Как хорошо известно, уроки обобщения и систематизации знаний самые трудные уроки. Здесь есть опасность превращения урока в простое повторение основных моментов изучаемой темы. В своей работе подготовку к уроку обобщения знаний я начинаю уже на первых уроках изучаемой темы. С приходом в школу компьютерных технологий эту работу можно сделать не только привлекательной для учащихся, но и полезной для отработки навыков применения компьютерных технологий.
Так, начиная изучение темы «Основы термодинамики» в 10-ом классе я предлагаю учащимся разделиться на группы по интересам по заранее заготовленным темам. Например: история термодинамики, законы термодинамики, применение законов термодинамики на практике, тепловые машины, проблемы использования тепловых машин, экологические проблемы округа, в котором мы живем, вызванные использованием тепловых двигателей и т.д. Далее на уроках организую работу т.о., чтобы учащиеся могли в процессе изучения различных вопросов темы в Интернет найти необходимый материал по интересующей их теме. Так повышается доля самостоятельности учащихся при освоении нового материала, расширяются рамки учебника, осваиваются навыки работы с поисковыми системами Интернет, навыки оформления презентации к сообщению или докладу. Появляются интересные работы по проблемам экологии, связанным с использованием тепловых машин не только в глобальном масштабе, но и применительно к месту жительства. Это позволяет поднять на более высокий уровень вопросы экологического воспитания. В процессе изучения темы учащиеся готовят презентации и сообщения к итоговому уроку обобщения и систематизации знаний, при этом они многократно и разнообразно повторяют изучаемый материал, осваивают различные логические операции. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют работы, в которых учащиеся представляют алгоритм решения задач по изучаемой теме (приложение 7).
Начинается такой урок с вводного слова учителя, так же построенного на использовании презентации (приложение 1), после включения первого слайда, которой звучит вопрос: «Как вы считаете, почему для темы урока выбран такой фон (огонь)? Так происходит переход к главному вопросу темы: как превратить тепловую энергию в механическую. Выстраиваются выступления учащихся. Даются основные понятия и законы, формулируются способы изменения внутренней энергии (приложение 2), учащиеся рассказывают историю термодинамики (приложение 3), характеризуют особенности работы тепловых машин (приложение 4), проблемы, вызванные применением тепловых машин для окружающей среды (приложение 5, приложение 6), далее группа учащихся представляет алгоритм решения задач различного типа по пройденной теме. Каждое сообщение и презентация обсуждаются, дается оценка качества работы и сообщения. Учащиеся обращают внимание на самые важные моменты, ставят уточняющие вопросы, особенно по решению задач. Завершается урок показос слайдов с ключевыми понятиями темы (приложение 8).