Игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям. Не случайно Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и тогда он является человеком, когда он играет».
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, кроме того её можно использовать с учениками занимающимися в клубе знатоков «Что? Где? Когда?» или на факультативах по истории.
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать личностный опыт учащихся для осмысления событий XIII века, их последствий для Руси, для оценки деятельности Александра Невского и ханов Золотой Орды;
- обобщить и расширить знания учеников о нашествии монголо-татар и крестоносцев.
Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития историко-мировоззренческой и информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Воспитательная: создать условия для воспитания у школьников чувства гордости за своих предков, уважения и любви к Родине.
Ход урока
Заранее класс необходимо поделить на 1-3 команды (в зависимости от количества учеников), каждая команда выбирает себе капитана, придумывает название, девиз. В качестве жюри приглашаются учителя школы.
Сначала приветствие учителя школьников на игре. (1 слайд). Затем учащимся объявляется тема встречи. (2 слайд). Далее ученикам напоминаются правила игры (будет 14 раундов). Учитель задает вопрос, ученикам дается 1 минута для обсуждения, затем каждая команда дает свой вариант ответа, балл получают те, у кого ответ был правильный и кто первый поднял руку. В игре побеждает тот, кто наберет наибольшее количество баллов. Ваша задача всем принимать активное участие в обсуждении, предлагать версии. Кто будет отвечать на вопрос, решает капитан команды. В ходе игры можно взять музыкальную паузу.
Учитель начинает с эпиграфа:
Мы как послушные холопы
Держали щит меж двух
Враждебных рас –
Монголов и Европы…
А. Блок «Скифы»
I раунд:
(3 слайд)
Перед вами портрет А. Невского, художника П. Корина.
Внимание вопрос: «Чего нет у русского князя А. Невского?» Минута на обсуждение.
Ответ: Не хватает щита. На картине Невский выступает сам как щит земли русской, если присмотреться, то можно увидеть за князем стоит войско, храм.
II раунд:
(4 слайд)
Учитель: В 1257-1259гг. по всем русским землям татарскими «численниками» была произведена перепись населения и определен точный размер выплаты дани каждым из князей. Известно 14 видов повинностей.
Внимание вопрос: «Как называлась главная повинность Руси в пользу Золотой Орды?» Минута на обсуждение ( вопрос простой может быть и досрочный ответ.)
Правильный ответ: Ордынский выход.
III раунд:
(5 слайд)
В сражении на берегу реки Невы сам князь ранил копьем Биргера в лицо. Его по пятам преследовал отважный ратник Гаврила Олексич. Ему не удалось настичь Биргера, но от его разящего меча нашли смерть не меньше 10 врагов.
Внимание вопрос: Назовите, предком какого великого русского поэта (от кого он вел свою родословную) был этот мужественный воин. Минута на обсуждение.
Правильный ответ: Это был предок А.С. Пушкина.
IV раунд:
(6 слайд)
В русской летописи эта битва описана так:
«… Посмотрел на них Батый свирепый
И, дивяся вопрошал: «Откуда,
Кто такие? Уж не мертвецы ли
Поднялись из выжженной Рязани?
Уж не крылья ли за их спиною?
Не бессмертьем ли они богаты?
Коли этак с ворогами бьются,
Что за тысячу один выходит,
Что вдвоем они идут на тьму.
Много царств я затоптал конями,
Много видел воинов могучих,
Но таких богатырей удалых
Увидать впервые довелось»
Внимание вопрос: « Что это за битва, и о каких богатырях идет речь?»
Правильный ответ: Это битва хана Батыя с рязанцами во главе с Е. Коловратом в Суздальской земле.
V раунд:
(7 слайд)
Учитель: Известно, что А. Невский подавив восстание против ордынцев в Новгороде велел выколоть зачинщикам глаза и отрезать носы.
Внимание вопрос: «Почему тогда православная церковь причислила А. Невского к лику святых?»
Правильный ответ: А. Невский защитил Русь от католиков, за это церковь причислила его к лику святых.
