Информационно-компьютерные технологии для учителя и ученика

Разделы: Общепедагогические технологии


В далёкие семидесятые годы школьники, участвуя в конкурсах “Школа будущего”, “Школа XXI века”, мечтали о просторных классах, оснащённых кабинетах и спортивных залах, бассейнах и телевизорах (хотя бы один на школу). Всё это казалось несбыточной мечтой. Никто из них и предположить не мог, что через пару десятков лет все их мечты обретут реальность, а ещё через десяток мобильные телефоны и компьютеры станут реальной действительностью. Думается, что и педагогическая общественность не предполагала, что наступит время, когда будет стоять вопрос о полной компьютеризации учебных заведений.

Современную школу уже невозможно представить без новых информационных технологий. Компьютерные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Практически каждая профессиональная деятельность сейчас предполагает наличие хотя бы минимальных компьютерных знаний. В этой связи, какое образование в наше время можно назвать качественным? То, которое обеспечивает определённый уровень предметных знаний, умений и навыков? Или, может быть, то, которое создаёт условия для качественного изменения образа самого ученика, его личностных качеств, ценностных ориентиров? Или то, которое позволяет школьнику ориентироваться в потоках информации и грамотно использовать её? Ответ на эти вопросы очевиден: и то, и другое, и третье. Важно разумное сочетание применяемых педагогических приёмов и технологий.

Рассмотрим лишь один аспект: информационно-компьютерные технологии для учителя и ученика.

Преимущество современного урока, и урока математики в том числе, в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией.

Не секрет, что эффективность освоения любых новых технологий связывают с квалификацией кадров, но решающим фактором успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс являются всё же готовность и способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

Исходя из анализа работы с педагогами гимназии по формированию их информационной культуры, мы выделяем основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности. В нашей гимназии они определены Программой информатизации гимназии на 2006-2010 уч. г.. Основная цель её: переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях гимназии.

Последние три года мы совершенствуем компьютерную культуру учителя через курсовую подготовку, семинары, консультации, практикумы и мастер-классы. Так, нами проведены семинары: “Компьютерные технологии в учебном процессе” (см. Приложение №1); “Использование презентаций в учебном процессе”; “Элементы дизайна с использованием Potoshop” - для учителей предметников и для новых учителей, “Использование возможностей интерактивной доски”; ежегодно проводятся мастер-классы для учащихся и родителей по теме “Обучение созданию презентаций”; практикумы: “Создание и редактирование тестовых документов средствами WORD”, “Учимся работать с интерактивной доской”; консультации по поиску информации в Интернете, по программному обеспечению, используемому на уроках, по использованию мультимедийного проектора и интерактивной доски, по работе со сканером.

Заметим, что каждое занятие пополняло индивидуальную копилку педагога соответствующими рекомендациями в печатном и электронном виде. Нами создан каталог интернет - ресурсов, банк данных УМК по предметам и по каждому ПК, все преподаватели ознакомлены с ними. Всё это позволило педагогам более уверенно работать с техникой и активно внедрять в повседневной практике полученные умения и знания.

Во время урока ученик должен видеть, что учитель владеет практическими навыками работы на компьютере, даёт школьникам возможность и помогает использовать  ИКТ в исследовательских работах. Всё чаще учителя, имеющие в своих кабинетах компьютеры, стали использовать информационные технологии в качестве средства развития личности и в качестве средства коммуникации. Этому также способствуют лаборатории и семинары городского уровня.

Как видим, информационно-компьютерные технологии открывают совершенно новые возможности для организации работы учителя. Для систематизации накопленного материала и удобства в работе мною созданы папки по профессиональной деятельности.

Используя эти возможности ИКТ, на уроках математики применяю следующие формы организации деятельности: индивидуальную работу с обучающей системой; создание и использование на уроке презентаций (см. Приложение № 2); создание с помощью Microsoft Office раздаточного и дидактического материала к урокам; игровые формы, конкурсы, викторины; использование электронных учебников. Использую также компьютер в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Поэтому особый интерес для меня представляют графические редакторы, позволяющие создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В дальнейшем предстоит освоить ведение электронного журнала.

