Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровье. Какой бы ни была современная медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом.
Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.
Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, закаливание. И все это необходимо развивать с детства.
Школа и учебная деятельность как образ жизни существенно влияют на здоровье юных россиян. Физическое состояние детей нуждается в поддержке, коррекции со стороны взрослых, поэтому в своей педагогической деятельности я большое внимание уделяю пропаганде ценностей физической культуры среди школьников, формированию основ здорового образа жизни, а также выявлению обучающихся, обладающих высокими показателями психологического, физического развития и высоким уровнем развития двигательных умений и навыков.
Одним из способов выявления одаренных детей является диагностика физических качеств обучающихся. С этой целью в течение нескольких лет мною проводился мониторинг физических качеств личности.
В своей деятельности я использую индивидуальную и классно-обобщающую формы диагностики. При работе выделяю следующие этапы:
1 этап: анализ показателей медицинского осмотра.
Учитываются следующие показатели:
- результаты прохождения медицинского осмотра учащихся школы: группа здоровья и физической подготовленности, наличие/отсутствие хронических заболеваний;
- отслеживание уровня заболеваемости обучающихся в течение всего учебного года;
- посещаемость уроков физической культуры, причины отсутствия на учебных занятиях.
Данная работа помогает мне в моей деятельности увидеть уровень физической подготовленности обучающихся и предъявить к ним соответствующий уровень требований (выработать систему упражнений для разных групп учащихся, определить методику работы с конкретным классом).
2 этап: оценка физической подготовленности обучающихся.
С 1 класса я завожу на детей таблицу уровня физического развития, в которой ежегодно фиксирую динамику состояния физической подготовленности. Пример сводной таблицы учета уровня физического развития обучающихся с 1 по 11 классы представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сводная таблица учета уровня физического развития обучающихся с 1 по 11 классы
Тесты | Классы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1. Бег 30м. | |||||||||||
2. Бег 60м. | |||||||||||
3. Челночный бег 3х10м | |||||||||||
4. Прыжок в длину с места | |||||||||||
5. Подъем туловища | |||||||||||
6. Наклон вперед (сидя) | |||||||||||
7. Прыжки со скакалкой | |||||||||||
8. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.) |
Результаты диагностики соотносятся с нормативными показателями (стандартом) и затем определяется уровень физической подготовки учащихся (низкий, средний и высокий).
Данная систематическая работа позволяет выявить группу обучающихся, проявляющих интерес к предмету, спорту и имеющих необходимые способности и возможности для дальнейшего развития их практических навыков в области физической культуры.
3 этап: выявление одаренных детей и индивидуальная работа с ними.
Выявление одаренных детей осуществляют с помощью разработанных мною карточек многолетнего учета уровня физического развития учащегося. Пример данной карточки представлен в таблице 2. Период выявления может быть различным, в зависимости от целей преподавателя.
Таблица 2 – Карточка учета уровня физического развития
Тесты | Показатели/уровень физического развития по периодам исследования | |
n | n+1 | |
1. Бег 30м. | ||
2. Бег 60м. | ||
3. Челночный бег 3х10м | ||
4. Прыжок в длину с места | ||
5. Подъем туловища | ||
6. Наклон вперед (сидя) | ||
7. Прыжки со скакалкой | ||
8. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.) |
Для исследования мною была выбрана группа учащихся с различным уровнем физического развития. В течение четырех лет (с 6 по 9 класс) я фиксировала их физические показатели по определенным тестам и выявляла одаренных детей.
Выявив группу детей, одаренных к предмету «Физическая культура», я провожу с ними индивидуальную работу, в том числе и внеурочную.
Внеурочные формы физической работы в школе (включение факультативных занятий, а также секционная работа) предлагают широкие возможности для развития таких качеств школьника, как координация, силовые и скоростно-силовые навыки, совершенствование в выбранных видах спорта.
Анализируя данные диагностики, я пришла к выводу о том, что в течение последних лет прослеживается положительная динамика развития физических качеств обучающихся. Это дает возможность учащимся нашей школы успешно выступать на соревнованиях и турнирах разного уровня. Так, учащиеся школы на протяжении 7 лет показывают высокие результаты в лыжной подготовке, становятся призерами муниципальных спартакиад, а также командных игр (баскетбол, волейбол).
