Народная педагогика как источник этнопедагогической науки всегда была и остается актуальной т.к. она обращена к человеку, исследует проблемы изучения сущности и закономерностей развития личности. Любое обращение к национальным культурам имеет спасительные функции, об этом в своих трудах К.Д. Ушинский отмечает следующим образом: “Воспитание, если оно хочет быть всесильным, должно быть народным”, “В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих”. Якутский писатель, патриот П.А. Слепцов-Ойунский доказывал, что фольклор не только самобытная основа для возникновения национальной культуры, но и источник народной педагогики.
Таким образом, обращение к проблеме воспитания детей младшего возраста на традициях народной педагогики якутов (саха) делает тему исследования актуальной.
Перед педагогами стоит задача развивать родной язык, а именно речь на основе родного фольклора. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен родной язык, тем полнее будут усваиваться знания. Устное народное творчество, его развитие связано с языком. Нет родного языка – не только растворяется нация, деградируют культура и духовные ценности, что приводит полному исчезновению фольклора. Весь потенциал родного языка хранится в народном творчестве.
Устное народное творчество является самым эффективным средством воздействия на поведение, чувства младших школьников, о чем свидетельствует анализ психолого-педагогических трудов О.В. Акуловой, А.Г Гогоберидзе, В. И. Логиновой, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, Л.Н. Толстого, А. Усовой и др.
С целью развития и обогащения устной речи и формирования нравственных понятий у детей использовали малые жанры фольклора, т.к. они носят в себе духовно-нравственный, эмоциональный заряд, необходимых для развития ценностного потенциала личности. К малым жанрам фольклора относятся: пословицы, поговорки, скороговорки и загадки. Из перечисленных жанров, предлагаем некоторые аспекты работы по усвоению якутских пословиц младшими школьниками.
Опытно-экспериментальная работа была проведена во вторых классах (разделив, класс на группы) с 1 ноября 2006г. по 1 февраля 2007г в Бетюнской средней школе им. Н.Е. Иванова, Амгинского улуса (района), Республики Саха (Я). В эксперименте участвовало 20 детей (10 – в экспериментальной, 10 – в контрольной). Для определения уровня сформированности нравственных понятий была использована методика С.А. Занкова.
Цель работы: Найти новый подход по изучению малых жанров фольклора (на основе пословиц) младшими школьниками, с целью развития родной речи.
Задачи:
- Рассматривать пословицы как целую систему в развитии, воспитании, обучении детей;
- Определить возможности формирования устной речи младших школьников на основе знакомства с пословицами;
- Диагностика сформированности нравственных качеств у детей;
- Анализ и сопоставление полученных результатов диагностики.
В результате эксперимента выявлено, что в экспериментальной группе уровень сформированности нравственных понятий составил: высокий 30%, средний 60%, низкий 30%, у детей контрольной группы: высокий 40%, средний 30%, низкий 30%.
Общий анализ результатов обеих классов показывает следующее:
- Дети знают свою ФИО, некоторые не смогли определить свою национальность;
- Так же знают ФИО родителей, но не знают где и кем работают, т.е. неуверенное представление об их профессии;
- Многие дети могут рассуждать, но у них не сформированы умения, отстаивать свою точку зрения на основе нравственных понятий.
- На основе выводов нами были выдвинуты следующие задачи корректирующего этапа:
- Познакомить детей с малым жанром фольклора, а именно с пословицами т.к. пословица – коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Она имеет законченную мысль, житейскую мудрость;
- Помочь детям понять прямое и переносное значение пословиц, использовать в разговорной речи пословицы;
- Формирование у детей понятие о Родине, добре и зле, справедливости, дружбе, взаимопомощи;
- Воспитывать интерес и уважение к культуре якутского народа (саха).
Учитывая, что увлекательной деятельностью младших школьников является игровая деятельность, на уроках национальной культуры (“Ураанхай саха о5ото”) и внеклассных воспитательных делах использованы игровые ситуации, дидактические, ролевые, познавательные игры. Использованы следующие виды дидактических игр: “Распредели” дети должны сгруппировать пословицы по темам, очень увлекательна игра “Наборщик”, где дети составляют разобранные пословицы, “Найди половинку” дети должны по билетикам найти вторую часть суждения, игра “Угадай” можно предложить загадать пословицы наглядными рисунками или расшифровать пословицы, спрятанные в ребусах. Апробирована рабочая тетрадь, (авт.-сост. С.Д. Слепцова учитель нач. классов Амгинской СОШ №1) с различными заданиями по работе над пословицами. По заучиванию малых жанров на память эффективным средством оказались красочные написания пословиц на плакатах и специально отведенных тетрадках. В ходе практики нами отмечено, что для определения сути метких изречений помогают наглядные рисунки, картины, которые потом дети сами, фантазируя, рисуют, закрашивают, развивая тем, самым воображение, мелкую моторику рук. В целях повышение интереса младших школьников провели 3 нестандартной формы внеклассного мероприятия: занятия-соревнования “Лучший знаток!”, интеллектуально-познавательная игра “Звездный час”, “Умники и умницы”. Проведено 2 интегрированных занятий (чтение и грамматика, литература и национальная культура)и 3 уроков по закреплению ЗУН по пословицам.
В итоге работы был проведен повторно, контрольный эксперимент, где получены следующие результаты: высокий 80%, средний 20%, низкий 0%; у детей контрольной группы: высокий 50%, средний 40%, низкий 10%.
Как видно по результатам, уровень сформированности нравственных понятий у детей экспериментальной группы повысился в большей степени, чем у детей контрольной группы.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа доказала, что в процессе этических бесед, построенных на основе пословиц, формируются нравственные понятия и ценностные ориентиры у младших школьников.
Таким образом, введение в обучении и воспитании малых жанров фольклора ориентирует на пестование в ребенке нравственных качеств. В якутском устно народном творчестве ярко и своеобразно отражен накопленный опыт и жизненная мудрость, выражены характер и душа народа, лучшие черты и идеалы семейно-бытовой жизни этноса.