Одна из актуальных проблем в обучении младших школьников – нарушения письменной и устной речи, так как письмо и чтение являются средством дальнейшего получения знаний учащихся. Число школьников с отклонениями в речевом развитии устойчиво растет, о чем свидетельствует анализ контрольных работ по русскому языку, проверка техники чтения. Учащиеся допускают неизменные ошибки в речи: при чтении – дислексия, при письме – дисграфия. Такого рода ошибки нельзя объяснять личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме и чтении, небрежным отношением к работе и др., так как в основе таких ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Для повышения эффективности работы над ошибками учащихся необходима тесная двусторонняя связь учителя-логопеда и учителя-предметника в начальной школе, интеграция коррекционной логопедической работы и образовательного процесса.
В данной статье приводится конспект урока литературного чтения с использованием современных моделей профилактики и коррекции речевых нарушений младших школьников, который был подготовлен и проведён в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов Мурманской области.
Край морошки и брусники,
Грибов, ягод, голубики…
Е. Обухова
Цели урока:
- углубить знания о творчестве В. Даля;
- развивать устную речь учащихся, активизировать словарный запас, речемыслительную деятельность;
- формировать навыки работы в группе, положительную учебную мотивацию;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг В.И. Даля, его портрет, иллюстрации грибов и ягод, карточки для словарной работы, опорный конспект для ученика (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
На фоне спокойной музыки «Звуки леса» учитель говорит:
– Прозвенел звонок на урок. Скажем: «Здравствуйте!» нашим гостям… Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. Дыхательная гимнастика.
– Представьте на своей ладони листочек берёзки. Ладошку держите перед губами.
а) Сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните через рот на листочек, чтобы он сразу опустился вниз.
б) Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно дуйте, чтобы листочек принял горизонтальное положение, удерживайте его в этом положении до конца выдоха.
III. Артикуляционная разминка.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся путешествовать в край морошки и брусники, грибов, ягод, голубики, поэтому нам нужно знать правила охраны природы.
– Прочитайте про себя стихотворение пятиклассника Николая Нагибина «Берегите природу!», стараясь выделить логическим ударением подчёркнутые слова.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Когда вы ходите в походы,
Не забывайте никогда:
Не стоит загрязнять природу –
Иначе к нам придёт беда.
Лес обернётся пустырём,
Расти, цветы не станут,
Иссякнет чистый водоём,
Петь птицы перестанут.
Когда вы ходите в походы,
Не забывайте никогда
Девиз наш: «Охраняй природу!»
Иначе в дом придёт беда! [5]
– Читаем стихотворение медленно и чётко вслух.
– Читаем скороговоркой.
– Читаем выразительно, стараясь передать призыв автора стихотворения.
IV. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством автора, которого советовал читать А.С. Пушкин.
– Вспомните, чьи сказки рекомендовал А.С. Пушкин?
– Откройте учебник на с. 120 и найдите ответ на вопрос [1, с.120]? («Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля».)
Учитель показывает портрет Владимира Ивановича Даля и знакомит учащихся с выставкой книг писателя.
– Назовите тему урока, используя слово и иллюстрации на доске (На карточке на доске написано слово «война», а рядом иллюстрация грибов и ягод в лесу).
– Прочитайте слова на доске и сформулируйте цели урока (на доске слова: «Учиться», «Развивать», «Обобщать»). Учащиеся продолжают предложения.
- Учиться выразительно, правильно читать
- Развивать устную речь.
- Обобщать знания о грибах и ягодах Заполярья.
V. Работа по теме урока.
1) Опрос у доски. Выполните задание на доске по карточке (паре учащихся выдаётся набор слов на карточках с литературоведческими понятиями):
Разложите литературоведческие понятия: в первый столбик – сказочные приметы, во второй столбик – остальные.
- Сказочные приметы: зачин, концовка, присказка, волшебные герои, волшебные события, троекратный повтор, народная мудрость, вымысел.
- Сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея, русский колорит.
2) Сообщение (домашнее задание) о творчестве В.И. Даля.
Владимир Иванович Даль был человеком необычной судьбы. Он, прежде всего создатель знаменитого и в своём роде непревзойдённого «Толкового словаря живого великорусского слова» Жизнь Даля со всеми его поворотами и переменами – большое плавание в мире слов. Двести тысяч слов собрал он в своём словаре. Толковый словарь вывел живое русское слово на просторы. Он влил новые силы в культуру и литературу России. Этой же цели служил и словарь пословиц, собранных Далем, в двух томах которого 179 разделов. Он не был учёным специалистом. Всю жизнь Владимир Иванович творил по велению сердца [1].
