Трудности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в детском доме, связаны с тем, что они не готовы к присвоению социального опыта, склонны к внешнему контролю со стороны взрослых, к пошаговому выполнению их заданий, просьб, поручений. Одна из важных задач, которую необходимо решать в детском доме - развитие чувства времени и формирование умений планировать различные виды деятельности.
Самостоятельный опыт планирования своих поступков, общих дел, времени способствует накоплению умений соотносить свои действия с требованиями общества. Предложенная система работы представляется актуальной, так как способствует более успешной социализации воспитанников детского дома
Работа построена по принципам коррекционной педагогики: от простого к сложному, так как у детей с интеллектуальными нарушениями формирование даже элементарных знаний требует повторения и закрепления.
Работа проводится поэтапно по следующим 3 блокам:
- 1 блок - «Развитие чувства времени»
- 2 блок – «Планирование учебной деятельности»
- 3 блок – «Планирование трудовой деятельности».
Для педагога блочное планирование способствует целенаправленному формированию системы работы, более конкретному распределению материала.
Разработан алгоритм формирования умений планировать различные виды деятельности
Развитие чувства времени
тренировать детей через специально подобранные упражнения и вырабатывать умение определять и чувствовать отрезки времени
Целеполагание
Учить ставить цели и удерживать их в процессе деятельности
Планирование различных видов деятельности
Учить составлять устный и письменный план самоподготовки, генеральной уборки и других видов трудовой деятельности
Следование плану и регулирование деятельности во времени
Учить выполнять различные виды деятельности в определенной последовательности, ориентируясь на часы
Самоконтроль и самоанализ деятельности