Оборудование:
- учебники и справочники по физике для ВУЗов, школ, поступающих в ВУЗЫ, школьные учебники разных авторов и лет издания.
- электронная презентация "Виды излучений. Источники света";
- БНЭП "Физика", Просвещение;
- проектор, компьютер, экран.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока: познакомить учащихся с видами теплового излучения, его источниками, физическими закономерностями излучения и его применением человеком.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Повторить сведения о видимом излучении, его источниках и физических принципах их действия.
2. Познакомить учащихся с явлением люминесценции, привести примеры, дать его определение.
3. Познакомить учащихся с видами люминесцентного излучения, объяснить причины свечения в каждом случае.
4. Познакомить с применением люминесцентного излучения в быту, технике. Где в природе встречается люминесцентное излучение.
Воспитательные:
1. Воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, его познаваемость.
2. Нравственное воспитание учащихся: товарищеская взаимовыручка, этика групповой работы.
Развивающие:
Продолжить развитие умений и навыков учащихся:
1. Классифицировать и обобщать, формулировать выводы;
2. Самостоятельно мыслить, анализировать текст;
3. Грамотной устной речи;
4. Навыки практической работы с учебной литературой.
Этап, продолжительность | Цель | Содержание учебного материала | Методы обучения и формы организации познавательной | Реальный результат | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Организация начала урока. 1 мин. | Подготовка учащихся к работе на уроке | Психологическое наполнение | Приветствие учащихся, проверка их готовности уроку. | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место. | Включение учащихся в ритм работы, полная готовность к уроку. | |
Подготовка к активной познавательной деятельности. 4 мин. | Подготовить учащихся к восприятию нового материала. | Учитель: Рассказ об охоте на Слонопотама (Из сказки А. Милна). Вывод: чтобы всесторонне исследовать неизвестное явление, следует поставить как можно больше вопросов. Тогда, получив ответы, мы сможем более полно охарактеризовать изучаемое. Тема сегодняшнего урока - виды излучений. Источники света". В конце урока вы узнаете новые понятия: люминесценция, электро-, катодо, хемилюминесценция. Но прежде, чем приступить к ее изучению, повторим некоторые уже известные вам сведения об излучении. | Метод эмоционального стимулирования и предъявления учебных требований. Беседа. Метод устного контроля. | Записывают тему урока в тетради. Отвечая на вопросы, повторяют опорные знания: свет - видимое электромагнитное излучение с длиной волны от 400 до 800 нм; свет излучается источниками света, которые условно делят на два вида: естественные (луна, свеча, солнце, светлячки) и искусственные (фонарик, лампа, свеча); излучение возможно за счет внутренней, химической, термоядерной энергии. | Быстрая проверка за короткий промежуток времени опорных знаний по теме; формирование дидактической цели урока; активность каждого ученика. | |
Усвоение новых знаний. 15 мин. | Сформировать представление о природе излучения света, возможности свечения веществ при низкой температуре, о люминесценции и ее видах; выявить сходство и различие каждого вида люминесценции; развивать умение самостоятельно работать с учебником, анализировать текст и выбирать главное. | Учитель рассказывает о физических
принципах излучения: атом излучает при переходе
из возбужденного состояния в невозбужденное (Приложение 1, слайд 1,2). Группы учащихся дают ответы на вопросы: Что называют люминесценцией? Назовите и охарактеризуйте основные виды люминесценции:
За счет чего компенсируются потери энергии атомами при различных видах люминесценций? Где встречаются и используются различные виды люминесцентных излучений? |
Рассказ, инструктаж к проведению самостоятельной работы. "Сейчас каждая пара учащихся выберет один из вопросов, содержащихся на листке вопросов и в течение 10-15 минут, работая с текстом учебников и справочников, подготовит краткую справку по вопросу. Результаты работы с учебником мы представим в виде конспекта". | Слушают учителя. Выбирают вопросы. Работают с учебником, обсуждают материал в парах. | Учащиеся получают новую информацию. | |
Обобщение и ситематизация знаний. 15 мин. | Пpoвести обобщение и закрепление полученных знаний в форме фронтальной беседы, записать результаты работы в рабочие тетради | Ребята! За это время вы успели
подготовить краткую справку по каждому вопросу.
Сейчас мы подведем итоги, каждая группа выступит
со своей информацией, которую мы обсудим, кратко
сформулируем и запишем в конспект урока. Классификация |
Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы. Устный контроль. Рефлексии. Демонстрация слайдов, суммирующих высказывания учащихся. (см. Приложение 1, слайды 3-9) | По окончании самостоятельной работы участвуют в обсуждении всем классом, подводят итоги. Просматривают слайды презентации, записывают краткий конспект в тетради. | Составление опорного конспекта по основным ЗУН. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж. 2 мин. | Дать задание, направленное на развитие знаний и подготовку к следующему уроку. | Домашнее задание: отыскать в научно-популярной литературе, учебниках, Интернете, не упомянутые на уроке виды люминесценции и их | Методы эмоционального стимулирования, беседа. Метод контроля. | Слушают учителя. Записывают задание в дневник. | Запись задания в дневниках. | |
Подведение итогов урока. | Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности. | Дает общую характеристику работы класса и отдельных учащихся, хвалит за успешность овладения содержанием урока, указывает на недостатки. | Метод учебного поощрения. Беседа. Метод контроля. | Слушают учителя. | Умение учесть реальные учебные возможности класса. |
Примечание: Работа учащихся не обязательно должна быть именно с бумажными носителями; возможно заранее подготовить сообщения или поискать информацию в Интернете (если позволяет материальная база).