессиональной компетентности педагогов является тренинг с использованием видеоматериалов, это подтверждает опыт работы детского сада № 175 «Полянка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти.

Форма тренинга предполагает свою структуру:

1. Определение темы тренинга. Ведущий может знакомить участников с темой тренинга в начале встречи, возможен вариант предварительного введения в проблематику (участники договариваются в конце встречи о следующей теме работы). Ведущий предлагает литературу или памятки для ознакомления с предложенной темой.

2. Рефлексия в начале и конце встречи, где обозначаются как личностный, так и профессиональный план взаимодействия. Рефлексия – раскрывает ресурсы группы, происходит взаимообучение участников. Работа в круге начинается с обсуждения следующих вопросов:

  • Готовы ли Вы к работе? Как ваше самочувствие и настроение на данный момент?
  • Есть ли что-то, чем вы хотели бы поделиться после предыдущего занятия?
  • Что хотели бы получить на сегодняшней встрече?

3. Разминка - игры – упражнения, обсуждение в подгруппах, активизирующий личный опыт участников по теме тренинга,

4. Мини – консультации, позволяющие создать общее смысловое поле взаимодействия участников тренинга;

5. Просмотр видеоматериалов и их обсуждение в круге

6. В конце встречи рефлексия участников по следующим параметрам:

  • Как Вы себя чувствуете?
  • Что Вы взяли для себя из нашей встречи? Будете ли Вы что-то использовать в своей практической деятельности?
  • Остались ли какие- то вопросы? Ваш запрос на следующую встречу?

Говорить легко о серьезном, просто о сложном позволяет этот вид тренинга. тренинга были составили основные психологические понятия: «Деятельностный подход к развитию психики», «Линии развития психики», «Ведущий психический процесс», «Новообразования дошкольного возраста».

Встреча 1:
«Деятельностный подход к развитию психики»

  • определение цели работы;
  • рефлексия;
  • разминка – упражнение «Хочу – могу – буду» группа делиться на подгруппы, работающие с младшим, средним, старшим дошкольным возрастом. В подгруппах обсуждаются следующие вопросы:

- Что интересно детям этого возраста?

- Что они могут?

- Как заинтересовать ребенка, чтобы он начал действовать?

  • мини- консультация: «Структура деятельности. Развитие мотивации у детей дошкольного возраста»;
  • просмотр трех фрагментов занятий в разновозрастных группах

(младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:

- Мотивировал ли воспитатель детей на деятельность? Как?

- Эффективна ли была мотивация?

- Стимулировал ли воспитатель последующую деятельность детей?

  • рефлексия

Встреча 2: «Линии развития психики»

  • рефлексия;
  • ведущий знакомит всех с темой работы группы: Сегодня мы продолжим

наш разговор о развивающем обучении. Развитие психики, с точки зрения Льва Семеновича Выготского, идет по двум линиям: осознанность и произвольность. Давайте проверим, насколько осознаны и произвольны мы с вами.

  • разминка - упражнение на осознание – подобрать 5 существительных «Сейчас я – …». Обсуждение в общем круге.

Группа делиться на 4 подгруппы. Обсуждение вопросов в подгруппах:

- в двух подгруппах: «Что ребенок может осознать?»;
- в двух подгруппах: «Что может быть произвольным?».

Работа в общем круге - обсуждение и обобщение результатов работы подгрупп, степень легкости выполнения задания.

  • Просмотр трех фрагментов занятий в разновозрастных группах

(младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:

- Что было доведено до осознания детьми на занятии?
- Как это стало понятно?
- Заметили ли вы проявления произвольности у детей на занятии?
- Развивалась ли произвольность на занятии?
- Что способствовало развитию произвольности у детей?

  • мини- консультация для воспитателей: «Роль речи в развитии осознанности и произвольности»
  • рефлексия

Встреча 3: «Ведущий психический процесс»

  • определение цели работы;
  • рефлексия
  • разминка - работа в 3 подгруппах – из слов «деятельность»,

«мотивация», «развитие», «осознанность», «произвольность» составить модель развивающего обучения. Работа в общем круге - обсуждение результатов работы подгрупп.

Игра – упражнение «Каждому свое» – группа делиться на 4 подгруппы и по жребию вытягивает название подгруппы (память, мышление, воображение, восприятие). Подгруппа ищет свои карточки, где обозначены действия детей (можно использовать методику Толлингеровой).

  • Мини- консультация «Ведущий психический процесс как характеристика возраста»
  • Просмотр фрагментов трех фрагментов занятий в разновозрастных

группах (младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:

- На каком психическом процессе было построено обучении?
- Какова эффективность занятия? Как ее можно было повысить?

  • рефлексия

Встреча 4: «Новообразования дошкольного возраста»

  • определение цели работы;
  • рефлексия
  • разминка – группа делиться на подгруппы, работающие с младшим,

средним, старшим дошкольным возрастом. Каждая из подгрупп среди новообразований дошкольного возраста находит те, которые характерны для их возраста.

Обсуждение в группе: сформированы ли у детей их группы эти новообразования.

  • Просмотр фрагментов трех фрагментов занятий в разновозрастных

группах (младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:

- Каков возраст детей на кассете? Что свидетельствует об этом?
- Какие методы и приемы воспитателя способствовали формированию новообразований?

  • рефлексия

Использование видеоматериалов в ходе тренинга моделирует реальную ситуацию педагогической деятельности. Активизация личного опыта педагогов по теме тренинга в сочетании с мини- консультацией организует восприятие воспитателей. При просмотре выделяется фигура анализа. Видеоматериалы позволяют зафиксировать внимание на отдельных моментах, которые могли бы остаться незамеченными в непосредственном просмотре. Это дает возможность педагогам отследить эффективность применения теоретических знаний в практике работы, развивает педагогическую рефлексию. Педагоги в ходе тренинга получают опыт, который соотносят со своей педагогической деятельностью, появляется мотивация к использованию полученных знаний, что повышает педагогическое мастерство педагогов.