Программа: Истоминой Н.Б.
Учебник: Математика, 6.
Класс: 6.
Тип: комбинированный урок.
Цели:.
- обобщение ранее изученного материала по теме;
- изучение нового материала на сложение чисел с разными знаками; закрепление; контроль усвоения знаний и умений;
- систематизация всего материала;
- развитие умения применять теоретические знания к решению примеров, наблюдательности, внимания, познавательной активности, творческих способностей; формирование потребности в приобретении знаний;
- воспитание интереса к предмету, чувства взаимопомощи, умения общаться.
Применяемые методы обучения:
- поисковые;
- исследовательские;
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор для показа презентации, проекционный экран.
Методические рекомендации. Урок будет проходить в несколько этапов. Все они отображены на экране. Данный урок – это комбинированный урок, который начинается с проверки домашнего задания, разминки, дидактической игры, направленной на актуализацию опорных знаний. Вторая часть урока посвящена изучению нового материала и закреплению его. В конце урока – самостоятельная работа.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей урока (четверостишие) – экран.
- Проверка домашнего задания – экран.
- Актуализация опорных знаний (разминка-диктант) – экран.
- Дидактическая игра. «+» и «–» – экран.
- Дифференцированная работа – экран.
- Объяснение нового материала – экран.
- Закрепление нового материала – доска.
- Фронтальная устная работа. Дидактическая игра «открой картинку» – экран.
- Домашнее задание – экран.
- Контроль усвоения нового материала. Обучающая самостоятельная работа с проверкой ответов на экране.
- Историческая справка – экран.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас лежит на парте: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
II. Постановка целей урока.
На экране написана тема урока, но некоторые слова пропущены.
«Сложение …и… чисел». (НА ЭКРАНЕ Слайд 1)
Догадайтесь, о каких числах идет речь? Каких слов не хватает? (положительных, отрицательных).
Запись даты и темы урока.
Ребята, я зачитаю вам четверостишие, а вы попробуйте определить цели урока. (НА ЭКРАНЕ Слайд 2)
III. Проверка домашнего задания. (НА ЭКРАНЕ)
1. Какие целые числа заключены между: а) -6<х<2; х=-5;-4;-3;-2;-1;0;1 б)-3,2<х<2,1; х=-3;-2;-1;0;1;2 в)-41,7<х<-38,6; х=-41,-40,-39 |
2. Сколько целых чисел расположено: а) между -40 и 11 50 целых (39+10+1); б) между -56 и -13 42 целых (55-13) |
IV. Актуализация опорных знаний
(НА ЭКРАНЕ ПРОВЕРКА Слайд 3)
Проведем математический диктант на проверку внимания. (Слайд 4)
Учащиеся дают определения натуральных, целых, противоположных чисел. Вспоминают, где на координатной прямой находятся положительные и отрицательные числа.
V. Дидактическая игра « + » и « - »
(ЭКРАН Слайд 5)
Мы сталкиваемся с понятием «отрицательное» и «положительное» не только на уроках математики. Слова в русском языке могут также иметь положительное и отрицательное значения. На экране слова, которые необходимо разделить на две группы. Слова, которые можно отнести к “+” и “-”.
Выигрыш, проигрыш, тепло, холодно, отдал, взял, правда, ложь, добро, зло.
По каким признакам вы разделили слова на две группы? Придумайте свои сочетания слов.
VI. Дифференцированная работа.
(НА ЭКРАНЕ Слайд 6)
- Задание №1 на сравнение рациональных чисел. Работаем самостоятельно, затем обсуждаем.
- 6 человек работают по карточкам на первых партах на сравнение рациональных чисел.
Вспоминаем правила сравнения чисел с разными знаками, отрицательных чисел. Дают определение модуля числа. Вспоминаем, как найти модуль положительного числа и отрицательного числа.
VII. Объяснение нового материала.
(ЭКРАН)
- Правило сложения отрицательных чисел (ЭКРАН Слайд 7)
- Составим примеры по схемам (схемы на экране) и записываем их в тетрадь и на доску. (ЭКРАН Слайды 8-9)
Самостоятельно формулируем правило сложения чисел с разными знаками. Проговариваем его несколько раз. (ЭКРАН Слайд 10)
VIII. Закрепление нового материала.
Фронтальная работа: выполнение упражнения из учебника №1066 (НА ДОСКЕ)
IX. Фронтальная устная работа в форме дидактической игры «Открой картинку»
(НА ЭКРАНЕ Слайды 11-19)
X. Домашнее задание. Записать в дневник.
(ЭКРАН Слайд 20)
1. Выучить правило на странице 180.
2. Подготовить на отдельных листочках по 10 примеров:
- На сложение положительных чисел
- На сложение отрицательных чисел
- На сложение положительных и отрицательных чисел.
XI. Контроль усвоения нового материала - обучающая самостоятельная работа.
(НА ЭКРАНЕ Слайды 21-22)
Проходит в форме дидактической игры с применением исторического материала
На экране зашифровано слово. Задание: решите примеры , замените ответы буквой, тогда отгадаете слово, записав его в тетради. Учащиеся выходят к доске и записывают слово на доске.
Записав слово в тетради, ребята читают его вслух: БРАХМАГУПТА.
XII. Историческая справка.
(ЭКРАН Слайд 23)
Дополнительный вопрос: какой известный математик ввел координатную прямую для геометрического истолкования положительных и отрицательных чисел? (ответ: Рене Декарт, 1596-1650)
XIII. Итог урока. Что нового мы узнали. Оценки за урок. Организационный момент.
Спасибо за урок. (Слайд 24)