Критерии оценки физического развития учащихся на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровье. Какой бы ни была современная медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом.

Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. И все это необходимо развивать с детства.

Школа и учебная деятельность как образ жизни существенно влияют на здоровье юных россиян. Физическое состояние детей нуждается в поддержке, коррекции со стороны взрослых, поэтому в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю пропаганде ценностей физической культуры среди школьников, формированию основ здорового образа жизни, а также выявлению обучающихся, обладающих высокими показателями психологического, физического развития и высоким уровнем развития двигательных умений и навыков.

Одним из способов выявления одаренных детей является диагностика физических качеств обучающихся. С этой целью в течение нескольких лет мною проводился мониторинг физических качеств личности.

В своей деятельности я использую индивидуальную и классно-обобщающую формы диагностики. При работе выделяю следующие этапы:

1 этап: анализ показателей медицинского осмотра.

Учитываются следующие показатели:

  1. результаты прохождения медицинского осмотра учащихся школы: группа здоровья и физической подготовленности, наличие/отсутствие хронических заболеваний;
  2. отслеживание уровня заболеваемости обучающихся в течение всего учебного года;
  3. посещаемость уроков физической культуры, причины отсутствия на учебных занятиях.

Данная работа помогает мне в моей деятельности увидеть уровень физической подготовленности обучающихся и предъявить к ним соответствующий уровень требований (выработать систему упражнений для разных групп учащихся, определить методику работы с конкретным классом).

2 этап: оценка физической подготовленности обучающихся.

С 1 класса я завожу на детей таблицу уровня физического развития, в которой ежегодно фиксирую динамику состояния физической подготовленности. Пример сводной таблицы учета уровня физического развития обучающихся с 1 по 11 классы представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Сводная таблица учета уровня физического развития обучающихся с 1 по 11 классы

Тесты Классы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Бег 30м.                      
2. Бег 60м.                      
3. Челночный бег 3х10м                      
4. Прыжок в длину с места                      
5. Подъем туловища                      
6. Наклон вперед (сидя)                      
7. Прыжки со скакалкой                      
8. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.)                      

Результаты диагностики соотносятся с нормативными показателями (стандартом) и затем определяется уровень физической подготовки учащихся (низкий, средний и высокий).

Данная систематическая работа позволяет выявить группу обучающихся, проявляющих интерес к предмету, спорту и имеющих необходимые способности и возможности для дальнейшего развития их практических навыков в области физической культуры.

3 этап: выявление одаренных детей и индивидуальная работа с ними.

Выявление одаренных детей осуществляют с помощью разработанных мною карточек многолетнего учета уровня физического развития учащегося. Пример данной карточки представлен в таблице 2. Период выявления может быть различным, в зависимости от целей преподавателя.

Таблица 2 – Карточка учета уровня физического развития

Тесты Показатели/уровень физического развития по периодам исследования
n n+1
1. Бег 30м.    
2. Бег 60м.    
3. Челночный бег 3х10м    
4. Прыжок в длину с места    
5. Подъем туловища    
6. Наклон вперед (сидя)    
7. Прыжки со скакалкой    
8. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.)    

Для исследования мною была выбрана группа учащихся с различным уровнем физического развития. В течение четырех лет (с 6 по 9 класс) я фиксировала их физические показатели по определенным тестам и выявляла одаренных детей.

Выявив группу детей, одаренных к предмету «Физическая культура», я провожу с ними индивидуальную работу, в том числе и внеурочную.

Внеурочные формы физической работы в школе (включение факультативных занятий, а также секционная работа) предлагают широкие возможности для развития таких качеств школьника, как координация, силовые и скоростно-силовые навыки, совершенствование в выбранных видах спорта.

Анализируя данные диагностики, я пришла к выводу о том, что в течение последних лет прослеживается положительная динамика развития физических качеств обучающихся. Это дает возможность учащимся нашей школы успешно выступать на соревнованиях и турнирах разного уровня. Так, учащиеся школы на протяжении 7 лет показывают высокие результаты в лыжной подготовке, становятся призерами муниципальных спартакиад, а также командных игр (баскетбол, волейбол).

