Рабочая программа педагога дополнительного образования "Доступно о законодательстве", как один из путей повышения правовой культуры учащихся

Разделы: Внеклассная работа


В изменяющихся условиях современного российского общества всё более актуальным становится обновление и модернизация правового образования. Это вызвано тем, с одной стороны, что правовая система России, провозглашённая демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения.

В рамках правовой реформы и демократического обновления законодательства, права и свободы человека и гражданина признаны в обществе как высшее достижение демократии, усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека, в обществе пробуждается интерес к праву и правовым институтам.

С другой стороны, эти процессы не подкреплены правовой традицией и в массовом сознании право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Наблюдается разрыв между новым демократическим правосознанием и законодательством. При этом нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, всё больше распространяется правовой минимум: уход в себя, враждебность в отношениях между людьми, расцвет коррупции во всех сферах жизни человека. Но при этом, с трудом возникающее новое общество, требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав. Таким образом, соединяющие условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.

Несмотря на остроту обозначенной проблемы, многие школы не в состоянии решить эту проблему в полном объеме и уделить правовой грамотности своих учеников достаточно времени. Выражается это, прежде всего в том, что в учебных планах общеобразовательных учреждений малых городов Свердловской области нет предмета «право» (или созвучных предметов), а школьная дисциплина «обществознание» затрагивает правовые вопросы в небольшом теоретическом объеме. При этом практические занятия на уроках отсутствуют. В такой ситуации, учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. По этому данная образовательная программа актуальна на сегодняшний день. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на возраст 14 – 18 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности. Основная форма занятий – лекции и семинары, а так же исследовательская работа.

Новизна данной программы в том, что она позволяет воспитанникам повысить правовую культуру, уметь ориентироваться в законодательстве, а приобретенные знания помогут сориентироваться в практических жизненных ситуациях.

Цель образовательной программы: Создание условий для формирования правовой культуры детей через изучение норм общественной жизни, законов её регулирующих.

Задачи:

  1. Пополнить и систематизировать знания учащихся в правовой сфере.
  2. Способствовать развитию у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни.
  3. Профилактика девиантного поведения подростка, посредством формирования твёрдого убеждения, что прав не существует без обязанностей.
  4. Способствовать формированию осознанного отношения к своим правам.

Реализация данной программы основывается на следующих педагогических принципах:

  • Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному).
  • Принцип научности. Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).
  • Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий технических средств обучения).
  • Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с детьми необходимых теоретических умений и навыков).
  • Принцип результативности (в программе указано что узнаёт и чему научиться должен каждый ребёнок).
  • Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).

Основные разделы программы:

  1. Основные вопросы теории государства и права.
  2. Конституционные права граждан.
  3. Гражданское законодательство (административное, семейное, трудовое).
  4. Уголовное законодательство для старшеклассников.
  5. Процессуальное законодательство России.
  6. Исполнение наказания.

Данная программа носит профориентационный характер и в будущем поможет учащимся в выборе профессии.

Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  3. Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
  4. Образовательная программа учреждения дополнительного образования.
  5. Функциональные обязанности педагога дополнительного образования.

Условия реализации программы: Участниками программы являются учащиеся 14-18 лет. Объём учебной нагрузки для учащихся - 216 часов в год. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Данная программа является авторской, аналогов на территории Свердловской области не встречается. Программа является более детальной и содержательной разработкой ранее написанных автором программ элективных курсов «Теория и практика права» (34 часа) и «Практическое право» (17 часов).

Формы и методы работы: Для успешной реализации программы используются различные формы и методы обучения:

  • Групповой
  • Словесный
  • Наглядный
  • Репродуктивный
  • Тесты
  • Игры
  • Беседы
  • Практические задания
  • Научно-исследовательские проекты
  • Конкурсы и олимпиады

Формы контроля:

  • Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия посредством устного опроса, домашнее задание).
  • Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённой темы в виде анкеты, устного опроса, игры, викторины, малой олимпиады).
  • Итоговый (защита правовых проектов выход на конкурсы и олимпиады различных уровней).

Данная программа предназначена для использования как педагогами дополнительного образования, так и учителями предметниками общеобразовательных учреждений.

Планируемый результат:

  1. Достижение социальной компетентности личности, т.е адаптированности в обществе (усвоение общепринятых норм поведения, овладение различными видами деятельности), которое бы выразилось в независимости, определенной степени уверенности, самостоятельности, инициативности, ответственности за свои поступки, раскрепощённости.
  2. Предоставление возможности ознакомления с рядом профессий юридической направленности (адвокат, прокурор, юрисконсульт и так далее).
  3. Как практический результат данной программы предполагается:
  • участие детей в олимпиадах и конкурсах правовой направленности;
  • представление социально-правовых проектов на различных уровнях;
  • выдача удостоверения по окончании обучения.

Учебный план (первый год обучения)

Наименование темы Количествочасов Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2 0
2 Основные вопросы теории государства и права (ТГП) 18 8 10
3 Конституционное право 20 10 10
4 Избирательное право, как составляющая конституционного права 20 10 10
5 Основы административного плана 20 6 14
6 Уголовно законодательство для старшеклассников 16 8 8
7 Гражданские права в реальной жизни 44 8 36
8 Семейное законодательство 20 10 10
9 Трудовой кодекс для старшеклассников 20 10 10
10 Процессуальное законодательство РФ 20 10 10
11 Исполнение наказаний в России 14 6 8
12 Итоговое занятие 2 1 1
  Всего часов 216 89  127

Требования к уровню подготовки.

По окончании первого года обучения воспитанники должны:

Знать:

  • основные понятия теории государства и права;
  • основы российского законодательства (конституционного, административного гражданского, уголовного, трудового);
  • иметь представление о процессуальном порядке и исполнении
    наказаний в Российской Федерации;
  • виды нормативно - правовых документов;
  • права и обязанности ответственность гражданина как участника
    правоотношений.

Уметь:

  • находить информацию по заданной теме, критически её осмысливать;
  • работать с нормативно- правовыми документами по заданному плану (разбирать статьи по составу и.т.д.);
  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
  • квалифицировать деяния по заданному плану (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона);
  • решать правовые задачи по своему алгоритму или по плану заданному учителям;
  • представлять результаты индивидуальной и групповой, познавательной и творческой деятельности;
  • владеть юридически грамотной речью для объяснения практических ситуаций;
  • правильно оценивать жизненные ситуации с позиции правовой грамотности.

Учитывая специфику данной конкурсной работы, рабочая программа педагога дополнительного образования представлена в значительно сокращенном варианте. Однако, при ее реализации в работе молодежного объединения «Закон» используется ее полная версия.

В процессе освоения данной программы, можно с уверенностью сказать, что:

  1. пропагандируются принципы правового государства;
  2. ведется содействие распространению и развитию правовой культуры подрастающего поколения;
  3. поскольку по мере изучения материала так или иначе возникает вопрос о коррупции в обществе, то у воспитанников формируется нетерпимость к коррупции в обществе и они осознанно воспринимают материал антикоррупционного содержания.