Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Знакомство учащихся с планетами Солнечной системы

Задачи:

  • Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.
  • Закрепить и обобщить знания учащихся о солнечной системе, её строении, об особенностях планет, входящих в неё.
  • Развивать интерес к изучению материала.
  • Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать.
  • Прививать чувство гордости за то, что мы живем на планете Земля.
  • Воспитывать внимательное отношение к явлениям, происходящих вокруг нас.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование:

  • Учебник: “Окружающий мир” 4 класс А.А.Вахрушев
  • компьютеры;
  • проектор;
  • видеоролик; музыкальные файлы;
  • презентация к уроку

Материал для урока

Для ученика Для учителя
Учебник “Окружающий мир”

Тетрадь для проверки знаний

Карточки для работы в группах

Компьютер

План урока

Компьютер

Проектор

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:

Сегодня мы продолжим разговор о космических телах.

Вспомните, с какими космическими телами вы познакомились на прошлом уроке?

Как называется наука, которая изучает космические тела?

Презентация.

Сколько звезд на небе? (Слайд №1)

Несмотря на кажущуюся бесчисленность, в действительности пересчитать звезды не так уж сложно: на небе в ясную безлунную ночь невооруженным глазом можно увидеть около 3 тысяч светил.

Поскольку половина неба скрыта под горизонтом , полное количество видимых звезд в два раза больше -приблизительно 6 тысяч.

Что такое вселенная?

Как возникла Вселенная? (Слайд №2)

Наша вселенная образовалась в результате невообразимо мощного взрыва примерно 15 миллиардов лет назад. После взрыва в космосе образовались гигантские облака газа и пыли. Становясь более плотными, они превратились в звезды.

Галактики? (Слайд №3)

Звезды образуют гигантские системы - Галактики. Галактика имеет центр (ядро), плоские спиральные рукава, в которых сосредоточено большинство звезд, и периферию, объемное облако из редких звезд. Звезды движутся в пространстве, они рождаются, живут и умирают. Такие звезды, как Солнце, живут примерно 10-15 миллиардов лет, и Солнце - звезда среднего возраста. Кроме звезд, в Галактике содержатся облака космической пыли и газа, образующие туманности.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? (Слайд №4)

Солнце – самая яркая звезда на небе, дарующая нам жизнь, тепло и свет, – издавна привлекала к себе внимание человека. Первобытным людям Солнце представлялось чем-то сверхъестественным, а позднее почти у всех народов стало предметом поклонения и обожествления.

(Слайд №5)

Солнце - центральное тело Солнечной системы – представляет собой горячий газовый шар. Оно в 750 раз превосходит по массе все остальные тела Солнечной системы вместе взятые. Именно поэтому всё в Солнечной системе можно приближенно считать вращающимся вокруг Солнца. Землю Солнце перевешивает" в 330 тысяч раз. На солнечном диаметре можно было бы разместить цепочку из 109 таких планет, как наша.

Объяснение нового материала.

Что нового мы узнаем о … (солнечной системе, о планетах солнечной системы?) (Слайд №6)

Это очень интересные вопросы. Как ни покажется странным, люди обнаружили планеты очень давно, задолго до изобретения бинокля, подзорной трубы и телескопов.

А было это так. Люди обратили внимание, наблюдая за звёздным небом, что среди множества звёзд есть странные звёзды, отличающиеся от других.

Если все звёзды остаются на своих местах относительно друг друга, то несколько звёзд в каждую следующую ночь оказывались чуть в стороне и за несколько ночей. Недель и месяцев перемещались среди других звёзд на очень значительные расстояния. Их за это назвали “планетес”-планетами, что в переводе обозначает “блуждающие звёзды” или странствующие.

Шли годы. Люди установили, что блуждающие звёзды-планеты перемещаются по небосводу строго по определённым путям. Им дали имена, часто по имени богов.

Об этих планетах вы сейчас узнаете.

Какие планеты есть у солнца, кроме Земли?

Давайте отправимся в нашу солнечную систему.

Солнечная система-это солнце с вращающимися вокруг неё планетами.

Что нам необходимо для полёта? (скафандры, звездолёт, еда, бортовой журнал)

Бортовые журналы-тетради у вас лежат на столах. Итак, отправляемся!

Запишите в своих бортовых журналах “Солнечая система” и путь нашего следования. (Дети записывают планеты солнечной системы)

Демонстрация слайдов №7,8,9

(Одновременно рассказывать о планетах Солнечной системы.)

Меркурий - самая быстрая и подвижная планета - римский бог дорог и путешественников.

Венера - римская богиня красот- мы её видим часто на небе в виде яркой звезды, одной из первых после захода Солнца и перед восходом.

Марс – сверкает на небосклоне багровой искрой, за свой цвет и получила имя бога войны.

Юпитер – медленно и важно передвигается среди звёзд за что её назвали именем главного бога Юпитера.

Сатурн – слабее Юпитера по блеску и ещё медленнее перемещается среди звёзд, за это её назвали именем римского бога времени.

Значительно позднее, с изобретением телескопов были открыты Уран, Нептун и Плутон. Их не видно невооружённым глазом.

Урандедушка Юпитера.

Нептун – бог морей.

Плутон – бог мрака и подземного царства.

Демонстрация слайда № 10

Сравните размеры планет. Что об этом можете сказать?

Учёные по размерам разделили их на 2 группы:

Планеты - гиганты Маленькие планеты
Юпитер Меркурий
Сатурн Венера
Уран Земля
Нептун Марс
  Плутон

Установлено, что все открытые людьми планеты движутся, обращаются вокруг Солнца по несколько растянутому кругу – эллипсу. Путь движения планеты называется орбитой.

(Просмотр видеоролика “Планеты солнечной системы)

Демонстрация слайда № 10

Почему планеты названы планетами Солнечной системы?

В бортовых журналах закончите схему Солнечной системы, дорисуйте и подпишите недостающие на схеме планеты.

Закрепление изученного.

Работа с компьютером (дети самостоятельно знакомятся с каждой планетой, нажав на слово “планеты”, читают про планеты солнечной системы)

Демонстрация слайда № 11

Путь движения планет называется:

  1. астрономия;
  2. орбита;
  3. Солнечная система.

Продолжите предложение.

  1. Планеты – гиганты – это…
  2. Маленькие планеты – это…

Демонстрация слайда № 12

Отгадайте ключевое слово в кроссворде

1. Третья планета от Солнца.

2. Путь движения планеты.

3. Наука, изучающая космические тела.

4. Слой газа вокруг планеты.

5. Звезда, раскалённое космическое тело.

6. Мир, Вселенная.

Демонстрация слайда № 13

Викторина

1. Ближайшая к нам звезда.

2. Космическая “дорога” небесных тел.

3. Огромный огненный шар, который излучает во все стороны свет.

4. Небесное тело, которое имеет хвост.

5. Как называют космонавтов в США.

6. Как называется наука, которая изучает небесные тела?

7. Как звали первого космонавта.

8. Что упало на слона в стихотворении К. Чуковского “Тараканище”?

9. Кто из героев повести Носова утверждал, что внутри Луны есть шар, на котором живут лунные коротышки.

Демонстрация слайда №14

Ответы на викторину

1. Солнце.

2. Орбита.

3. Звезда

4. Комета.

5. Астронавты.

6. Астрономия.

7. Юрий Гагарин.

8. Луна.

9. Незнайка.

Домашнее задание.

Подготовьте рассказ о планетах Солнечной системы по учебнику.

Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?