Эпиграф к уроку. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…”
Цели:
- отработка вычислительных навыков при сложении и вычитание чисел в пределах 100 (новый способ - округления);
- использовать упражнения, подготавливающие к изучению действий умножения и деления;
- развивать любознательность и литературный интерес к шедеврам русской литературы на примере сказок А.С. Пушкина;
- использовать различные виды работы на уроке: фронтальный, индивидуальный опрос, групповая, работа в парах;
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать математическую речь, интерес к математической науке;
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- доска, мел, карточки для индивидуальной и работы в парах, а также:
- учебник Математика, часть 1. Б.П.Гейдман;
- портрет А.С.Пушкина и иллюстрации И.Я.Билибина к сказкам А.С.Пушкина;
- выставка книг со сказками А.С.Пушкина из школьной и домашней библиотеки ;
- выставка рисунков учащихся “У лукоморья”;
- телевизор и фрагмент “Сказка о царе Салтане” художественный фильм (1966, “Мосфильм”; режиссёр А.Л. Птушко);
Аудиозапись “Сказки о царе Салтане” в исполнении артистов.
Ход урока
1.Организационный момент.
Дежурные организуют детей на урок, проверяют готовность к уроку.
Учитель сообщает тему и цели, которые ставит перед учениками на уроке.
Тема знакомая, но сегодня дети откроют для себя что-то новое.
Обращает внимание на этапы урока.
На доске запись: устный счёт, новый материал, самостоятельная работа, геометрический материал, логическое задание,
Учитель отмечает наиболее важные из них и занимательные этапы восклицательным знаком (ставятся таблички с !)
Ученики озвучивают свои цели на текущий урок.
Например, “На уроке я буду стремиться быть максимально внимательным и активным, попытаюсь получить несколько знаков благодарности от учителя”
2. Актуализация опорных знаний.
(на доске) Записаны выражения на сложение и вычитание.
- 30+65
- 7-3
- 74-20
- 43+29
Предлагается, не вычисляя, сказать, какие вычисления сделать будет легко, удобно, быстро (те, где есть круглое число). Повторяем определение “круглого числа”. Выслушиваются 2-3 ответа учащихся.
№2.Фронтальная работа.
Работа с числовыми веерами.
- Дополнить число до ближайшего круглого числа. Повторить правила работы с веером. Числа указкой показывает учитель, а ученики находят ответ на числовом веере. Запись на доске:
58, 32, 39, 77, 91, 9, 63, 42.
Комментируется каждый выбор, поощряется правильный ответ.
3. Устный счёт.
№1.Работа в парах.
Учитель наблюдает за распределением доли задания в паре.
У каждого ученика на парте увеличенная копия таблицы к №1.Вычислив значение выражений, следует отгадать зашифрованное слово. Дети фиксируют результат в таблице. Первая пара уч-ся получает право выполнить задание на доске. Дети рассказывают о том, как они распределили свою работу в паре, почему добились успеха, благодарят друг друга за помощь. Получают награду – картинку “трудовая пчела Майя”.
Таблица 1
18 | 25 | 31 | 48 | 90 | 48 | 54 | 66 | 96 |
Л | у | к | о | м | о | р | ь | е |
- Отгаданное слово где могли слышать раньше?
- Что оно обозначает? (морской залив)
- Кто знает автора и правильное название произведения, в котором упоминалось это слово?
- “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди” Александра Сергеевича Пушкина (показ портрета А.С.Пушкина и просмотр иллюстраций в сборнике сказок)
Портрет Александра Пушкина. 1827. Холст, масло.
Учитель:
И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.
- Встаньте и продекламируйте напамять отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”. (Учитель демонстрирует книги на выставке, дети рассматривают в них иллюстрации, обмениваются впечатлениями о знакомых сказках).
И.Я Билибин “Лукоморье”
- Автор этих сказок - А.С. Пушкин. Были сказки написаны не для детей, для взрослых. Кто знает, сколько сказок он написал? Если нет, узнаете, расскажете другим.
Сегодня мы остановимся на “Сказке о царе Салтане…”
4. Работа над новым материалом.
Работа в тетрадях после записи числа.
Учитель ведёт объяснение алгоритма вычислений, выполняя запись на доске. Ученики помогают в рассуждении, как следует вычитать и складывать двузначные числа, используя округление их до десятков.
Использование и отработка нового способа закрепляется на примерах:
№3. (1, 2 пример.) Выполнить действия, используя округление.
Физкультминутка. На доске записаны строчки:
Учитель:
Вы работали ОТЛИЧНО!
Отдохнуть не прочь сейчас?
Ученики:
И зарядка нам привычно
На урок приходит в класс.
Чудеса на целом свете! (встают около своих парт)
Стали маленькими дети, (Присаживаются)
А потом все дружно встали – (встают)
Великанами вдруг стали. (поднимают руки вверх).
5. Решение задач.
№4. Чтение условия, вопроса задачи. Анализ задачи.
Просмотр фрагмента кинофильма “Сказка о царе Салтане…”, где из морской пучины выходят “тридцать витязей”.
Тридцать три богатыря. Иллюстрация к сказке "Сказка о царе Салтане". -Художник - А.Куркин, 1961
- Как можно назвать по-другому ВИТЯЗЕЙ? Подберите синонимы (богатыри, воины). Карточки с этими словами прикрепляются к доске.
Самостоятельное решение задачи в тетрадях выражением со скобками.
Проверка: ученик, решивший первым, записывает и объясняет, какой записал ответ к задаче. (Ставится отметка)
6. Самостоятельная работа.
По вариантам дается задание, у доски - индивидуальные ответы.
- 1 вариант:№7 - 1 столбик, №8
- 2 вариант: №7 – 2 столбик,№8.
Проводится проверка – сверить с ответами на доске. (Ставится отметка отвечающим).
7. Геометрические задания.
Двум ученикам предлагается из 6 одинаковых прямоугольников разного цвета составить квадрат на скорость. Ученикам предлагается выполнить чертёж в тетради и вычислить периметр полученного квадрата.
(Р=2+2+2+3+3+2+2+2+3+3=24см)
8. Итог урока.
Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Кому захотелось перечитать сказки А.С.Пушкина?
- Какие задания выполнять было трудно, а какие интересно?
9. Домашнее задание.
- Дома поупражняетесь в вычислениях, используя способ округления №3 (3,4) и решите задачу №5.