Разработка общешкольного мероприятия "Парад профессий"

Разделы: Внеклассная работа


Введение.

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека

Важнейшей задачей школы является формирование всесторонне развитой личности, способной к самореализации в обществе, ее успешной адаптации на рынке труда.

На старшей ступени обучения перед каждым обучающимся встает вопрос: где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. определить свой жизненный путь. Для этого необходимо оценить свои способности, интересы и склонности, а также и возможности. В последние годы общество весьма жестко предъявляет новые требования

к социальному статусу молодого специалиста, что привело к проблеме профессиональной неопределенности старшеклассников.

Для более эффективного личностного становления старшеклассников, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, обладать мобильностью, динамизмом, конструктивностью – необходима целенаправленная, грамотно спланированная работа, которая должна включать в себя различные мероприятия, позволяющие создать оптимальные условия для профессионального самоопределения и социализации обучающихся.

Разработка общешкольного мероприятия «Парад профессий».

Цели мероприятия:

  1. Выявить профессиональную эрудированность старшеклассников.
  2. Расширить представление учащихся об огромном и многообразном мире профессий.
  3. Сориентировать учащихся на правильный выбор профессии с учетом их способностей и психологических особенностей.

Оформление зала:

  1. Плакаты: «Человек славен трудом», «Какие труды, такие и плоды», «Истинное сокровище для людей – умение трудиться».
  2. Выставка литературы по профориентации.
  3. Плакаты с изображением людей разных профессий.
  4. Рекламные плакаты учебных заведений города.

Участники мероприятия:

Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые гости .Мы рады приветствовать всех вас на нашем празднике «Парад профессий». В нашем мероприятии принимают участие творческие группы учащихся 9-11 классов.

Дорогие ребята. Наступает время, когда вам необходимо окончательно определиться с выбором профессии. И от того, как правильно вы выберете будущую профессию, насколько успешно вы сможете реализовать свой потенциал, во многом будет зависеть ваша дальнейшая жизнь. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Выбор профессии – это и взгляд в будущее. и взгляд внутрь себя. В нашей школе были проведены различные мероприятия, где вы имели возможность познакомиться с многообразием профессий, их востребованностью на рынке труда. Работа с психологом позволила вам оценить свои возможности. А сегодня мы проводим конкурсную программу, где компетентное жюри оценит вашу профессиональную эрудированность, а также работу творческих групп .

А сейчас, уважаемые гости, вас приветствует агитбригада « Город мастеров »

  1. В мире много есть профессий
    Всех их нам не перечесть,
    Но одна из них тревожит
    Не дает ни пить, не есть.

  2. Та профессия, в которой
    Будет счастлив человек,
    Сделать выбор должен каждый
    Чтоб трудиться целый век.

  3. Трактор водит тракторист,
    Электричку – машинист,
    Стену выкрасил маляр,
    Доску выстругал столяр.

  4. В шахте трудится шахтер,
    В доме свет провел монтер,
    В жаркой кузнице – кузнец,
    Кто все знает – молодец.

  5. Великая радость – работа!
    В полях, за станком, за столом!
    Работай до жаркого пота,
    Все счастье земли – за трудом.

  6. Мир и радость вам, живущие!
    Всем, кто воздвигает кров,
    Сеет хлеб, пасет коров,
    Бережет сады цветущие!
    Мир и радость вам, живущие.

  7. Чьим трудом земля живет,
    Людям всем, без чьих забот
    В мире тьма была бы тьмущая!
    МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!

Конкурс 1: «Презентация профессий» (домашнее задание).

Каждая команда представляет выбранную профессию (стихи, песни, сценки, демонстрация одежды, электронная версия).

Время выступления: 3 минуты.

Критерии оценивания:

  • Полнота информации о данной профессии.
  • Оригинальность представления. Учебное заведение, где можно получить данную профессию.

Представленные профессии:

  • Команда «Перспектива» – ЮРИСТ; Самарский филиал Саратовского юридического института МВД РФ;
  • Команда «Новое поколение» – ЭКОНОМИСТ; Самарский государственный экономический университет;
  • Команда «Профессионалы» – ВЕТЕРИНАР; Самарская государственная сельскохозяйственная академия;
  • Команда «Защитники Отечества» – ЛЕТЧИКИ; Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков;
  • Команда « Технари» – ИНЖЕНЕР; Самарский государственный технический университет;
  • Команда «Эстеты» – МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Самарская государственная академия культуры и искусств.

Конкурс 2: «Условия работы»

Ведущий зачитывает условия работы представителей различных профессий.

Задание командам: написать наибольшее количество соответствующих профессий.

  1. Экстремальные условия:
    • Военный;
    • Милиционер;
    • Пожарный;
    • Каскадер и т.д.
  2. Работа «на ногах»:
    • Почтальон;
    • Повар;
    • Курьер;
    • Парикмахер и т.д.
  3. «Нервная работа»:
    • Учитель;
    • Воспитатель и т.д.
  4. Работа «сидя на одном месте»:
    • Бухгалтер;
    • Экономист;
    • Программист и т.д.

Конкурс 3: «Место работы»

Задание командам: перечислить наибольшее количество профессий в зависимости от места работы.

  1. Стройка:
    • Каменщик
    • Крановщик
    • Кровельщик и т.д.
  2. Железная дорога:
    • Машинист
    • Диспетчер
    • Проводник и т.д.
  3. Телевидение:
    • Диктор
    • Оператор
    • Режиссер и т.д.
  4. Салон красоты:
    • Косметолог
    • Парикмахер
    • Визажист и т.д.

