Духовно-нравственное воспитание в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Внеклассная работа


Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Именно воспитание такой личности является целью Программы деятельность МОУ ДОД ДДТ.

Мы стремимся формировать у наших учащихся основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину.

Решению вышеперечисленных задач подчинена вся Воспитательная система ДДТ, четко структурированная и являющаяся дипломантом Всероссийского конкурса воспитательных систем. Из нее мы можем выделить методологию духовно-нравственного воспитания, которая пронизывает такие направления деятельности ДДТ, как образовательную, воспитательную и методическую.

Представим пять блоков мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством проведения которых осуществляется духовно-нравственное воспитание наших воспитанников:

Первый блок - традиционные окружные мероприятия, особенно полюбившиеся ребятам. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Так, в окружном туристическом слете школьных команд наряду с воспитанием чувства ответственности каждого за общую победу, взаимовыручки, на этапе "краеведение" ребятам необходимо показать знание истории родного края. А в интеллектуальном конкурсе для старшеклассников "Брейн-ринг" под названием "Творим здоровье души и тела" (название говорит само за себя) ребятам приходится отвечать на вопросы по разделам: культура Руси, здоровый образ жизни, история Калининградской области. Для полноты ощущений, объективности и живого примера духовности и преданности своей Родине мы приглашаем в судейство ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, тех, кто своим трудом восстанавливал город из руин.

Учитывая необходимость использования современных технологий и приобщения школьников к исследовательской деятельности, мы ежегодно проводим окружной конкурс исследовательских работ по здоровому образу жизни "Учреждение образования, содействующее здоровью". Тематика конкурсных работ самая разнообразная, свидетельствует о стремлении молодых людей разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственным и безнравственным. Вот некоторые проблемы, которые исследуют ребята в своих работах: "Отношение подростка и родителей: социально-ролевые взаимодействия"; "Здоровье младшего школьника - в его рюкзаке"; "Изучение межличностных отношений в 10 классе"; "Как слово наше отзовется:"; "А в деньгах ли счастье?".

Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия для воспитанников ДДТ, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям ДДТ, нашего города и страны.

Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День семьи, День матери, 23 февраля, День Победы, День города, День защиты детей и т.д.), это праздники знакомств в начале учебного года и итоговые в конце и другие. Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

Особенно хочется остановиться на третьем блоке мероприятий - это мероприятия, проводимые для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Данную работу мы традиционно проводим с социальными партнерами, среди которых - городской музыкально-литературный клуб "Остров вдохновения", объединяющий поэтов, прозаиков, певцов-бардов. Клуб часто базируется на базе ДДТ. В нем - три молодых инвалида: Алексей Клыков, Вера Горбач, Александр Герчиков, которые пишут замечательные стихи, но в силу своей болезни сами не могут их исполнять. Учащиеся образцовой студии "Калейдоскоп" совместно с педагогами Александрой Ивановной Бекиш и Ириной Германовной Клюквиной создают с детьми младшего школьного возраста музыкально-литературные композиции на стихи Алексея Клыкова, а старшеклассники студии "Калейдоскоп" и Пресс-клуба "Юный журналист" (руководитель Татьяна Викторовна Марьясова) исполняют понравившиеся им стихи поэтов-инвалидов на презентациях сборников, на итоговых концертах Клуба, а также на городских и областных фестивалях творчества инвалидов. Мы уверены, что такое сотрудничество приносит обоюдную пользу. Во время концертов мы видим благодарные, восторженные и полные слез глаза людей, стихи которых читают дети. Мы также видим трепет и волнение, сопереживание и сострадание наших воспитанников перед выходом на сцену и во время исполнения произведений. Для ребят - это моменты высшего духовного и нравственного становления и формирования их характеров.

Четвертый блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.

Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. И мы, педагоги, не сговариваясь, нашли то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам - это наш город, а значит люди, живущие в нем, а значит их дела, проблемы, подвиги и успехи. Мы уверены, что конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого. Для примера приведем несколько объединений:

  • "Юные краеведы" (педагог Наталья Сергеевна Борисова) - создали в здании ДДТ п. Коса музей "История Косы в лицах";
  • "Градоведение" (педагог Елена Герцевна Крикушенко) - детьми написаны исследовательские работы о героях, морских пехотинцах, служивших в Чечне, проводятся экскурсии по родному городу для российских и иностранных туристов;

Скаутское объединение "Альбатрос" (педагог Виолета Григорьевна Попова) - ребята организуют общественно-полезные дела (уборка пляжа от мусора), изучают историю родного края в тематических походах и играх;

Пресс-клуб "Юный журналист" - большое поле деятельности для духовно-нравственного воспитания: участие в создании сегодняшней истории нашего города (выпуск страничек пресс-клуба в муниципальной газете Балтийского городского округа "Вестник Балтийска" - к юбилейным датам учреждений и предприятий). Тематика творческих работ говорит сама за себя - о праздниках и буднях Свято-Георгиевского Морского собора, о победах и проблемах города, а в рубрике "Герои войны в моей семье" - рассказ о людях, создававших послевоенную историю нашего края. Нравственность и духовность являются основой и составляющим компонентом всего, что мы делаем в пресс-клубе. При этом активными помощниками педагога являются редакция газеты "Вестник Балтийска" и Клуб "Остров вдохновения". Почти в каждом тематическом сборнике Клуба печатаются стихи юных поэтов о море и природе, о родном городе, о любви: И мы сами в ДДТ начали выпуск сборников детских стихов, первый их них - сборник "Крылья" Марины Алексенцевой, теперь уже выпускницы пресс-клуба, при чем рисунки к этому сборнику тоже сделаны ребятами. За ним последовали сборники сказок, которые во время акций "Сказочный подарок" были подарены воспитанникам детского дома города Гвардейска и детям, долгое время проводящим на лечении в ортопедическом санатории города Пионерский.

И, наконец, пятый блок мероприятий основан на одном из управленческих принципов, которые я, как директор и руководитель пресс-клуба, некогда провозгласила для себя: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел.

Я пишу стихи, читаю их ребятам, приглашаю их на творческие вечера. Мои коллеги, педагоги студии "Калейдоскоп", создают литературно-музыкальные композиции по моим стихам, посвященным России, родному городу, и ребята выступают с этими композициями на конкурсах и концертах. А руководитель студии "Созвездие" Наталья Владимировна Доманицкая написала музыку на мои стихи, и мы создали гимн Балтийску, который в исполнении ансамбля "Созвездие" стал лауреатом городского конкурса песен о Балтийске летом 2006 года.

Для меня самым главным является то, что ребята с искренним желанием и настоящим патриотизмом читают стихи о России, поют песни о родном городе. И если они искренне провозглашают:

Я - русский, точно вам скажу,
Со мной никто не спорит.
Я - русский, этим и горжусь,
Горжусь своей историей!

Во мне - хлеб-соль родной земли,
Ее расцвет и беды,
Все то, что мы создать смогли,
Сраженья и победы:

Во мне - просторов наших ширь
И тайны всех морей,
Историй и событий - быль,
И жизнь семьи моей:

Родное, русское, свое:
Мне не найти дороже.
И о Руси душа поет,
Не петь она не может!

Я Русь не брошу никогда,
С Россией не расстанусь!
Я - русский! Это навсегда!
И русским я останусь!

Даже простое прочтение этих строк не пройдет для ребенка зря, а зародит в нем искорку духовности, любви к своему Отечеству.

Таким образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную личность, которую отличают следующие нравственные характеристики:

  • стремление к здоровому образу жизни,
  • приобщение к общечеловеческим ценностям,
  • гуманистическое отношение к миру,
  • любовь к Родине,
  • осознание ответственности за судьбу своих близких, родного города, Отчизны.