Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
- Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
- Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, атласы, физическая карта России, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Стадия Вызов.
Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).
Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).
Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие).
Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).
Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).
Систематизируем данную информацию. Используем прием "Кластер".
Задание. Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).
Кластер.
Один обучающийся строит кластер на доске.
Проверка выполнения задания.
Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым).
Учитель: Каким цветом на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем? (В основном - зеленым, но есть и коричневый).
Учитель: Так, какова поверхность нашего края? - Это и будет темой урока.
1. Стадия Осмысление.
Изучение нового материала.
Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.
Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)
Учитель: Пользуясь физической картой России, найдите название равнины, на которой расположен наш округ. (Западно-Сибирская равнина)
Обращаясь к шкале высот карты, определяем, что Западно-Сибирская равнина - это низменность. Высота низменностей - 0-200 м., возвышенностей - 200-500 м., плоскогорий - 500-800 м.
Учитель: Сравните по карте Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем отличается их изображение? (Западно-Сибирская равнина вся зеленая, а Восточно-Европейская - зеленая с пятнами желтого цвета)
Учитель: Что это значит? (Предположения детей: значит Западно-Сибирская равнина вся ровная, а на Восточно-Европейской равнине есть возвышения)
Учитель: Совершенно верно. Возвышения на равнине - это холмы.
Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением)
Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради).
Холм | Линии сравнения | Гора |
+ |
1. Подошва | + |
+ |
2. Склоны | + |
+ |
3. Вершина | + |
до 200 м. |
4. Высота | свыше 200 м. |
Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)
Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к физической карте России. Какие горы расположены на западе нашего округа? (Уральские горы)
Найдите на карте Кавказские горы. Сравните, чем отличается изображение Уральских гор и Кавказа? (Кавказские горы на карте изображены более темным цветом, чем Урал)
Обращаемся к шкале высот карты, определяем, что Уральские горы - низкие. Низкие горы - до 1000 м., средние - 1000 - 2000 м., высокие - выше 2000-3000 м.
Давайте, систематизируем полученную информацию. Возвращаемся к кластеру, начатому на стадии вызова (дополняем его). (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради). Один обучающийся дополняет кластер на доске.
Кластер.
Проверка выполнения задания.
Физминутка.
Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Продолжение обсуждения новой темы.
Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).
Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.
Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).
В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:
Левые веточки:
1. Добыча полезных ископаемых
2. Строительство домов, зданий
3. Распашка равнин (склонов)
Правые веточки:
1. Карьер, террикон
2. Свалки
3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.
Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей)
Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?
Вывод (хвост) формулируют обучающиеся: Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.
Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.
-Что значит охранять поверхность? (Ответы детей)
- Какое участие в этом можете принять вы? (Ответы детей)
Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!
2. Стадия Рефлексия.
На стадии "Рефлексия" организуем групповую работу. Одна группа получает рисунки (либо фотографии) с изображением земной поверхности.
Задание для работы группы:
- Определите, на каком рисунке изображена поверхность нашего края. Объясните свой выбор. Укажите, по каким признакам вы это определили.
- Другая группа получает рисунки, на которых изображены примеры положительного и отрицательного воздействия человека на поверхность Земли.
Задание для работы группы:
- Рассмотрите рисунки. Разделите их на две группы. Объясните, по какому принципу вы разделили рисунки.
Отчет о работе групп. (Если класс большой, то можно сформировать несколько групп)
3. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, ответьте на вопрос. Как человек должен использовать поверхность своего края? В качестве домашнего предлагается творческое задание (это и будет ответ на поставленный учителем вопрос): Напишите обращение к жителям округа о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.