Цели:
- закрепить умения писать имена собственные с большой буквы;
- познакомить с именами собственными нашего города и местности;
- познакомить с самыми главными достопримечательностями, которые хранят память о важных событиях в истории и культуре нашего города;
- расширять кругозор учащихся;
- формировать чувство гордости за свой край, уважение к предшествующему поколению;
- развивать мышление, внимание, память.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим знакомиться с именами собственными. Мы познакомимся с именами собственными нашей малой родины.
(звучит песня «С чего начинается Родина?»)
- А с чего начинается ваша Родина? (Наша Родина – Воронеж)
- Почему? (Мы здесь родились, живём)
- И вот сегодня я предлагаю вам отправиться на заочную экскурсию по нашей малой Родине – городу Воронежу. Согласны? (Да)
- А во время экскурсии мы вспомним, как пишутся названия улиц, площадей, скверов, рек, памятников.
- Готовы отправиться в путь?
- Откройте тетради. Наша экскурсия будет проходить …(число и месяц)
3. Чистописание.
В в оро ул ел еж
город Воронеж район Железнодорожный улица Перевёрткина
- Назовите известные орфограммы.
- На какие две группы можно разделить слова?
- Назовите имена собственные.
- Что можете сказать о написании имён собственных?
4. Беседа о г. Воронеже.
- Мы с вами, ребята, являемся жителями прекрасного города – его имя Воронеж. О нашем городе писали рассказы, сочиняли стихи. Мы любим свой город, гордимся им, заботимся о нём, но любить – это, прежде всего, знать его. Наш путь лежит по центральной улице города.
(слайд) – Кто из вас знает, как она называется? (Проспект Революции)
- Верно. На этой улице находится много парков, памятников, скверов, площадей.
( слайд) – Мы с вами остановимся в уютном и очень красивом уголке города – Петровском сквере, в котором установлен памятник Петру Первому.
Ученик: - История нашего города неразрывно связана с историей нашей России. Именно на Воронежских просторах 300 лет назад начал строить первые военные корабли молодой русский царь – Пётр Первый.
В Петровскую эпоху на Воронежской верфи построили 118 военных судов.
В память этих событий в 1860 году был установлен памятник «отцу русского флота» Петру Первому.
Учитель: (слайд) – Площадь Победы. Мемориальный комплекс…
Ученик: - Он символизирует единство фронта и тыла. В многофигурной группе плечом к плечу стоят рабочий и колхозница, лётчик и танкист, пехотинец и моряк, медсестра, партизан и женщина с ребёнком – символ будущего. У подножия памятника горит вечный огонь в память о погибших на войне.
Учитель: ( слайд) - В самом центре нашего города расположилась Никитинская площадь.
Ученик: - Своё название она получила в 1911 году, когда её украсил памятник русскому поэту 19 века, воронежцу Ивану Савичу Никитину. Раньше это была «площадь солнечных часов». В центре стояли часы: медная доска с циферблатом и стрелкой, тень от которой в солнечные дни указывала время жителям города. На Никитинской площади расположен один из самых известных кинотеатров «Пролетарий».
Учитель: (слайд) – Самый уютный, поэтический уголок города – Кольцовский.
Ученик: - Своё название он получил тоже в честь нашего земляка поэта 19 века Алексея Васильевича Кольцова. Самобытный талант Кольцова раскрылся на воронежской земле в 1868 году. В Кольцовском сквере установлен памятник поэту. Имя Алексея Васильевича Кольцова увековечено в названиях городской улицы, сквера, школы, театра.
Учитель: - ( слайд) Театр кукол – самый первый театр в жизни человека. Украшенный башенками и скульптурами сказочных героев, он стал городской достопримечательностью.
Ученик: - В Воронежском государственном театре кукол «Шут» попадаешь в сказку, которая, кажется, никогда не заканчивается. Здесь всё на радость детям: уголки живой природы, зимний сад, витражи, прекрасный музей кукол. Скульптура собаки перед театром – памятник Биму, литературному герою любимой детской книги «Белый Бим – Чёрное Ухо», написанной замечательным воронежским писателем Гавриилом Троепольским.
5. Физкультминутка.
6. Работа в тетради.
- Запись имён собственных, услышанных во время беседы.
Кольцовский сквер, площадь Победы, Петровский сквер, кинотеатр «Пролетарий», театр кукол «Шут», памятники Петру Первому, А.В.Кольцову, И.С. Никитину.
7. Работа с текстом
(схема Воронежской области с обозначением реки Воронеж, реки Дон)
- А теперь, ребята, наш путь лежит по водохранилищу, образованному благодаря тому, что через нашу Воронежскую область протекает река Воронеж.
- А кто из вас знает, в какую реку она впадает? (Дон)
- Река Дон – главная артерия нашей области. А река Воронеж является елевым притоком.
- А кто может назвать притоки реки Воронеж? (Усманка)
- А вот на территории Липецкой области есть ещё один приток реки Воронеж – река Матыра.
- Используя полученные знания, давайте восстановим текст.
(Работа в парах)
Через нашу область протекает река … . Она впадает в реку … . Крупные притоки Воронежа - … , … .
- Назвать известные орфограммы.
8. Итог урока.
- Ребята, наша экскурсия подходит к концу.
- Что же нового узнали вы путешествуя по родному, любимому Воронежу?
- А какие чувства испытывали вы, останавливаясь в разных уголках города?
- Какие имена собственные были нами услышаны в ходе экскурсии?
- А что мы знаем о их написании?
9. Домашнее задание.
- Написать мини – сочинение о Воронеже.