Цели урока:
- Познавательные.
- Познакомить учащихся с многообразием устройств ввода информации, видов клавиатур и сканеров.
- Показать достоинства и недостатки каждого вида.
- Научить учащихся выбирать устройство в зависимости от сферы деятельности пользователя.
- Мобилизовать мыслительную деятельность учеников.
- Развивающие.
- Развитие навыков работы в коллективе; умения делать выводы, анализируя полученный теоретический материал; развитие логики мышления.
- Развитие у учащихся аналитических способностей, умения ясно и кратко излагать свою мысль, выделять главное в рассказе учителя.
- Воспитательные.
- Воспитание внимательности, усидчивости.
- Повышение эрудиции в области информатики.
Требования к знаниям учащихся
Учащийся должен
иметь представление:
- О многообразии устройств в компьютерном мире,
- О последних достижениях в области создания периферийных устройств.
знать:
- Назначение устройств ввода,
- Виды устройств ввода,
- Классификацию клавиатур и сканеров,
- Достоинства и недостатки типов клавиатур и сканеров.
уметь:
- Выбирать тип клавиатуры и сканера в зависимости от сферы применения.
Тип урока: интерактивная лекция с использованием ИКТ.
План урока.
- Организационный момент.
- Клавиатура: назначение, классификация, достоинства и недостатки каждого типа.
- Фронтальный опрос по типам клавиатур.
- Сканер: назначение, классификация, достоинства и недостатки каждого типа.
- Контроль знаний в виде теста и карточек. (Вопросы теста «Назначение периферийных устройств компьютера» в Приложении 1, вопросы карточек – Приложение 2).
ХОД УРОКА
На доске до начала урока написать тему и словарь: Конструкция, клик, эргономика, гуттаперчевость, сканер.
Приветствие. Объявление темы и целей урока.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
СЛАЙД 1. Тема урока (Презентация)
СЛАЙД 2. Как вы думаете, какие устройства персонального компьютера нам необходимы для обработки информации (например, для обработки текста) (Монитор, дисковод, клавиатура)
Давайте вспомним назначение этих устройств.
- Назначение клавиатуры. (Ввод текстовой и цифровой информации)
- Назначение монитора. (Вывод информации на экран)
- Назначение дисковода. (Запись и считывание информации с носителей).
Мы назвали с вами те устройства, которые нужны в первую очередь для работы с ПК.
Практичность, удобство любой вещи играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Вот и с компьютером, который стал составляющей нашей жизни, произошло то же самое.
Приведите примеры применения компьютера в учебном процессе.
Для того чтобы обрабатывать информацию на компьютере, ее необходимо ввести.
СЛАЙД 3. Мир устройств ввода обширен и многообразен. Каких только диковинок не предлагают на рынке периферийных устройств различные производители: от беспроводной мыши до виртуальной клавиатуры.
Но мы сегодня ограничимся рассмотрением клавиатуры и сканера: их многообразия и некоторых экзотических видов. Начнем с хорошо известной нам клавиатуры.
СЛАЙД 4. До сих пор клавиатура является основным устройством ввода информации в ПК, несмотря на сильную конкуренцию со стороны манипулятора – мышь. Главенствующее положение клавиатуры навряд ли изменится до тех пор, пока не будет создана надежная и недорогая система распознавания человеческой речи.
Все они делятся на 2 большие группы: по принципу внутреннего устройства (иначе по конструкции) по внешнему виду (иначе по форме).
СЛАЙД 5. Виды конструкций клавиатуры
1. Клавиатуры с пластмассовыми штырями (стандартная клавиатура), которые являются наиболее распространенными. Для изготовления дешевых клавиатур используется пластмасса и резина.
Нажатие клавиши на такой клавиатуре часто вызывает ощущение исключительной мягкости. Если не смотреть на монитор, то неизвестно, нажата клавиша или нет. Другой недостаток таких клавиатур – вибрация, которая вызывает эффект многократного размыкания контакта клавиш, если она нажата неправильно. Таким образом, легко может получиться так, что при нажатии клавиши, соответствующий символ отражается на экране несколько раз. Для устройства, на котором печатают вслепую и с высокой скоростью, это крайне нежелательный побочный эффект.
Теперь, совместно, определим достоинства и недостатки клавиатур этого типа. Достоинства и недостатки запишем в 2 столбца: в левом – достоинства, в правом – недостатки.
Достоинства: | Недостатки: |
|
|
СЛАЙД 6.
2. Клавиатура со щелчком (с кликом).
Теперь немного разделим обязанности: я (учитель) описываю клавиатуры данного типа, вы (учащиеся) самостоятельно попытаетесь сформулировать достоинства и недостатки. Левая половина класса назовет достоинства, правая – недостатки. На обсуждение и обдумывание – 1 минута.
Оговоренные выше явления отсутствуют в клавиатуре с кликом. Клик в переводе с английского означает щелчок.
Нажатие и отпускание клавиши сопровождается щелчком (отсюда и название). При работе с такими клавишами можно быть уверенным в обеспечении «четкого» нажатия на клавишу.
Но поскольку в офисе не нужен лишний шум, то наиболее популярны клавиатуры без щелчка.
А теперь запишем достоинства и недостатки. (Отвечают ученики)
Достоинства: | Недостатки: |
|
|
Формы клавиатур.
СЛАЙД 7.
1. Эргономическая клавиатура
По форме большинство клавиатур одинаковые, но существует специальные «странные» варианты.