Конкурс 4: «Вопрос-ответ»:

  1. Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот)
  2. Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме «Берегись автомобиля»? (Страховым агентом)
  3. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке «Кот в сапогах»? (Мельником)
  4. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
  5. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Столяром)
  6. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
  7. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
  8. Какая сказка заканчивается восклицанием: «Слава добрым докторам!»? («Доктор Айболит»)
  9. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
  10. Кем по профессии был Вакула из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Кузнецом)
  11. Название какой профессии в переводе с греческого означает «звездный мореплаватель»? (Астронавт)
  12. Как называется ученый, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)

Конкурс 5: «Знаешь ли ты пословицы?»

Участникам конкурса даны карточки с началом пословиц. Задание командам - продолжить пословицы.

Карточка 1

  • Делу время – (потехе час)
  • Не торопись языком – (торопись делом)
  • Терпенье и труд – (все перетрут)
  • Живи трудясь – (ешь не боясь)

Карточка 2

  • Каждое дело – (делай умело)
  • Маленькое дело – (лучше большого безделья)
  • Слава и труд – (рядом идут)
  • Где терпенье – (там и уменье)

Карточка 3

  • Без труда – (не вынешь рыбку из пруда)
  • Каков мастер – (таково и дело)
  • Мужика не шуба греет – (а топор)
  • Больше дела – (меньше слов)

Карточка 4

  • Какова пряха – (такова и рубаха)
  • Труд кормит – (а лень портит)
  • Дело в руках – (и хлеб в устах)
  • Кто любит труд – (того люди чтут)

Карточка 5

  • Кончил дело- (гуляй смело.)
  • Не откладывай на завтра то, (что можно сделать сегодня.)
  • Глазам страшно – (а руки делают)
  • Под лежачий камень – (вода не течет)

Карточка 6

  • Была бы охота – (будет ладиться и работа)
  • Землю красит солнце – (а человека труд)
  • Птицу выяснят в полете – (а человека в работе)
  • Дело наспех – (а изготовлено насмех)

Конкурс 6.

Ведущий Уважаемые участники. Вы прекрасно знаете, что существуют тысячи профессии и сориентироваться в их огромном мире бывает очень сложно .В этом нам поможет классификация профессий. Согласно теории, разработанной российским психологом Е. Климовым удобно подразделять все профессии на 5 типов, которые вам хорошо известны.

Задание командам следующее: у жюри взять запечатанный конверт, где будет указан один из типов профессий. Участникам пяти команд необходимо

  • охарактеризовать данный тип профессий
  • перечислить соответствующие профессии
  • назвать основные виды деятельности.

Шестой команде нужно запомнить названные профессии и перечислить учебные заведения, где можно их получить.

1 команда. «Человек – Техника»

Профессии данного типа связывает взаимодействие с различными приборами, машинами, механизмами.

  • сборка, наладка технических устройств (инженер, монтажник и т.д.)
  • эксплуатация технических средств (водитель, токарь и т.д.)
  • ремонт техники (механик, монтер и т.д.)

2 команда. «Человек – природа»

В основе данного типа профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

  • изучение живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик и т.д.)
  • уход за растениями и животными (овощевод , фермер, лесовод и т.д.)

3 команда. «Человек – знаковая система»

В основе работы лежит обработка информации.

Работа

  • с цифрами, формулами, таблицами ( программист, бухгалтер)
  • с текстом (корректор, переводчик и т.д.)
  • с звуковыми сигналами (радист, телефонист и т.д.)
  • с чертежами, картами, схемами (чертежник, картограф и т.д.)

4 команда. «Человек – художественный образ»

В основе работы лежит творчество.

  • создание художественных образов ( артист, поэт, композитор)
  • изготовление произведений искусств (ювелир, реставратор и т.д.)

5 команда. «Человек – человек»

Работа с людьми:

  • медицинское обслуживание (врач, медсестра)
  • обучение и воспитание (учитель, воспитатель)
  • правовая защита (юрист)
  • бытовое обслуживание (продавец, проводник и т.д.)

6 команда. Кроме высших учебных заведений, расположенных на территории г. Сызрани и Самарской области, члены команды должны назвать и средние специальные заведения, где можно получить рабочие специальности. Это – Сызранский губернский колледж, политехнический техникум, механико-технологический техникум, медицинское училище, колледж искусств.

Ведущий. Вот и закончились наши состязания. И пока жюри подводит итоги и определяет самую профессионально эрудированную команду, хочу поблагодарить всех участников и еще раз напомнить, что выбор профессии- это очень ответственный шаг, и если выбор верный – то обучение профессии будет сплошным удовольствием.

Для подведения итогов слово предоставляется членам , определяются победители. В своем выступлении представитель центра занятости обращает внимание на востребованность некоторых профессий в городе. Поздравление победителей.

Используемая литература.

  1. Е Н. Прощицкая. Выбирайте профессию Москва Просвещение. 1991.
  2. Л.П. Морозова. Классные часы. Волгоград. 2005.
  3. Последний звонок. Газета для организаторов внеклассной работы. 7/2007.
  4. Н.С. Пряжников. Профориентация в школе. Москва. 2005.
  5. Е.П. Сгибнева. Ростов-на-Дону. 2005.