Например, рассмотрим отдельно взятого учащегося, обучающегося в настоящее время в 9 классе, Замащикова Ивана. Он входил в исследываемую мною ранее группу и был выявлен в течение четырех лет как одаренный ребенок. Его карточка многолетнего учета уровня физического развития за исследуемы период представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Карточка учета уровня физического развития Замащикова Ивана, учащегося 9 класса за период с 6 по 9 классы
Тесты | Показатели/уровень физического развития по периодам исследования | |||
6 | 7 | 8 | 9 | |
1. Бег 60м. | 10,6
В |
11,3
С |
9
С |
8,2
В |
2. Челночный бег 3х10м | 10
С |
9,7
С |
9,5
С |
9,1
С |
3. Прыжок в длину с места | 150
С |
180
В |
200
В |
210
В |
4. Подъем туловища | 22
В |
24
В |
26
В |
27
В |
5. Наклон вперед (сидя) | +12
В |
+11
С |
+13
В |
+16
В |
6. Прыжки со скакалкой | 48
С |
64
В |
75
В |
80
В |
7. Бег на выносливость (300, 500 и 1000м.) | 4,31
С |
4,18
С |
4,08
В |
4,02
В |
В 2008/2009 учебном году юноши 9,10-х классов приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре, который представлял собой конкурсные испытания по теорико-методическому (тестирование мо методике организации и проведения занятий, истории физической культуры, базовым понятиям предмета) и практическому (легкая атлетика, гимнастика и спортивные игры) разделам школьной программы.
Результатом исследования и индивидуальной работы стало второе место, которое занял ученик 9 класса Замащиков Иван на Всероссийской олимпиаде по физической культуре.
В рамках исследования также проводилась работа с учащимися начальных классов.
Работая в начальной школе, в младшем звене, я столкнулась с безоценочной системой. При такой системе очень трудно определить у учащихся уровень физических возможностей. Поэтому, для того, чтобы заинтересовать учащихся, проявить у них интерес и любовь к предмету, я решила провести своего рода эксперимент: завести карточки здоровья (далее – карточка), где четко видно, чего от них добивается учитель, какие требования поставлены перед учащимися, за что они получают оценки. Карточка определена в табличной форме и представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Карточка здоровья
Число уроков | Форма | Посещаемость | Поведение | Выполнение | Самостоятель-ная работа | Штраф-ные очки | Общая оценка |
Штрафные очки | |||||||
n | |||||||
n+1 |
Каждая карточка состоит из 7-ми пунктов, по 5-ти из которых собираются на каждом уроке штрафные очки, после чего подсчитываются баллы и выставляется общая оценка за урок. Если рассматривать по пунктам, то это будет выглядеть следующим образом:
а) форма (опоздание на урок, внешний вид, организация);
б) посещаемость (пропуски по уважительной причине, отсутствие без нее);
в) поведение (замечания в течение урока, несоблюдение техники безопасности);
г) выполнение (спец. задание, комплекс утренней гимнастики (УГ) по типу зарядки);
д) самостоятельная работа (с предметом, проведение общеразвивающих упражнений (ОРУ)).
После подсчета баллов проводят подведение итогов, выставление оценок в карточки здоровья.
Вывод: каждый класс стремится быть первым, лучшим. Этот соревновательный метод воспитывает у учащихся младших классов любовь к предмету, волевые и нравственные качества, а также физические и силовые. При таком подходе у детей проявляется аккуратность, подтянутость и интерес к урокам физического воспитания. При таком методе виден результат своей работы.
Результат использования карточек здоровья может выглядеть в следующем виде: 1 место – 1 «Г», 2 место – 1 «Б», 3 место – 1 «В», 4 место – 1 «А». Среди 2 классов: 1 место – 2 «Б» (91 балл), 2 место – 2 «А» (86 баллов).
Таким образом, применяя в практической деятельности индивидуальный и дифференцированный подход, развивая лучшие качества каждого способного ученика, учитывая социальный, генетический и физический аспекты личности, создаются необходимые условия для выявления одаренных детей, поддержания их мотивации к занятиям спортом.