Классный час. «Каким является умный человек и как им стать?»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Формирование у учащихся понятия об умном человеке, обучение тому, как быть умным.

План урока

  1. Постановка учебной задачи .
  2. Решение учебной задачи .
  3. Рефлексия.
  4. Домашнее задание.

Методические указания.

Учащиеся рассаживаются группами по 4-5 человек, среди которых один является руководителем (лидер, организатор). Постановка учебной задачи начинается с обращения учителя к учащимся с проблемным вопросом. Учитель поддерживает споры в группах замечаниями и репликами. После обсуждения проблемы в группах из каждой отвечает по одному ученику.

I. Постановка учебной задачи.

Прочитайте текст.

Александр Македонский – царь Македонии – один из выдающихся людей прошлого. Он жил 2360 лет тому назад. Но слава о военных походах этого мудрого и дальновидного полководца дошла до наших дней. Это был видный государственный деятель, создавший сильную империю.

Маленький Александр рос очень капризным ребенком. И мать решила передать сына для воспитания опытному воину Леониду. Начинается воспитание по-спартански: каждодневная гимнастика, обливание холодной водой, употребление простой пищи, чтение книг и другие полезные занятия. Когда мальчику исполнилось 13 лет, его воспитанием и обучением занялся великий ученый Аристотель; учил управлять государством, прислушиваться к мнению мудрых людей. Спустя многие годы, Александр говорил: “Если своим рождением я обязан отцу, то умением жить как настоящий человек – Аристотелю”.

Александр был небольшого роста, сухощав, одно плечо казалось ниже второго, но прямой взгляд его глаз выражал уверенность, ум, силу воли и твердый характер. Он владел такими науками как этика, поэтика, география, медицина, риторика, метафизика. Т.е., по нашим временам, к 16-ти годам усвоил университетскую программу. И он всегда учился, изучал науки; интересовался всем, что происходило в жизни, был целеустремленным человеком. Чтобы добиться высокой цели, решать поставленные перед собой задачи, необходимо было закалять себя физически, поэтому охота, стрельба из лука, тренировки на скачущей колеснице стали его любимыми занятиями.

Однажды отцу привели красивого, сильного, но необъезженного коня. Отец, потеряв всякую надежду приручить коня, передает его сыну. Александр (он следил за отцом) крепко взял коня под уздцы и повернул против солнца, так как конь боялся своей тени. Юноша скакал на нем до тех пор, пока конь не привык к нему. После отец обнял сына и сказал: “Для тебя Македония слишком мала, чтобы управлять, ищи себе другое царство”. После смерти отца в период своего царствования Александр Македонский прославился как самый заботливый, щедрый, мудрый правитель.

А.Македонского спросили: “Как удалось тебе добиться покорности от Востока и Запада? Прежние правители не жалели ни войск, ни сокровищ, а не смогли завоевать столько стран?” — ”Я брал страны, но не обижал народ. А прежних правителей поминал только добром”.

Для обсуждения в группах.

– Каким был А.Македонский?

– О воспитании каких качеств мы будем говорить на уроке?

– Какого человека считаете умным? Какие качества, черты характера свойственны умным людям? Обсуждайте совместно.

–Кого из умных людей вы можете назвать среди живущих рядом с вами? В чем заключается их ум?

– Умный и способный – это одно и то же? Докажите.

II. Решение учебной задачи.

Методические указания.

Учитель, давая характеристику умного человека, пользуется различными источниками: словари, справочники, художественная литература. Если говорить конкретно, то можно пользоваться книгой “Подарок царям” (Уфа, 1992, Рахимов А.З.). Там сказано следующее “Умен тот, кто тверд в своих стремлениях, умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается, не болтает лишнего за вином”. Такое высказывание родилось в Древнем Китае. На уроке рассматривается одно из качеств умного человека — целеустремленность.

Задание№1. (Работа в группах).

Дать коллективное понятие: что такое “стремление”?

– Как понимаете понятия “твердое стремление” и “мягкое стремление”? Докажите.

Ответы.

– Твердое стремление - настойчивое желание добиться постоянной цели, решительное свойство ума.

Мягкое стремление – быстро меняющееся, кратковременное свойство ума, интеллекта

Самооценка.

Задание №2. (Работа в группах).

В тетрадях столбиками запишите стремления: слева – сильные, а справа слабые (примерные ответы).

Целеустремленность Бесхарактерность
Самовоспитание Лень
Настойчивость Неуверенность
Выдержка Невнимательность
Трудолюбие Непоследовательность
Последовательность Слабоволие
Твердая воля Замкнутость
Коммуникабельность Безответственность
Ответственность Бессистемность в работе
Решительность Нерешительность
Самокритичность
Человечность

Самооценка.

Задание№3. (Самостоятельная работа).

Каждый ученик записывает сильные и слабые стремления своих членов семьи, родственников, друзей.

Самооценка.

Задание №4. (Работа в группах).

– Запишите примеры персонажей с сильными (твердыми) стремлениями из художественных произведений, фильмов. (Е.Пугачев, П. Гринев, Тарас Бульба, Петр I, М. Ломоносов, Евгений Онегин, Г.А.Печорин и др.)

Самооценка.

Задание№5.

– Человек постоянно тренирует свой ум. Великие люди всегда отличались от других именно этим. Они не рождались великими, а становились благодаря воспитанию и самовоспитанию. Вот что пишет Л.Н.Толстой в своем дневнике: “Я не воздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я не аккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти непреодолимой привычкой”.

Л. Толстой составил план своего перевоспитания.

Что назначено, непременно выполнить.

Никогда не справляться по книге, если что-нибудь забыл, а стараться самому припомнить.

3. Заставлять постоянно ум свой действовать со всей возможной силой

– Напишите планы по самовоспитанию и обсудите в группах.

III. Рефлексия.

– Какой была цель нашего урока?

– О чем узнали?

– Какие выводы сделали?

– В чем назначение, важность плана самовоспитания?

– Какие пословицы знаете об умных людях?

Самооценка за урок.

IV. Домашнее задание.

1. Изученную на уроке тему обсудить дома с родителями, составить план самовоспитания

2. Написать сочинение на одну из тем:

  • Кто из моих знакомых повлиял на меня.
  • Самый важный совет в моей жизни.
  • Совет младшему брату (сестре).

Литература.

  • Использованы рекомендации из методического пособия “Уроки нравственности” В.Казыйханова, заслуженного учителя Российской Федерации.