План-конспект урока физики "Виды излучений. Источники света" (11-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 11


Оборудование:

  • учебники и справочники по физике для ВУЗов, школ, поступающих в ВУЗЫ, школьные учебники разных авторов и лет издания.
  • электронная презентация "Виды излучений. Источники света";
  • БНЭП "Физика", Просвещение;
  • проектор, компьютер, экран.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока: познакомить учащихся с видами теплового излучения, его источниками, физическими закономерностями излучения и его применением человеком.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Повторить сведения о видимом излучении, его источниках и физических принципах их действия.

2. Познакомить учащихся с явлением люминесценции, привести примеры, дать его определение.

3. Познакомить учащихся с видами люминесцентного излучения, объяснить причины свечения в каждом случае.

4. Познакомить с применением люминесцентного излучения в быту, технике. Где в природе встречается люминесцентное излучение.

Воспитательные:

1. Воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, его познаваемость.

2. Нравственное воспитание учащихся: товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы.

Развивающие:

Продолжить развитие умений и навыков учащихся:

1. Классифицировать и обобщать, формулировать выводы;

2. Самостоятельно мыслить, анализировать текст;

3. Грамотной устной речи;

4. Навыки практической работы с учебной литературой.

Этап, продолжительность Цель Содержание учебного материала Методы обучения и формы организации познавательной Реальный результат
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация начала урока. 1 мин. Подготовка учащихся к работе на уроке Психологическое наполнение Приветствие учащихся, проверка их готовности уроку. Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место. Включение учащихся в ритм работы, полная готовность к уроку.
Подготовка к активной познавательной деятельности. 4 мин. Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Учитель: Рассказ об охоте на Слонопотама (Из сказки А. Милна). Вывод: чтобы всесторонне исследовать неизвестное явление, следует поставить как можно больше вопросов. Тогда, получив ответы, мы сможем более полно охарактеризовать изучаемое. Тема сегодняшнего урока - виды излучений. Источники света". В конце урока вы узнаете новые понятия: люминесценция, электро-, катодо, хемилюминесценция. Но прежде, чем приступить к ее изучению, повторим некоторые уже известные вам сведения об излучении. Метод эмоционального стимулирования и предъявления учебных требований. Беседа. Метод устного контроля. Записывают тему урока в тетради. Отвечая на вопросы, повторяют опорные знания: свет - видимое электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 800 нм; свет излучается источниками света, которые условно делят на два вида: естественные (луна, свеча, солнце, светлячки) и искусственные (фонарик, лампа, свеча); излучение возможно за счет внутренней, химической, термоядерной энергии. Быстрая проверка за короткий промежуток времени опорных знаний по теме; формирование дидактической цели урока; активность каждого ученика.
Усвоение новых знаний. 15 мин. Сформировать представление о природе излучения света, возможности свечения веществ при низкой температуре, о люминесценции и ее видах; выявить сходство и различие каждого вида люминесценции; развивать умение самостоятельно работать с учебником, анализировать текст и выбирать главное. Учитель рассказывает о физических принципах излучения: атом излучает при переходе из возбужденного состояния в невозбужденное (Приложение 1, слайд 1,2).

Группы учащихся дают ответы на вопросы:

Что называют люминесценцией?

Назовите и охарактеризуйте основные виды люминесценции:

  • электролюминесценцию,
  • фотолюминесценцию,
  • катодолюминесценцию,
  • хемилюминесценцию;

За счет чего компенсируются потери энергии атомами при различных видах люминесценций?

Где встречаются и используются различные виды люминесцентных излучений?

Рассказ, инструктаж к проведению самостоятельной работы. "Сейчас каждая пара учащихся выберет один из вопросов, содержащихся на листке вопросов и в течение 10-15 минут, работая с текстом учебников и справочников, подготовит краткую справку по вопросу. Результаты работы с учебником мы представим в виде конспекта". Слушают учителя. Выбирают вопросы. Работают с учебником, обсуждают материал в парах. Учащиеся получают новую информацию.
Обобщение и ситематизация знаний. 15 мин. Пpoвести обобщение и закрепление полученных знаний в форме фронтальной беседы, записать результаты работы в рабочие тетради Ребята! За это время вы успели подготовить краткую справку по каждому вопросу. Сейчас мы подведем итоги, каждая группа выступит со своей информацией, которую мы обсудим, кратко сформулируем и запишем в конспект урока.

Классификация

Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы. Устный контроль. Рефлексии. Демонстрация слайдов, суммирующих высказывания учащихся. (см. Приложение 1, слайды 3-9) По окончании самостоятельной работы участвуют в обсуждении всем классом, подводят итоги. Просматривают слайды презентации, записывают краткий конспект в тетради. Составление опорного конспекта по основным ЗУН.
Информация о домашнем задании, инструктаж. 2 мин. Дать задание, направленное на развитие знаний и подготовку к следующему уроку. Домашнее задание:  отыскать в научно-популярной литературе, учебниках, Интернете, не упомянутые на уроке виды люминесценции и их Методы эмоционального стимулирования, беседа. Метод контроля. Слушают учителя. Записывают задание в дневник. Запись задания в дневниках.
Подведение итогов урока. Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности. Дает общую характеристику работы класса и отдельных учащихся, хвалит за успешность овладения содержанием урока, указывает на недостатки. Метод учебного поощрения. Беседа. Метод контроля. Слушают учителя. Умение учесть реальные учебные возможности класса.

Примечание: Работа учащихся не обязательно должна быть именно с бумажными носителями; возможно заранее подготовить сообщения или поискать информацию в Интернете (если позволяет материальная база).