Введение.
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Важнейшей задачей школы является формирование всесторонне развитой личности, способной к самореализации в обществе, ее успешной адаптации на рынке труда.
На старшей ступени обучения перед каждым обучающимся встает вопрос: где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. определить свой жизненный путь. Для этого необходимо оценить свои способности, интересы и склонности, а также и возможности. В последние годы общество весьма жестко предъявляет новые требования
к социальному статусу молодого специалиста, что привело к проблеме профессиональной неопределенности старшеклассников.
Для более эффективного личностного становления старшеклассников, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, обладать мобильностью, динамизмом, конструктивностью – необходима целенаправленная, грамотно спланированная работа, которая должна включать в себя различные мероприятия, позволяющие создать оптимальные условия для профессионального самоопределения и социализации обучающихся.
Разработка общешкольного мероприятия «Парад профессий».
Цели мероприятия:
- Выявить профессиональную эрудированность старшеклассников.
- Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.
- Сориентировать учащихся на правильный выбор профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.
Оформление зала:
- Плакаты: «Человек славен трудом», «Какие труды, такие и плоды», «Истинное сокровище для людей – умение трудиться».
- Выставка литературы по профориентации.
- Плакаты с изображением людей разных профессий.
- Рекламные плакаты учебных заведений города.
Участники мероприятия:
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости .Мы рады приветствовать всех вас на нашем празднике «Парад профессий». В нашем мероприятии принимают участие творческие группы учащихся 9-11 классов.
Дорогие ребята. Наступает время, когда вам необходимо окончательно определиться с выбором профессии. И от того, как правильно вы выберете будущую профессию, насколько успешно вы сможете реализовать свой потенциал, во многом будет зависеть ваша дальнейшая жизнь. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Выбор профессии – это и взгляд в будущее. и взгляд внутрь себя. В нашей школе были проведены различные мероприятия, где вы имели возможность познакомиться с многообразием профессий, их востребованностью на рынке труда. Работа с психологом позволила вам оценить свои возможности. А сегодня мы проводим конкурсную программу, где компетентное жюри оценит вашу профессиональную эрудированность, а также работу творческих групп .
А сейчас, уважаемые гости, вас приветствует агитбригада « Город мастеров »
-
В мире много есть профессий
Всех их нам не перечесть,
Но одна из них тревожит
Не дает ни пить, не есть. -
Та профессия, в которой
Будет счастлив человек,
Сделать выбор должен каждый
Чтоб трудиться целый век. -
Трактор водит тракторист,
Электричку – машинист,
Стену выкрасил маляр,
Доску выстругал столяр. -
В шахте трудится шахтер,
В доме свет провел монтер,
В жаркой кузнице – кузнец,
Кто все знает – молодец. -
Великая радость – работа!
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Все счастье земли – за трудом. -
Мир и радость вам, живущие!
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасет коров,
Бережет сады цветущие!
Мир и радость вам, живущие. -
Чьим трудом земля живет,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!
Конкурс 1: «Презентация профессий» (домашнее задание).
Каждая команда представляет выбранную профессию (стихи, песни, сценки, демонстрация одежды, электронная версия).
Время выступления: 3 минуты.
Критерии оценивания:
- Полнота информации о данной профессии.
- Оригинальность представления. Учебное заведение, где можно получить данную профессию.
Представленные профессии:
- Команда «Перспектива» – ЮРИСТ; Самарский филиал Саратовского юридического института МВД РФ;
- Команда «Новое поколение» – ЭКОНОМИСТ; Самарский государственный экономический университет;
- Команда «Профессионалы» – ВЕТЕРИНАР; Самарская государственная сельскохозяйственная академия;
- Команда «Защитники Отечества» – ЛЕТЧИКИ; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков;
- Команда « Технари» – ИНЖЕНЕР; Самарский государственный технический университет;
- Команда «Эстеты» – МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Самарская государственная академия культуры и искусств.
Конкурс 2: «Условия работы»
Ведущий зачитывает условия работы представителей различных профессий.
Задание командам: написать наибольшее количество соответствующих профессий.
- Экстремальные условия:
- Военный;
- Милиционер;
- Пожарный;
- Каскадер и т.д.
- Работа «на ногах»:
- Почтальон;
- Повар;
- Курьер;
- Парикмахер и т.д.
- «Нервная работа»:
- Учитель;
- Воспитатель и т.д.
- Работа «сидя на одном месте»:
- Бухгалтер;
- Экономист;
- Программист и т.д.
Конкурс 3: «Место работы»
Задание командам: перечислить наибольшее количество профессий в зависимости от места работы.
- Стройка:
- Каменщик
- Крановщик
- Кровельщик и т.д.
- Железная дорога:
- Машинист
- Диспетчер
- Проводник и т.д.
- Телевидение:
- Диктор
- Оператор
- Режиссер и т.д.