Всё более очевидно, что при использовании в школе компьютера возникает вопрос о взаимоотношениях учителя и ученика. И если учитель выступает как организатор учебного процесса, владеющий (или осваивающий) информационно-компьютерными технологиями, то кем является ученик? Сосудом, для наполнения знаний или равноправным партнёром? …. И чем больше задумываешься над тем, как поддержать у учащихся интерес к предмету и их активность на протяжении всего урока, как сделать так, чтобы стремление к познанию окружающего мира не угасало, тем больше осознаёшь необходимость использования ИКТ в учебном процессе.

Сегодня, пожалуй, образование будет более качественным, если главной задачей педагога будет не заставить ученика учиться, а научить учиться. И как ни парадоксально, но огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер, ибо использование компьютера  при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом следует учесть, что дети быстрее нас овладевают компьютерной техникой, а это значит, что им по силам самим найти нужную информацию в интернете, сделать презентацию к уроку, напечатать нужный материал.

Какие плюсы в этом для ученика? Во-первых, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения: процесс обучения может идти по индивидуальной программе, ученик может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. Мы наблюдаем это при работе в 5-6 классах на уроках геометрии при использовании программы “Живая Геометрия”.

Во-вторых, расширяются возможности самостоятельной работы как на уроке, так и вне его. Особенно это важно для детей, обучающихся на “экстернате”, так как всегда есть возможность поработать с прошедшим материалом после урока в наглядной и доступной форме через тематические презентации, включающие как теоретические сведения, так и набор упражнений для первичного усвоения материала.

В-третьих, возможность работать над своими ошибками при системе компьютерных подсказок позволяет ученику ликвидировать пробелы в материале.

В-четвёртых, для учащихся с трудностями усвоения материала нужны короткие, дозированные порции учебного материала, помогающие лучше усвоить новое и отработать алгоритмы решений заданий. В этом помогают учебные презентации (к тому же они, как правило, многократного использования). Примерами таких презентаций являются, например, “Взаимное расположение двух прямых” и “Алгоритм решения тригонометрических неравенств”.

Место на уроке для них находится в зависимости от цели урока. Начинаем новый материал, они нужны и как иллюстративный материал, и как зрительный рецептор-“крючок” для памяти. При этом не нужно сразу использовать все слайды: их появление обусловлено содержанием материала и его объёмом. В разных классах за урок проходим, как правило, разное количество материала. Это зависит от состава детей и некоторых субъективных факторов.

Идёт закрепление или проверка домашнего задания, они тоже полезны и как способ самопроверки, и как кадры для вопросов по рисункам. Такие презентации нравятся ученикам, часто болеющим, так как они могут в самостоятельном режиме поработать с данным материалом, на слайдах и в учебнике, а лишь потом ещё раз проконсультироваться у учителя. Техническое сопровождение таких слайдов оправдано темпом урока, уровнем подготовленности учащихся к восприятию материала.

Таким образом, самооценка учащегося не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

В то же время, чтобы каждый ученик умел извлекать пользу из образовательного опыта, умел получать и обрабатывать информацию, умел сотрудничать и работать в группе, а не только с компьютером, умел использовать информационные технологии, необходимо развивать эти умения. И помочь в этом можем мы – взрослые.

В нашей гимназии все занимаются информатикой, а для старшеклассников к тому же есть двухгодичный курс “Основы Информационной Культуры” (учитель Голубинская Л.М), основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их  учебной и профессиональной деятельности. В рамках этого курса они учатся работать с любыми источниками информации, конструировать презентации, постигают азы исследовательской деятельности, написания и защиты рефератов, познают возможности интерактивной доски.

На формирование информационной культуры гимназистов направлен и конкурс компьютерных презентаций (номинации “Виват “Гимназия!”, “Я иду на урок”, “Мир моих увлечений”, “Моя семья”, “Город свой славлю!”, “Хочу всё знать!”, “Математический калейдоскоп”). В нём ежегодно участвуют обычно все старшеклассники и ученики 5-8 классов. Для участников конкурса нами были проведены мастер-классы по созданию презентаций, даны советы при защите доклада. Работы учеников используются учителями на уроках. И пусть это первые серьёзные пробы у ребят в освоении компьютерного мира, но это шаг, который ведёт к развитию информационной компетенции.

Нам кажется, что проблемы, указанные выше решаемы. Ведь человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей и для учителя. В этом мы абсолютно уверены.

Приложение 3.

Приложение 4.