В изменяющихся условиях современного российского общества всё более актуальным становится обновление и модернизация правового образования. Это вызвано тем, с одной стороны, что правовая система России, провозглашённая демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения.
В рамках правовой реформы и демократического обновления законодательства, права и свободы человека и гражданина признаны в обществе как высшее достижение демократии, усиливается роль суда, как независимого гаранта соблюдения прав человека, в обществе пробуждается интерес к праву и правовым институтам.
С другой стороны, эти процессы не подкреплены правовой традицией и в массовом сознании право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Наблюдается разрыв между новым демократическим правосознанием и законодательством. При этом нарастает недоверие к способности общества и отдельного человека оградить свою жизнь и строить отношения на разумной справедливой и демократической основе. В настоящее время, когда многие ценности потеряли свой смысл, всё больше распространяется правовой минимум: уход в себя, враждебность в отношениях между людьми, расцвет коррупции во всех сферах жизни человека. Но при этом, с трудом возникающее новое общество, требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость к окружающим людям, требует защиты своих собственных прав. Таким образом, соединяющие условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности и личного развития.
Несмотря на остроту обозначенной проблемы, многие школы не в состоянии решить эту проблему в полном объеме и уделить правовой грамотности своих учеников достаточно времени. Выражается это, прежде всего в том, что в учебных планах общеобразовательных учреждений малых городов Свердловской области нет предмета «право» (или созвучных предметов), а школьная дисциплина «обществознание» затрагивает правовые вопросы в небольшом теоретическом объеме. При этом практические занятия на уроках отсутствуют. В такой ситуации, учреждения дополнительного образования детей могут помочь в решении проблемы, так как система дополнительного образования детей – это в большей степени социальная среда по воспитанию личности. Здесь, как нигде более, воспитательный и образовательный процессы двуедины. По этому данная образовательная программа актуальна на сегодняшний день. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и рассчитана на возраст 14 – 18 лет. В данном возрасте усиливается впечатлительность ребенка, критичность к себе и другим, стремление к совершенству и достижению различного рода успехов, обострен дух соревновательности. Основная форма занятий – лекции и семинары, а так же исследовательская работа.
Новизна данной программы в том, что она позволяет воспитанникам повысить правовую культуру, уметь ориентироваться в законодательстве, а приобретенные знания помогут сориентироваться в практических жизненных ситуациях.
Цель образовательной программы: Создание условий для формирования правовой культуры детей через изучение норм общественной жизни, законов её регулирующих.
Задачи:
- Пополнить и систематизировать знания учащихся в правовой сфере.
- Способствовать развитию у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни.
- Профилактика девиантного поведения подростка, посредством формирования твёрдого убеждения, что прав не существует без обязанностей.
- Способствовать формированию осознанного отношения к своим правам.
Реализация данной программы основывается на следующих педагогических принципах:
- Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному).
- Принцип научности. Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста).
- Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий технических средств обучения).
- Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с детьми необходимых теоретических умений и навыков).
- Принцип результативности (в программе указано что узнаёт и чему научиться должен каждый ребёнок).
- Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).
Основные разделы программы:
- Основные вопросы теории государства и права.
- Конституционные права граждан.
- Гражданское законодательство (административное, семейное, трудовое).
- Уголовное законодательство для старшеклассников.
- Процессуальное законодательство России.
- Исполнение наказания.
Данная программа носит профориентационный характер и в будущем поможет учащимся в выборе профессии.
Документы и материалы, с учётом которых составлена программа:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
- Образовательная программа учреждения дополнительного образования.
- Функциональные обязанности педагога дополнительного образования.
Условия реализации программы: Участниками программы являются учащиеся 14-18 лет. Объём учебной нагрузки для учащихся - 216 часов в год. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Данная программа является авторской, аналогов на территории Свердловской области не встречается. Программа является более детальной и содержательной разработкой ранее написанных автором программ элективных курсов «Теория и практика права» (34 часа) и «Практическое право» (17 часов).
