Цель: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности.
Задачи:
- Продолжить формировать умения сравнивать географическую среду Египта и Древнего Двуречья.
- Развивать навыки работы с исторической картой.
- Анализировать фрагмент исторического документа.
Термины и понятия: Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.
Оборудование и дидактический материал: учебник, настенная карта "Древний Восток", атласы, пакет документов, заостренные палочки.
Ход урока
Орг. момент
Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
2. Объяснение нового материала.
Я сегодня предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?
А где вы хотели бы оказаться?
Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?
Я буду вашим гидом и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.
Отправляемся в путь!
Но чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиа перелет. У вас на столах лежит пакет необходимых для перелета документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить декларацию. (Приложение 1)
Cамостоятельная работа
Скажите, какова цель нашего путешествия?
Варианты ответов
Учитель обобщает полученные ответы.
Рассказ учителя о географическом положении Древнего Двуречья. (сопровождается работой с настенной картой).
Словарная работа
Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. (Приложение 2)
Запись в марш. лист
Вывод учителя.
Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом.
Вспомните, пожалуйста, климатические условия Древнего Египта.
Ответы уч-ся
Мы высаживаемся в аэропорту и отправляемся посмотреть страну.
Дети, как выдумаете, какие занятия распространены у жителей Древнего Двуречья? (Учитель дополняет и обобщает полученные ответы)
Работа с документом (Приложение 3)
запись в марш. лист
Вывод учителя.
3. Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются КЛИНОПИСЬЮ.
Записать определение в маршр. лист
КЛИНОПИСЬ - вид письма Древнего Двуречья.
Знаки выдавливались на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней.
Каждый знак в клинописи- это рисунок, который означал целое слово.
(учитель рисует на доску несколько знаков и обозначение)
Представим, что вы богатые жители Древнего Двуречья и нам надо написать письмо своему родственнику. Вам в написании письма помогут подсказки на доске, в учебнике с. и ваша фантазия.
Работа в парах, составление текста письма
Ваши письма готовы, осталось только их высушить в печи, чтобы оно стало прочным и отправлять.
Вывод учителя.
На путешествие подходит к концу.
- Что вам понравилось в путешествии? Или не понравилось?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Хотели бы еще совершить путешествия в другую страну?
Ответы уч-ся
Закрепление изученного материала.
Чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить викторину. (Приложение 4)
Выполнение викторины в тетради
(Учитель проверяет правильность выполнения викторины учащимися)
Уч-ся обмениваются тетрадями и проверяют
Подведение итогов работы, выставление оценок.
Всем спасибо за урок! Запишите домашнее задание
Запись в дневники д/з
Параграф 13, чит., придумать условные знаки и написать письмо своему другу, при этом указав условные обозначения.