Несколько лет назад физиологи обратили внимание на то, что люди, которые в силу своей профессии вынуждены длительное время осуществлять ввод информации, стали жаловаться на сильные боли в запястьях. Симптомы странной «офисной» болезни заключались в тянущей, жгучей боли как в самом запястье, так и в области ладони и пальцев руки. Новую профессиональную болезнь назвали «туннельным эффектом».
Профилактикой болезни могут стать эргономические клавиатуры.
ЭРГОНОМИКА – наука, изучающая изменения в организме человека в процессе работы.
СЛАЙД 9
2. Монолитные эргономические клавиатуры
Компания Microsoft является разработчиком первой эргономической клавиатуры, под названием – естественная клавиатура.
Все учащиеся смотрят на экран и затем вместе с учителем отмечают визуальные отличия:
- Развернутые в стороны (или разделены) вертикальные ряды клавиш, относящихся к зоне каждой руки.
- Профиль клавиатуры представляет дугу, выступающую в центре, т.е. адаптированы под естественное положение кистей рук, которые куда меньше устают при долгой работе с клавиатурой. (Можно провести опыт, положить на стол расслабленные кисти рук, что будет соответствовать естественному их положению.)
- В наличии подставка под кисти рук.
СЛАЙД 9
3. Гуттаперчевые клавиатуры
Монолитные клавиатуры не дают пользователю возможности точной подгонки под свои личные предпочтения: угол развода половинок, наклон половинок, расстояние между половинками клавиатуры и т.д.
Такие возможности предусмотрены в составных расщепляемых и настраиваемых клавиатурах.
Примером такой клавиатуры является гуттаперчевая клавиатура cherry.
Свойства:
- Регулируется угол разводки клавиатурных блоков.
- Поперечный «палаточный» наклон.
Но такие клавиатуры имеют прочность меньше, чем у «монолита». И их не положишь «по-хакерски» на колени.
СЛАЙД 12. ДОПОЛНИТЕЛЬНО (если укладываетесь по времени).
4. Рельефные клавиатуры.
Оба набора клавиш (для левой и правой руки) размещены в отдельных углублениях для каждой руки, а часть самых популярных клавиш вынесена на внешнюю панель. Клавиши в углублениях расположены на разных уровнях, чтобы лучше ложиться под нужный палец.
Вспомните, с чего мы начинали урок, что человек всегда выбирает, вернее, стремится выбирать то, что ему удобно и полезно.
Теперь, в блиц-темпе, т.е. очень быстро, кратко повторим пройденный материал.
Какие виды клавиатур предпочтительнее
- Для работы в офисе (с пластмассовыми штырями).
- Для профессиональных машинисток, которые печатают быстро и «слепым» методом (с кликом).
- Для длительной работы с клавиатурой, чтобы руки не уставали (эргономическая)
- Для «хакеров» (монолитная, эргономическая).
- Какой вид эргономических клавиатур предпочтет бережливый человек, который длительное время проводит за компьютером? (монолитный)
- Какую клавиатуру предпочтут ваши ручки? (гуттаперчевую)
Еще одно устройство ввода, с которым мы сегодня познакомимся, – это сканер.
СЛАЙД 13.
СКАНЕРОМ НАЗЫВАЕТСЯ УСТРОЙСТВО, позволяющее вводить в компьютер в графическом виде текст, рисунки, слайды, фотографии и др., т.е. ввода информации с печатного листа. Несмотря на обилие различных моделей сканеров, классификацию их можно провести по способу перемещения считывающей головки сканера и бумаги относительно друг друга. По этому параметру сканеры подразделяются на 3 основные группы: ручные, планшетные и страничные.
СЛАЙД 14
Ручной сканер. Сканирование осуществляется вручную последовательным перемещением сканера относительно оригинала сверху до низу.
ДОСТОИНСТВА.
- Небольшие размеры – компактность.
- Широкие возможности выбора оригинала.
НЕДОСТАТКИ.
- Ограниченная область сканирования – подходят в основном для сканирования небольших картинок (фотографий).
- Высокая вероятность искажения сканируемого изображения, т.к. человеческая рука неидеальна, то скорость перемещения сканера относительно оригинала непостоянна.
СЛАЙД 15.
Страничные (листовые) сканеры. Такие сканеры протягивают бумагу «через себя», подобно факс-аппарату.
ДОСТОИНСТВА.
- Великолепный способ для ввода текста в компьютер с листов.
- Компактность.
НЕДОСТАТКИ.
- Ограниченный диапазон типов оригиналов, например, нельзя отсканировать книгу.
- Возможность повреждения оригиналов.
СЛАЙД 16.
Планшетные сканеры. Такой сканер имеет относительно большую поверхность из прозрачного материала, на которую укладывают объект сканирования. Можно использовать любой тип оригинала.
ДОСТОИНСТВА.
- Просты и удобны в эксплуатации.
- В качестве источника информации можно использовать нестандартные оригиналы.
НЕДОСТАТКИ.
- Большие габариты.
Сейчас мы напишем небольшой тест из 12 вопросов. На карточке теста выберите правильный ответ и выделите его, например, кружком. На тест дается 6 минут. 4 человека (этих учеников учитель указывает сам по фамилии) будут в это время работать по карточкам.
Через 6 минут тесты сдаются на проверку. Четырем ученикам выдаются тесты с правильными ответами и критерием выставления оценки. Пока учащиеся проверяют работы, заслушиваются ответы учеников, работавших по карточкам. После анализа ответов и выставления оценок за работу по карточкам, объявляются оценки за тесты.
В заключении урока проводится обобщение пройденной темы и анализ работы учащихся.