Формы и методы работы: Для успешной реализации программы используются различные формы и методы обучения:
- Групповой
- Словесный
- Наглядный
- Репродуктивный
- Тесты
- Игры
- Беседы
- Практические задания
- Научно-исследовательские проекты
- Конкурсы и олимпиады
Формы контроля:
- Текущий контроль (проверка знаний в конце каждого занятия посредством устного опроса, домашнее задание).
- Тематический контроль (проверка знаний и умений в конце определённой темы в виде анкеты, устного опроса, игры, викторины, малой олимпиады).
- Итоговый (защита правовых проектов выход на конкурсы и олимпиады различных уровней).
Данная программа предназначена для использования как педагогами дополнительного образования, так и учителями предметниками общеобразовательных учреждений.
Планируемый результат:
- Достижение социальной компетентности личности, т.е адаптированности в обществе (усвоение общепринятых норм поведения, овладение различными видами деятельности), которое бы выразилось в независимости, определенной степени уверенности, самостоятельности, инициативности, ответственности за свои поступки, раскрепощённости.
- Предоставление возможности ознакомления с рядом профессий юридической направленности (адвокат, прокурор, юрисконсульт и так далее).
- Как практический результат данной программы предполагается:
- участие детей в олимпиадах и конкурсах правовой направленности;
- представление социально-правовых проектов на различных уровнях;
- выдача удостоверения по окончании обучения.
Учебный план (первый год обучения)
№ | Наименование темы | Количествочасов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 0 |
2 | Основные вопросы теории государства и права (ТГП) | 18 | 8 | 10 |
3 | Конституционное право | 20 | 10 | 10 |
4 | Избирательное право, как составляющая конституционного права | 20 | 10 | 10 |
5 | Основы административного плана | 20 | 6 | 14 |
6 | Уголовно законодательство для старшеклассников | 16 | 8 | 8 |
7 | Гражданские права в реальной жизни | 44 | 8 | 36 |
8 | Семейное законодательство | 20 | 10 | 10 |
9 | Трудовой кодекс для старшеклассников | 20 | 10 | 10 |
10 | Процессуальное законодательство РФ | 20 | 10 | 10 |
11 | Исполнение наказаний в России | 14 | 6 | 8 |
12 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Всего часов | 216 | 89 | 127 |
Требования к уровню подготовки.
По окончании первого года обучения воспитанники должны:
Знать:
- основные понятия теории государства и права;
- основы российского законодательства (конституционного, административного гражданского, уголовного, трудового);
- иметь представление о процессуальном порядке и исполнении
наказаний в Российской Федерации; - виды нормативно - правовых документов;
- права и обязанности ответственность гражданина как участника
правоотношений.
Уметь:
- находить информацию по заданной теме, критически её осмысливать;
- работать с нормативно- правовыми документами по заданному плану (разбирать статьи по составу и.т.д.);
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
- квалифицировать деяния по заданному плану (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона);
- решать правовые задачи по своему алгоритму или по плану заданному учителям;
- представлять результаты индивидуальной и групповой, познавательной и творческой деятельности;
- владеть юридически грамотной речью для объяснения практических ситуаций;
- правильно оценивать жизненные ситуации с позиции правовой грамотности.
Учитывая специфику данной конкурсной работы, рабочая программа педагога дополнительного образования представлена в значительно сокращенном варианте. Однако, при ее реализации в работе молодежного объединения «Закон» используется ее полная версия.
В процессе освоения данной программы, можно с уверенностью сказать, что:
- пропагандируются принципы правового государства;
- ведется содействие распространению и развитию правовой культуры подрастающего поколения;
- поскольку по мере изучения материала так или иначе возникает вопрос о коррупции в обществе, то у воспитанников формируется нетерпимость к коррупции в обществе и они осознанно воспринимают материал антикоррупционного содержания.