3) Выполнение задания 1.1 (урок 46) в «Тетради по чтению» [2]:
– Прочитайте этапы жизни В.И. Даля и определите, что победило в его жизни и стало главным делом?
На доске заранее написаны годы жизни В.И. Даля по периодам. Учитель показывает на определённый период жизни писателя, а учащиеся по цепочке читают, что происходило в это время.
Война и мир в жизни В.И. Даля.
1814-1819 гг. – учился в морском кадетском корпусе.
1817 гг. – участвовал в плавании в Швеции;
1819-1924 гг. – служил на Черноморском флоте.
1824-1825 гг. – служил на Балтийском флоте.
1826-1829 гг. – учился на медицинском факультете.
1829-1832 гг. – служил военным врачом (Русско-турецкая война).
1827 г. – стихи В.И. Даля напечатаны в журнале.
1830 г. – напечатана повесть В.И. Даля.
1832 г. – вышли в свет «Русские сказки казака Луганского.
1832-1872 гг. – собирал «живые великорусские слова».
1853 г. – вышел сборник «Пословицы русского народа».
1863-1866 гг. – вышли 4 тома «Толкового словаря» 200 000 слов.
– Что победило в жизни В.И. Даля и стало главным делом его жизни? Сделайте вывод. (Главным делом его жизни было мирное собирание русского фольклора и составление словарей. Победила любовь к сказке, фольклору и литературе.)
– Как А.С. Пушкин отзывался о сказках В.И. Даля? Найдите и прочитайте ответ на вопрос в учебнике [1, с.120]. (Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет…так в народных сказках этих бездна поэзии.)
– Что такое обработка народной сказки писателем? Используйте для ответа литературоведческие понятия, которые помогут ответить на этот вопрос
Учитель и учащиеся проверяют выполнение задания у доски. (Сохраняются сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея, русский колорит).
– Чем тогда обработка сказки отличается от ее записи? (Писатель, обрабатывая народную сказку, делает текст более грамотным, подчеркивает его особенности, достоинства.)
– Сделайте вывод, как рождались сказки В.И. Даля? [3]
VI. Физминутка для глаз.
На иллюстрациях учитель показывает разные положения глаз ребёнка (1. глаза широко открыты, 2. глаза прищурены, 3. глаза закрыты ладошками, 4. ребёнок смотрит на указательный палец перед глазами, 5. яркая иллюстрация природы, для выражения удивления). Учащиеся повторяют.
VII. Подготовка к чтению. Словарная работа [3].
– Подберите к просторечным словам, записанным на доске, синонимы.
Вишь (видишь), прёт (лезет силой, упирается), помочь, скликать (призывать), отказались, сподряд (все подряд), пыжится (надуваться).
– Прочитайте вслух слова на доске по слогам в медленном темпе, а затем в быстром темпе, чётко проговаривая, объясняя смысл непонятных слов.
Снаряжайтесь, отказалися, прогневался, подгруздки, груздевая сила, полнёшенько, кадушки (обручная посуда), бурачки (кузовки, корзинка, лукошко).
VIII. Самостоятельное чтение сказки учащимися.
Вопросы после чтения.
– Что необычно в этой сказке?
– Докажите, что это сказка.
– Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?
IX. Наблюдения над языком сказки.
– Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. (гриб – боровик, сладка ягода, полным – полнёшенько, грозная рать, громкий голос, старые старушки,…)
– Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? (Они естественны в этом тексте, создают его колорит.)
– Вы почувствовали близость речи сказки к стихотворной? В чем это проявляется? Найдите спрятавшиеся рифмы. (собирают – распевают, сзывать – скликать, волнушки – старушки, дуется – гневается, вздымается – подымается, опёнки – тонки, сидючи – глядючи, сморчки – старички.
X. Выразительное чтение сказки.
– В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее, когда читает (и играет) один человек или ее читают по ролям? Выбор вида чтения.
XI. Групповое чтение по ролям
(автор – 1 ученик, гриб – боровик – 1 ученик, опёнки – 1 группа, сморчки – 2 группа, грузди – 3 группа, волнушки – 4 группа). В группах учащиеся читают все одновременно – жужжащим чтением.
XII. Работа с текстом после чтения.
а) Работа с пословицами.
– Прочитайте русские пословицы. Выберите ту пословицу, которая ближе всего подходит к содержанию сказки: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Что летом родится – зимой пригодится», «Красна ягодка, да на вкус горька».
б) На доске иллюстративный план сказки с изображением грибов. Один ученик работает у доски, а остальные учащиеся – в опорных конспектах к уроку.