- Салон красоты:
- Косметолог
- Парикмахер
- Визажист и т.д.
Конкурс 4: «Вопрос-ответ»:
- Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот)
- Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме «Берегись автомобиля»? (Страховым агентом)
- Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником)
- Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
- Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром)
- Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
- Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
- Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»? («Доктор Айболит»)
- Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
- Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом)
- Название какой профессии в переводе с греческого означает «звездный мореплаватель»? (Астронавт)
- Как называется ученый, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)
Конкурс 5: «Знаешь ли ты пословицы?»
Участникам конкурса даны карточки с началом пословиц. Задание командам - продолжить пословицы.
Карточка 1
- Делу время – (потехе час)
- Не торопись языком – (торопись делом)
- Терпенье и труд – (все перетрут)
- Живи трудясь – (ешь не боясь)
Карточка 2
- Каждое дело – (делай умело)
- Маленькое дело – (лучше большого безделья)
- Слава и труд – (рядом идут)
- Где терпенье – (там и уменье)
Карточка 3
- Без труда – (не вынешь рыбку из пруда)
- Каков мастер – (таково и дело)
- Мужика не шуба греет – (а топор)
- Больше дела – (меньше слов)
Карточка 4
- Какова пряха – (такова и рубаха)
- Труд кормит – (а лень портит)
- Дело в руках – (и хлеб в устах)
- Кто любит труд – (того люди чтут)
Карточка 5
- Кончил дело- (гуляй смело.)
- Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня.)
- Глазам страшно – (а руки делают)
- Под лежачий камень – (вода не течет)
Карточка 6
- Была бы охота – (будет ладиться и работа)
- Землю красит солнце – (а человека труд)
- Птицу выяснят в полете – (а человека в работе)
- Дело наспех – (а изготовлено насмех)
Конкурс 6.
Ведущий Уважаемые участники. Вы прекрасно знаете, что существуют тысячи профессии и сориентироваться в их огромном мире бывает очень сложно .В этом нам поможет классификация профессий. Согласно теории, разработанной российским психологом Е. Климовым удобно подразделять все профессии на 5 типов, которые вам хорошо известны.
Задание командам следующее: у жюри взять запечатанный конверт, где будет указан один из типов профессий. Участникам пяти команд необходимо
- охарактеризовать данный тип профессий
- перечислить соответствующие профессии
- назвать основные виды деятельности.
Шестой команде нужно запомнить названные профессии и перечислить учебные заведения, где можно их получить.
1 команда. «Человек – Техника»
Профессии данного типа связывает взаимодействие с различными приборами, машинами, механизмами.
- сборка, наладка технических устройств (инженер, монтажник и т.д.)
- эксплуатация технических средств (водитель, токарь и т.д.)
- ремонт техники (механик, монтер и т.д.)
2 команда. «Человек – природа»
В основе данного типа профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
- изучение живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик и т.д.)
- уход за растениями и животными (овощевод , фермер, лесовод и т.д.)
3 команда. «Человек – знаковая система»
В основе работы лежит обработка информации.
Работа
- с цифрами, формулами, таблицами ( программист, бухгалтер)
- с текстом (корректор, переводчик и т.д.)
- с звуковыми сигналами (радист, телефонист и т.д.)
- с чертежами, картами, схемами (чертежник, картограф и т.д.)
4 команда. «Человек – художественный образ»
В основе работы лежит творчество.
- создание художественных образов ( артист, поэт, композитор)
- изготовление произведений искусств (ювелир, реставратор и т.д.)
5 команда. «Человек – человек»
Работа с людьми:
- медицинское обслуживание (врач, медсестра)
- обучение и воспитание (учитель, воспитатель)
- правовая защита (юрист)
- бытовое обслуживание (продавец, проводник и т.д.)
6 команда. Кроме высших учебных заведений, расположенных на территории г. Сызрани и Самарской области, члены команды должны назвать и средние специальные заведения, где можно получить рабочие специальности. Это – Сызранский губернский колледж, политехнический техникум, механико-технологический техникум, медицинское училище, колледж искусств.
Ведущий. Вот и закончились наши состязания. И пока жюри подводит итоги и определяет самую профессионально эрудированную команду, хочу поблагодарить всех участников и еще раз напомнить, что выбор профессии- это очень ответственный шаг, и если выбор верный – то обучение профессии будет сплошным удовольствием.
Для подведения итогов слово предоставляется членам , определяются победители. В своем выступлении представитель центра занятости обращает внимание на востребованность некоторых профессий в городе. Поздравление победителей.
Используемая литература.
- Е Н. Прощицкая. Выбирайте профессию Москва Просвещение. 1991.
- Л.П. Морозова. Классные часы. Волгоград. 2005.
- Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. 7/2007.
- Н.С. Пряжников. Профориентация в школе. Москва. 2005.
- Е.П. Сгибнева. Ростов-на-Дону. 2005.