Цель: помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, в частности, для измерения углов и их сравнения; формировать логическое мышление учащихся, учить проводить самоконтроль своей деятельности, формировать алгоритмическое мышление учащихся; воспитывать у учащихся отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.
Задачи:
- научить измерять углы с помощью транспортира;
- помочь учащимся сделать вывод о необходимости иметь мерку для измерения угла по аналогии с измерением длин отрезков или массы тела;
- сформулировать алгоритм измерения углов;
- сформировать умение осознанно пользоваться им в практической деятельности;
- познакомить с историей измерения углов (возникновения единиц измерения и видов приборов для измерения углов).
Результатом решения этих задач должно стать следующее:
- учащиеся научатся правильно измерять углы, контролировать ход своих измерений;
- научатся формулировать предположения по аналогии с уже известными фактами;
- составлять последовательность действий для достижения необходимого результата;
- у них будет формироваться отношение к математике как к неотъемлемой части культуры человечества.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация (Приложение 1), две модели равных углов разного размера, раздаточный материал: кроссворд (Приложение 2), практическая работа «Измерение углов» (Приложение 3), набор углов для сравнения, выполненных из бумаги разного цвета (красный – острый, синий – прямой, зеленый – тупой), транспортиры.
Ход урока
Этап урока | № слайда | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный момент | 1 | Проверяет готовность учащихся к работе, знакомит с учебными задачами на урок | Слушают |
Актуализация и диагностика базовых знаний | 2-3 | Проводит диагностику уровня усвоения пройденного материала посредством математического диктанта с последующей проверкой. Проверка 4 задания производится предъявлением рисунка по щелчку мыши | Отвечают на листочках с копиркой, сдают первый лист учителю и проверяют свою работу по второму. |
Изучение нового материала | Предлагает сравнить демонстрационные углы. | Отвечают, при этом часто ребята называют большим угол, соответствующий большей модели. | |
Наложением углов учитель опровергает их ответ, затем предлагает рассмотреть углы из раздаточного материала и найти среди них прямой угол и обосновать правильность своего выбора | Находят прямой угол (синий) и обосновывают свой ответ, наложением его на угольник | ||
Предлагает найти угол больше прямого; меньше прямого | Наложением находят больший угол (зеленый), меньший угол (красный) | ||
Ставит перед учениками проблему: На сколько зеленый угол больше прямого, а красный угол меньше прямого? | Высказывают свои предположения | ||
4 | Беседует о сути измерения величин как сравнении с эталоном и предлагает ученикам узнать название прибора для измерения углов, решив правильно примеры на слайде и расставив соответствующие буквы в таблице | Отвечают и в таблице получают слово «Транспортир» | |
5-6 | Рассказывает об истории измерения углов, почему единица измерения называется «градус», устройстве транспортира | Слушают | |
7 | Рассказывает об измерении углов, приводит примеры | Определяют градусную меру углов | |
8 | Закрепляет знание градусной меры развернутого угла и вводит определение прямого, острого и тупого углов | Определяют вид красного и зеленого углов | |
9 | Предлагает сформулировать алгоритм измерения углов транспортиром; сопровождает их ответ поэтапным показом анимации на слайде | Формулируют шаги алгоритма | |
Первичное закрепление нового материала | 10-15 | Проводится самоконтроль и коррекция знания правила учащимися. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся. | |
Практическая работа | 16 | Предлагает выполнить практическую работу и затем организовывает проверку, консультирует учащихся | Выполняют работу и проверяют работу, в случае ошибок выясняют совместно с учителем их причину |
Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока | Измеряют угла и отвечают на вопрос | ||
Домашнее задание | Прочитать п. 42, выполнить № 1620 (а,б), 1654, 1663 | Записывают в дневник | |
Резервное задание «Кроссворд» | 17-28 | Отгадывание кроссворда проводится по усмотрению учителя на этом же уроке, если осталось время, или на следующем уроке. В этом случае ученикам выдается задание на бумажном носителе. Проверка выполняется по порядку с помощью слайдов | Отгадывают кроссворд, заполняя форму на листе бумаги |
Итог урока | В чем измеряют углы?Какой прибор для этого используют?Как им пользоваться?Какой прибор используется для определения положения звезд? | Отвечают на вопросы |
Литература:
- Учебник «Математика 5» Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С., Шварцбурд С.И. / М., «Мнемозина», 2004 и позже.
- Ресурс ЕК ЦОР № 195230 «Транспортир. Измерение углов с помощью транспортира»