Профессиональная компетентность педагога складывается из множества составляющих, в том числе и из прогностических умений – способности предвидеть результат педагогического воздействия, умении выбрать наиболее эффективную стратегию в работе с ребенком. Точность педагогического прогноза базируется на знании закономерностей развития, возрастных особенностей становления человеческой психики. Педагоги дошкольных образовательных учреждений зачастую недооценивают значение теоретических знаний, считая их мало применимыми к практической деятельности. Перевод теоретических знаний воспитателей на уровень применения в непосредственной педагогической деятельности требует специально организованной работы. Эффективным методом повышения профессиональной компетентности педагогов является тренинг с использованием видеоматериалов, это подтверждает опыт работы детского сада № 175 «Полянка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти.
Форма тренинга предполагает свою структуру:
1. Определение темы тренинга. Ведущий может знакомить участников с темой тренинга в начале встречи, возможен вариант предварительного введения в проблематику (участники договариваются в конце встречи о следующей теме работы). Ведущий предлагает литературу или памятки для ознакомления с предложенной темой.
2. Рефлексия в начале и конце встречи, где обозначаются как личностный, так и профессиональный план взаимодействия. Рефлексия – раскрывает ресурсы группы, происходит взаимообучение участников. Работа в круге начинается с обсуждения следующих вопросов:
- Готовы ли Вы к работе? Как ваше самочувствие и настроение на данный момент?
- Есть ли что-то, чем вы хотели бы поделиться после предыдущего занятия?
- Что хотели бы получить на сегодняшней встрече?
3. Разминка - игры – упражнения, обсуждение в подгруппах, активизирующий личный опыт участников по теме тренинга,
4. Мини – консультации, позволяющие создать общее смысловое поле взаимодействия участников тренинга;
5. Просмотр видеоматериалов и их обсуждение в круге
6. В конце встречи рефлексия участников по следующим параметрам:
- Как Вы себя чувствуете?
- Что Вы взяли для себя из нашей встречи? Будете ли Вы что-то использовать в своей практической деятельности?
- Остались ли какие- то вопросы? Ваш запрос на следующую встречу?
Говорить легко о серьезном, просто о сложном позволяет этот вид тренинга. тренинга были составили основные психологические понятия: «Деятельностный подход к развитию психики», «Линии развития психики», «Ведущий психический процесс», «Новообразования дошкольного возраста».
Встреча 1:
«Деятельностный подход к развитию психики»
- определение цели работы;
- рефлексия;
- разминка – упражнение «Хочу – могу – буду» группа делиться на подгруппы, работающие с младшим, средним, старшим дошкольным возрастом. В подгруппах обсуждаются следующие вопросы:
- Что интересно детям этого возраста?
- Что они могут?
- Как заинтересовать ребенка, чтобы он начал действовать?
- мини- консультация: «Структура деятельности. Развитие мотивации у детей дошкольного возраста»;
- просмотр трех фрагментов занятий в разновозрастных группах
(младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:
- Мотивировал ли воспитатель детей на деятельность? Как?
- Эффективна ли была мотивация?
- Стимулировал ли воспитатель последующую деятельность детей?
- рефлексия
Встреча 2: «Линии развития психики»
- рефлексия;
- ведущий знакомит всех с темой работы группы: Сегодня мы продолжим
наш разговор о развивающем обучении. Развитие психики, с точки зрения Льва Семеновича Выготского, идет по двум линиям: осознанность и произвольность. Давайте проверим, насколько осознаны и произвольны мы с вами.
- разминка - упражнение на осознание – подобрать 5 существительных «Сейчас я – …». Обсуждение в общем круге.
Группа делиться на 4 подгруппы. Обсуждение вопросов в подгруппах:
- в двух подгруппах: «Что ребенок может осознать?»;
- в двух подгруппах: «Что может быть произвольным?».
Работа в общем круге - обсуждение и обобщение результатов работы подгрупп, степень легкости выполнения задания.
- Просмотр трех фрагментов занятий в разновозрастных группах
(младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:
- Что было доведено до осознания детьми на занятии?
- Как это стало понятно?
- Заметили ли вы проявления произвольности у детей на занятии?
- Развивалась ли произвольность на занятии?
- Что способствовало развитию произвольности у детей?
- мини- консультация для воспитателей: «Роль речи в развитии осознанности и произвольности»
- рефлексия
Встреча 3: «Ведущий психический процесс»
- определение цели работы;
- рефлексия
- разминка - работа в 3 подгруппах – из слов «деятельность»,
«мотивация», «развитие», «осознанность», «произвольность» составить модель развивающего обучения. Работа в общем круге - обсуждение результатов работы подгрупп.
Игра – упражнение «Каждому свое» – группа делиться на 4 подгруппы и по жребию вытягивает название подгруппы (память, мышление, воображение, восприятие). Подгруппа ищет свои карточки, где обозначены действия детей (можно использовать методику Толлингеровой).
- Мини- консультация «Ведущий психический процесс как характеристика возраста»
- Просмотр фрагментов трех фрагментов занятий в разновозрастных
группах (младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:
- На каком психическом процессе было построено обучении?
- Какова эффективность занятия? Как ее можно было повысить?
- рефлексия
Встреча 4: «Новообразования дошкольного возраста»
- определение цели работы;
- рефлексия
- разминка – группа делиться на подгруппы, работающие с младшим,
средним, старшим дошкольным возрастом. Каждая из подгрупп среди новообразований дошкольного возраста находит те, которые характерны для их возраста.
Обсуждение в группе: сформированы ли у детей их группы эти новообразования.
- Просмотр фрагментов трех фрагментов занятий в разновозрастных
группах (младший, средний, старший дошкольный возраст). После каждого просмотра обсуждение в круге вопросов:
- Каков возраст детей на кассете? Что свидетельствует об этом?
- Какие методы и приемы воспитателя способствовали формированию новообразований?
- рефлексия
Использование видеоматериалов в ходе тренинга моделирует реальную ситуацию педагогической деятельности. Активизация личного опыта педагогов по теме тренинга в сочетании с мини- консультацией организует восприятие воспитателей. При просмотре выделяется фигура анализа. Видеоматериалы позволяют зафиксировать внимание на отдельных моментах, которые могли бы остаться незамеченными в непосредственном просмотре. Это дает возможность педагогам отследить эффективность применения теоретических знаний в практике работы, развивает педагогическую рефлексию. Педагоги в ходе тренинга получают опыт, который соотносят со своей педагогической деятельностью, появляется мотивация к использованию полученных знаний, что повышает педагогическое мастерство педагогов.