Разработка урока по математике "Сложение положительных и отрицательных чисел"

Разделы: Математика


Программа: Истоминой Н.Б.

Учебник: Математика, 6.

Класс: 6.

Тип: комбинированный урок.

Цели:.

  • обобщение ранее изученного материала по теме;
  • изучение нового материала на сложение чисел с разными знаками; закрепление; контроль усвоения знаний и умений;
  • систематизация всего материала;
  • развитие умения применять теоретические знания к решению примеров, наблюдательности, внимания, познавательной активности, творческих способностей; формирование потребности в приобретении знаний;
  • воспитание интереса к предмету, чувства взаимопомощи, умения общаться.

Применяемые методы обучения:

  • поисковые;
  • исследовательские;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор для показа презентации, проекционный экран.

Методические рекомендации. Урок будет проходить в несколько этапов. Все они отображены на экране. Данный урок – это комбинированный урок, который начинается с проверки домашнего задания, разминки, дидактической игры, направленной на актуализацию опорных знаний. Вторая часть урока посвящена изучению нового материала и закреплению его. В конце урока – самостоятельная работа.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей урока (четверостишие) – экран.
  3. Проверка домашнего задания – экран.
  4. Актуализация опорных знаний (разминка-диктант) – экран.
  5. Дидактическая игра. «+» и «–» – экран.
  6. Дифференцированная работа – экран.
  7. Объяснение нового материала – экран.
  8. Закрепление нового материала – доска.
  9. Фронтальная устная работа. Дидактическая игра «открой картинку» – экран.
  10. Домашнее задание – экран.
  11. Контроль усвоения нового материала. Обучающая самостоятельная работа с проверкой ответов на экране.
  12. Историческая справка – экран.
  13. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

II. Постановка целей урока.

На экране написана тема урока, но некоторые слова пропущены.

«Сложение …и… чисел». (НА ЭКРАНЕ Слайд 1)

Догадайтесь, о каких числах идет речь? Каких слов не хватает? (положительных, отрицательных).

Запись даты и темы урока.

Ребята, я зачитаю вам четверостишие, а вы попробуйте определить цели урока. (НА ЭКРАНЕ Слайд 2)

III. Проверка домашнего задания. (НА ЭКРАНЕ)

1. Какие целые числа заключены между:
а) -6<х<2; х=-5;-4;-3;-2;-1;0;1
б)-3,2<х<2,1; х=-3;-2;-1;0;1;2
в)-41,7<х<-38,6; х=-41,-40,-39
2. Сколько целых чисел расположено:
а) между -40 и 11
50 целых (39+10+1);
б) между -56 и -13
42 целых (55-13)

IV. Актуализация опорных знаний

(НА ЭКРАНЕ ПРОВЕРКА Слайд 3)

Проведем математический диктант на проверку внимания. (Слайд 4)

Учащиеся дают определения натуральных, целых, противоположных чисел. Вспоминают, где на координатной прямой находятся положительные и отрицательные числа.

V. Дидактическая игра « + » и « - »

(ЭКРАН Слайд 5)

Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы. Слова, которые можно отнести к “+” и “-”.

Выигрыш, проигрыш, тепло, холодно, отдал, взял, правда, ложь, добро, зло.

По каким признакам вы разделили слова на две группы? Придумайте свои сочетания слов.

VI. Дифференцированная работа.

(НА ЭКРАНЕ Слайд 6)

  • Задание №1 на сравнение рациональных чисел. Работаем самостоятельно, затем обсуждаем.
  • 6 человек работают по карточкам на первых партах на сравнение рациональных чисел.

Вспоминаем правила сравнения чисел с разными знаками, отрицательных чисел. Дают определение модуля числа. Вспоминаем, как найти модуль положительного числа и отрицательного числа.

VII. Объяснение нового материала.

(ЭКРАН)

  • Правило сложения отрицательных чисел (ЭКРАН Слайд 7)
  • Составим примеры по схемам (схемы на экране) и записываем их в тетрадь и на доску. (ЭКРАН Слайды 8-9)

Самостоятельно формулируем правило сложения чисел с разными знаками. Проговариваем его несколько раз. (ЭКРАН Слайд 10)

VIII. Закрепление нового материала.

Фронтальная работа: выполнение упражнения из учебника №1066 (НА ДОСКЕ)

IX. Фронтальная устная работа в форме дидактической игры «Открой картинку»

(НА ЭКРАНЕ Слайды 11-19)

X. Домашнее задание. Записать в дневник.

(ЭКРАН Слайд 20)

1. Выучить правило на странице 180.

2. Подготовить на отдельных листочках по 10 примеров:

  • На сложение положительных чисел
  • На сложение отрицательных чисел
  • На сложение положительных и отрицательных чисел.

XI. Контроль усвоения нового материала - обучающая самостоятельная работа.

(НА ЭКРАНЕ Слайды 21-22)

Проходит в форме дидактической игры с применением исторического материала

На экране зашифровано слово. Задание: решите примеры , замените ответы буквой, тогда отгадаете слово, записав его в тетради. Учащиеся выходят к доске и записывают слово на доске.

Записав слово в тетради, ребята читают его вслух: БРАХМАГУПТА.

XII. Историческая справка.

(ЭКРАН Слайд 23)

Дополнительный вопрос: какой известный математик ввел координатную прямую для геометрического истолкования положительных и отрицательных чисел? (ответ: Рене Декарт, 1596-1650)

XIII. Итог урока. Что нового мы узнали. Оценки за урок. Организационный момент.

Спасибо за урок. (Слайд 24)