– Проверьте, соответствует ли иллюстративный план содержанию сказки. Восстановите последовательность событий в сказке.
XIII. Физминутка.
По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте)
И грибы в корзинку быстро собираем.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок (наклоны вперёд, имитация сбора грибов).
XIV. Беседа по содержанию произведения.
– Какие необычные сравнения – определения встречаются в сказке? (Волнушки – старые старушки, ноги тонки, сморчки – старички, грузди – дружные ребята)
– Подпишите сравнения в иллюстративном плане на доске и в опорных конспектах.
– Догадайтесь, каких героев надо нарисовать?
– Нарисуйте тот гриб, о котором вы читали по ролям.
– Какое произведение по жанру мы прочитали?
– Докажите, что это сказка.
– К какой группе сказок мы её отнесём? (Бытовым)
XV. Узнай гриб по описанию.
– Прочитайте самостоятельно небольшую научную статью об одном грибе, подготовьте пересказ – загадку для других учащихся (без упоминания названия гриба). Учащиеся читают тексты из опорных конспектов по группам, и затем представитель от каждой группы рассказывает пересказ-загадку другим группам.
ВОЛНУШКА РОЗОВАЯ.
Растет в лиственных и смешанных лесах под березами. Широко распространенный гриб и очень урожайный. Шляпка розовая или розовато-красная, шерстисто-волокнистая, с завернутым лохматым краем, в середине вдавленная. Мякоть рыхлая, ломкая, очень острого вкуса. Гриб съедобный, используется только в засол после предварительного тщательного вымачивания или отваривания.
ГРУЗДЬ НАСТОЯЩИЙ.
Встречается в березняках или в лесах с примесью березы довольно редко, но иногда большими группами. Шляпка крупная, белая, округло-выпуклая или почти плоская с завернутым вниз мохнатым краем. Мякоть гриба белая, плотная. Гриб съедобен. Употребляется для соления. Из-за едкого сока его перед засолом рекомендуется вымачивать и отваривать.
БЕЛЫЙ ГРИБ. БОРОВИК.
Растет в лиственных и хвойных лесах, одиночно, чаще группами. Называется так из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, с ореховым вкусом. В нижней части шляпки есть слой трубочек. Отличный съедобный гриб. Употребляется вареным, сушеным, маринованным. Используется шляпка и ножка.
СМОРЧОК.
Ранневесенний гриб. Встречается во всей лесной зоне, в тундре. Растет одиночно или группами среди кустарников. Шляпка серо-бурая, серо-зеленая, черно-бурая, по краям сросшаяся с ножкой. Мякоть восковидная, белая, нежная, ломкая, с приятным запахом и вкусом. Очень вкусный, съедобный гриб. После отваривания (отвар слить) его можно жарить, тушить.
ОПЕНОК НАСТОЯЩИЙ
Этот гриб растет на пнях, стволах деревьев. Появляется большими колониями в конце августа или в начале сентября. Шляпка вначале выпуклая, почти шаровидная, потом плоская, с бугорком в центре. Мякоть белая, с приятным грибным запахом. Съедобный гриб.
Используется только шляпка в свежем, соленом, маринованном и сушеном виде. Солить можно только после отваривания. [4].
XVI. Домашнее задание:
Прочитайте любую другую русскую сказку в обработке Даля, проведите наблюдения над текстом (в первую очередь над языком сказки).
Итог урока.
Каждый из вас подумайте и выскажите своё отношение к нашему уроку, показав светофор определённого цвета.
- (зелёный) Мне было очень хорошо, я чувствовал себя счастливым.
- (красный) Этот урок я буду помнить долго.
- (синий) Другое мнение.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Баласс, 2008. – 240 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света». 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2004. – 192 с.
- Фёдоров Ф.В. Грибы. – М.: Россельхозиздат, 1983. – 255 с.
- Я в плену у этой красоты! Работы участников Международных конкурсов детской рукописной книги. – Мурманск: Кн. изд-во, 2007. – 96 с.
Список использованных источников:
- Волнушки. [Электронный ресурс] URL: allday.ru/uploads/posts/2009-10/1254862816_24.jpg (дата обращения 26.01.2010)
- Груздь. [Электронный ресурс] URL: www.lensart.ru/picturecontent-pid-1e857-et-8043302 (дата обращения 26.01.2010)
- Сморчки. [Электронный ресурс] URL: mycoweb.narod.ru/fungi/Submitted/SJG/Morchella_conica_SJG.jpg (дата обращения 26.01.2010)