Цель:
- Воспитание вкуса в одежде и бережного отношения к ней.
- Убедить детей в том, что важное значение в облике человека имеет и его внешний вид.
ХОД УРОКА
1. Поверка домашнего задания.
2. Постановка учебной задачи.
- Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого ранее не знали, а теперь должны познакомиться. На что вы, прежде всего, обращаете внимания?
- Конечно же, на внешний вид. На его одежду.
- А ещё на что?
- На его лицо, манеру держаться.
- А если быть поточнее?
- На его внешнюю красоту.
- Какую пословицу можно припомнить по этому поводу?
- Человека по одежке встречают, а по уму провожают.
- Значит, о чем же будет наш сегодняшний разговор?
- Об одежде человека, о его внешней красоте.
3. Решение учебной задачи.
1 задание. (Обсуждение в группах)
- Что означает “внешняя”?
- Внешняя – наружная, находящаяся вне, за пределами чего-нибудь. А также выражающийся только в наружном виде, не соответствующий иногда внутреннему состоянию; заметный только на первый взгляд.
- Что такое “красота”?
- Красота – это совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору, слуху: все красивое, прекрасное.
- Что же такое – “вид”, “облик”?
- Вид – внешность, видимый облик. Облик – внешнее очертание, наружность.
- Что означает слово “одежда”?
- Одежда – совокупность предметов, которыми облекают, покрывают тело. Одежда сшивается из тканей, мехов, кожи т.д.
- Как вы думаете, почему человек вынужден одеться, ходить в одежде?
- Скорее всего потому, что вынужден был защитить свое тело от влияния природных стихий - от холода, жары, ветра, пыли и другого.
- А еще почему?
- Для защиты от ударов, порезов и т.п.
- Итак, для чего служит одежда, прежде всего, в жизни человека?
- Для защиты тела, оберегания его здоровья. К тому же, красивая одежда и украшает человека. Летом одежда легкая, а зимой – теплая.
- Но ведь есть и народы совсем не надевающие одежды. Чем это можно объяснить?
- Например, в Африке, природные условия не вынуждают защищать себя посредством одежды от катаклизмов погоды. При этом, надо помнить и низкий уровень их нынешнего развития.
Самооценка.
2 задание. (Обсуждается в группах)
- Какие пословицы и поговорки знаете вы о внешнем виде и одежде человека?
- Красота дерева – в листьях, а человека – в одежде. Дерево – украшение земли, а одежда – украшение мужчины (человека). Одежда джигита облагораживает, как конь батыра возносит.
Самооценка.
3 задание. (Обсуждается в группах)
- Какие виды одежды вам известны?
- Рабочая одежда (связанная с профессией), домашняя одежда, спортивная одежда, сменная одежда, форменная одежда (воинская, милицейская, лесничества, налоговой инспекции), школьная форма и другие.
- В чем польза такой специализации одежды? Какое место занимают они в нашей жизни? Приведите конкретные примеры, докажите целесообразность этого.
Ответы.
- У великого русского писателя А.П.Чехова есть такие слова, превратившиеся в афоризм: “В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли!” Какого человека имел ввиду Чехов, давая такое определение красоты?
- Он имел ввиду, конечно же требовательного к самому себе и высококультурного, одевающегося со вкусом, трудолюбивого, благородного человека. Только такой человек считает себя достойным уважения.
- Как вы понимаете умение одеваться со вкусом?
- Это – умение одеваться, учитывая время года, сезон, в соответствии с возрастом и со своей внешностью, по существующей моде и в духе времени.
-А если вы не умеете сами выбирать одежду?
- Тогда надо обращаться за помощью к друзьям и близким.
- Какие требования с древних времен предъявлялись к одежде и одеванию?
- Рекомендовалось одевать только ту одежду, которая тебе нравится самому и тебе идет, иначе можно стать посмешищем для других.
- Почему?
- Потому что только в удобной и приятной одежде чувствуешь себя хорошо, непринужденно.
- Какие пословицы и поговорки есть по этому поводу?
- Опрятная одежда – человек красив, грязная одежда – человек грязен. Чистота человека прибавляет уважение к нему. Плохая одежда красавицу старит, а старуху превращает в ведьму.
- Что еще, кроме одежды, украшает внешний облик человека?
- Его лицо.
- Как можно сделать лицо красивее?
- При помощи косметики.
- А еще как?
- Хорошей прической.
- Какие требования предъявляются к волосам?
- Прежде всего, они должны быть чистыми.
Самооценка.
4 задание. (Обсуждается в группах)
- Как вы понимаете поговорку: “Одежда бережёт одежду”?
- Надо бережно относиться к своей одежде, к своему гардеробу.
- Какие ещё поговорки и пословицы вы знаете по этому поводу?
- Умей правильно одеваться, а более – правильно ухаживать за одеждой своей. Если одеваться бережно, то будешь всегда одеваться красиво. Одежда заботу любит.
Самооценка.
5 задание. (Обсуждается в группах)
- Ум – духовное богатство, очень необходимо в жизни. Но и все-таки, “встречают по одёжке”… Значит, в жизни внешний вид, и внешний облик человека имеет немаловажное значение. Как вы считаете?
- Если человек имеет приятную наружность, приветливое лицо и одет со вкусом, то он и в душе оставляет такое же впечатление о себе. Как бы ваши отношения с ним не складывались, в дальнейшем вы всегда будете вспоминать первую встречу с ним. И первые впечатления будут оказывать на вас существенное влияние.
- Какие песни об этом вы знаете?
- “Я помню Вас…”, “Первая встреча”; романсы “Я Вас любил…” и другие. Особенно явно это прослеживается в любовных песнях.
- Что может произойти вследствии чрезмерного увлечения своим внешним видом?
- Зазнайство, высокомерие и т. д.
- Что может произойти вследствии чрезмерного доверия внешнему виду других людей?
- Таких простоватых людей могут обмануть, обокрасть, ограбить, изнасиловать и даже убить…
- Как можно отличить настоящую красоту человека от искусственной?
- Исходя из его поведения, его поступков и дел. Время – самое надёжное и верное испытание для человека и его красоты.
- Какие пословицы знаете по этому поводу?
- Хоть и красит одежда человека, но не облагораживает. Красота без ума – ничто. Одежда – это лишь скорлупа для красивых духом.
Самооценка.
6 задание. (Самостоятельная работа.)
Составить план воспитания в себе таких необходимых качеств, как бережное отношение к одежде, внимание к своему внешнему облику.
Пример ожидаемого плана:
Самооценка.
4. Рефлексия.
О чём шёл разговор на сегодняшнем уроке? Какие выводы сделали вы из него? Чем он был полезен для вас?
5. Домашнее задание.
Обсудите в кругу семьи: сколько необходимо денег для того, чтобы покупать ежегодно одежду для всех членов семьи?