Например, рассмотрим отдельно взятого учащегося, обучающегося в настоящее время в 9 классе, Замащикова Ивана. Он входил в исследываемую мною ранее группу и был выявлен в течение четырех лет как одаренный ребенок. Его карточка многолетнего учета уровня физического развития за исследуемы период представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Карточка учета уровня физического развития Замащикова Ивана, учащегося 9 класса за период с 6 по 9 классы

Тесты Показатели/уровень физического развития по периодам исследования
6 7 8 9
1. Бег 60м. 10,6

В

11,3

С

9

С

8,2

В

2. Челночный бег 3х10м 10

С

9,7

С

9,5

С

9,1

С

3. Прыжок в длину с места 150

С

180

В

200

В

210

В

4. Подъем туловища 22

В

24

В

26

В

27

В

5. Наклон вперед (сидя) +12

В

+11

С

+13

В

+16

В

6. Прыжки со скакалкой 48

С

64

В

75

В

80

В

7. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.) 4,31

С

4,18

С

4,08

В

4,02

В

В 2008/2009 учебном году юноши 9,10-х классов приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре, который представлял собой конкурсные испытания по теорико-методическому (тестирование мо методике организации и проведения занятий, истории физической культуры, базовым понятиям предмета) и практическому (легкая атлетика, гимнастика и спортивные игры) разделам школьной программы.

Результатом исследования и индивидуальной работы стало второе место, которое занял ученик 9 класса Замащиков Иван на Всероссийской олимпиаде по физической культуре.

В рамках исследования также проводилась работа с учащимися начальных классов.

Работая в начальной школе, в младшем звене, я столкнулась с безоценочной системой. При такой системе очень трудно определить у учащихся уровень физических возможностей. Поэтому, для того, чтобы заинтересовать учащихся, проявить у них интерес и любовь к предмету, я решила провести своего рода эксперимент: завести карточки здоровья (далее – карточка), где четко видно, чего от них добивается учитель, какие требования поставлены перед учащимися, за что они получают оценки. Карточка определена в табличной форме и представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Карточка здоровья

Число уроков Форма Посещаемость Поведение Выполнение Самостоятель-ная работа Штраф-ные очки Общая оценка
Штрафные очки
n              
n+1              

Каждая карточка состоит из 7-ми пунктов, по 5-ти из которых собираются на каждом уроке штрафные очки, после чего подсчитываются баллы и выставляется общая оценка за урок. Если рассматривать по пунктам, то это будет выглядеть следующим образом:

а) форма (опоздание на урок, внешний вид, организация);
б) посещаемость (пропуски по уважительной причине, отсутствие без нее);
в) поведение (замечания в течение урока, несоблюдение техники безопасности);
г) выполнение (спец. задание, комплекс утренней гимнастики (УГ) по типу зарядки);
д) самостоятельная работа (с предметом, проведение общеразвивающих упражнений (ОРУ)).

После подсчета баллов проводят подведение итогов, выставление оценок в карточки здоровья.

Вывод: каждый класс стремится быть первым, лучшим. Этот соревновательный метод воспитывает у учащихся младших классов любовь к предмету, волевые и нравственные качества, а также физические и силовые. При таком подходе у детей проявляется аккуратность, подтянутость и интерес к урокам физического воспитания. При таком методе виден результат своей работы.

Результат использования карточек здоровья может выглядеть в следующем виде: 1 место – 1 «Г», 2 место – 1 «Б», 3 место – 1 «В», 4 место – 1 «А». Среди 2 классов: 1 место – 2 «Б» (91 балл), 2 место – 2 «А» (86 баллов).

Таким образом, применяя в практической деятельности индивидуальный и дифференцированный подход, развивая лучшие качества каждого способного ученика, учитывая социальный, генетический и физический аспекты личности, создаются необходимые условия для выявления одаренных детей, поддержания их мотивации к занятиям спортом.