VI раунд:
(8 слайд)
Учитель: В XIII веке Запад был в напряжении. Ожидали монгольских орд даже в Англии. Через Русь Батый прошел в Венгрию, монголы разбили немецкие, венгерские и польские силы. Из 60 битв монголы не проиграли ни одной, но дойдя до Адриатического моря, они остановились и повернули назад.
Внимание вопрос: «Почему монголы не пошли на Западную Европу?»
Ответ: Можно дать 2 точки зрения:
- Крайняя усталость армии. Слабый тыл, растянутые коммуникации не давали возможности далеко продвигаться, надолго отходить от баз;
- Для Батыя оказалось более важным вернуться в степи Монголии к выборам нового Великого хана, чем взятие Рима.
VII раунд:
(9 слайд)
Учитель: А. Невский одержал 2 победы над крестоносцами (Невская битва, Ледовое побоище), а с монголо-татарами искал сближения – даже побратался с сыном Батыя Сартаком и тот принял христианскую веру.
Внимание вопрос: Почему А. Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал отпора монголо-татарским войскам?
Правильный ответ: А. Невский был дальновидным политиком. Он понимал, что Русь пока ещё была слаба, чтобы дать отпор монголо-татарам, с ними можно было договориться. Другое дело крестоносцы, их главной целью была экспансия русских земель.
VIII раунд:
(10 слайд)
Учитель: Происхождение этого выражения относят к далеким временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: чтобы очиститься от всяких «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти по языческому обряду между двумя кострами. Вот и родилось это выражение, обозначающее тяжелое положение, в которое попадает человек, и выход из которого, может быть, даже заставит его поступиться своим достоинством.
Внимание вопрос: Назовите это выражение.
Ответ: Между двух огней.
IX раунд:
(11 слайд)
Черный ящик (под музыку в зал вносят черный ящик)
Учитель: Некоторые слова, предметы быта, одежда и даже обувь была заимствована русскими у монголо-татар.
Внимание вопрос? Какая обувь находится в черном ящике?
Ответ: Башмаки.
X раунд:
(12 слайд)
Учитель: Перед вами два портрета А. Невского художников П. Корина и В. Васнецова.
Внимание вопрос: Почему художники изображают А. Невского могучим, огромного роста и необъятной силы, хотя сохранилась его боевая плащаница (накидка) судя по которой, князь был невысок. (Меньше 1 м 60 см, не широк в плечах и вовсе не выглядел Ильей Муромцем.)
Ответ: За великие заслуги перед Родиной.
XI раунд:
(13 слайд)
Учитель: Папский посол Плано Карпини, проезжавший в Монголию через южнорусские земли в 1246 году писал: «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на полях. Церкви наполнены были телес мертвых»
Внимание вопрос: Подумайте, какой слой населения Руси пострадал сильнее? Почему?
Ответ: Феодалам: князьям, дружинникам. Так из 12 рязанских князей погибли 9, из 3 ростовских – 2 погибли, из 9 суздальских – 5. Погибших дружинников было ещё больше. Так среди московских бояр XVI века нет никого, чьи предки были бы известны до нашествия.
XII раунд:
(14 слайд)
Учащиеся смотрят фрагмент из кинофильма А. Невский.
Внимание вопрос: Назовите режиссера фильма.
Правильный ответ: С. Эйзенштейн.
XIII раунд:
(15 слайд)
Учитель: Перед вами карта одного из сражений.
Внимание вопрос: Назовите точную дату этой битвы.
Ответ: 31 мая 1223 годa.
XIV раунд:
(16 слайд)
Звучит музыкальное произведение.
Внимание вопрос: Как называется музыкальное произведение и кто его автор?
Ответ: Кантата С. Прокофьева.
Учитель: Жюри подводит итоги игры, а мы с вами обсудим, какой цивилизационный выбор сделала Русь в XIII веке вместе с А.Невским (рассуждения школьников)
Учитель: Таким образом, Русь в XIII веке оказалась между двумя цивилизационными потоками западно-немецким и восточно-татарским – выбрала второй. Выбор Александра Невского сохранил возможность формирования русской государственности.
Слово предоставляется жюри. Награждение победителей. Спасибо всем за умные, неординарные, интересные мысли. До новых встреч!