Система эколого-краеведческой работы в школе

Разделы: Внеклассная работа


Краеведческая работа в школе – одна из важнейших в воспитании патриотизма, любви к Родине, природе, привитии эстетических и нравственных качеств. Ведь недаром в народе говорят, что на чужбине становится дорогим и камень, о который больно ударился на родине.

Познание своего края даёт понятие о его величии и красоте и рождает мысли о его будущем. А когда рождаются мысли о будущем – это тоже основание к тому, что такой человек будет любить свой край, дорожить им, будет беречь и украшать его.

В результате систематической и целенаправленной работы школа стала центром для познания истории края не только для жителей нашего села, но и соседних Тогульского, Ельцовского, Кытмановского и других районов.

У нас в селе есть хорошая база для этого. Это краеведческий музей, у истоков, создания которого стоит учитель истории Побединской средней школы Рыженко Пётр Фёдорович. В школьном музее созданы отделы палеонтологии, археологии, быта и культуры, истории села, гражданской и Великой Отечественной войны, минералогии, нумизматики.

 

Девизом работы музея являются слова «Мать – Земля родная, поведай нам, кто мы, откуда, как жили? Расскажи о делах и заботах отцов наших, об их успехах и невзгодах, о пролитых поте и крови, о слезах и смехе, о любви и увлечениях. И мы, дети твои, сделаем всё, чтобы ты была ещё прекраснее».

 Методы работы

Особых слов заслуживает краеведческий кружок. Члены кружка, учащиеся школы, проводят экскурсии по окрестностям села с целью ознакомления с местами археологических раскопок, занимаются сбором природного материала для последующей работы, оформляют и систематизируют находки, подготавливают самостоятельно экспозиции, находят интересный дополнительный материал.

 

Какая гордость возникает у учащихся, когда их знания и приготовленный ими материал используется в работе музея при проведении экскурсий. Члены кружка занимаются серьёзно и результативно краеведческой работой, изучают историю и культуру Причумышья, участвуют в этнографических экспедициях, раскопках, походах.

 

2003 год. Учащиеся школы приняли участие в Международной научно – практической конференции, посвящённой дню Земли, которая прошла в Бийском государственном педагогическом университете.

2004 год. Учащиеся нашей школы вместе со студентами Барнаульского АГУ вели раскопки «Железный век».

2005 год. Совместно группой студентов исторического факультета Барнаульского университета участвовали в раскопках «Андроновская культура»; «Бронзовый век» на поселении Манжиха.

2006 год. В августе учениками нашей школы были найдены керамические осколки на берегу Чумыша. Это привлекло внимание студентов Новокузнецкого института исторического факультета. Они посетили все археологические памятники нашего села, проводили раскопки, сделали телепередачу, которую смогли посмотреть наши земляки.

Краеведческая работа в школе всегда вызывает большой познавательный интерес у учащихся. Во всех формах краеведческой работы есть возможности дополнить занятия по предмету, воспитывать любовь к родному краю, любовь к природе, чуткое и хозяйственное отношение к её богатствам.

Краеведение включает в себя не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках, но и самостоятельную работу; приобщение учащихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно-воспитательном процессе. Исследовательская работа выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники на уроках истории, географии, биологии, литературы учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

В краеведческой работе участвует весь коллектив школы. Каждый класс получает задание по изучению и сбору материалов народных праздниках, таких как «Рождество», «Крещение», «Масленица» и другие, изучению народного творчества местных мастериц: вышивка картин и ковров, ткачество ковров и половиков, вязание. Отчёт о проделанной работе находит своё отражение в публичных докладах, совместных творческих выставках родителей и детей, в уроках – праздниках, посиделках, в смотрах художественной самодеятельности. Знания, полученные в результате поисковой работы, используются при изучении программного материала. Привлекая экспонаты и другие материалы по истории быта, культуры, истории гражданской и Великой Отечественной войн в рамках села, района, края.

Краеведческая работа тесно связана с экологическим воспитанием детей. Невозможно представить себе в наше время культурного человека, который любит свою Родину и не видит, что происходит сегодня с окружающей средой. Учителя нашей школы задались целью формировать у детей экологическое сознание практическим путём, вовлекая их в природоохранную деятельность.

 

Мы считаем, что в школе должно быть специально организованное игровое и деловое пространство, заполненное притягательными и в тоже время полезными для ребёнка видами игровой и трудовой деятельности. Деятельности экологически целесообразной. Ведь вовсе не обязательно для этого совершать ежедневные походы в лес, хотя и это мы делаем со своими детьми. Важно развить у ребёнка способность смотреть себе под ноги, чтобы понимал он, что природа везде. И под ногами тоже. А потому не всегда можно поступать и идти куда попало: сомнешь, раздавишь, разрушишь.

Основы любовного, бережного отношения к природе закладываются в начальных классах. На уроках природоведения, внеклассного чтения, в процессе наблюдения, бесед, экскурсий учителя говорят детям о необходимости охраны природы, показывают им красоту природы, её неповторимость, её хрупкость и ранимость.

«Найдешь в лесу цветок, не рви его, любуйся им в природе. В руках он завянет, погибнет. Узнай, как называется это растение, чем интересно».

В привитии учащимся необходимых умений и навыков природоохранительного характера имеют уроки сельскохозяйственного труда. На этих уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию овощных и цветочно-декоративных растений, проводят опыты на учебных участках. Опытный участок нашей школы занимает первое место на муниципальном уровне.

Вопросы охраны окружающей среды, естественной растительности, как её главнейшего элемента, стали сегодня предметом самого пристального внимания и заботы нашего школьного коллектива. На примере нашего села, школы выявляются различные экологические проблемы, например, «Определение загрязнённости водоёмов» реки Чумыш и озёр села Победа, «Уход за памятниками природы», утилизация отходов на территории села. Экологические проблемы решаются силами учащихся, учителей, органов местной власти, общественности.

Целью нашей работы является создание экологического паспорта школы, села, который позволит обобщить данные, полученные при выполнении ряда экспериментов по экологической оценке школы, села.

В школе сложилась положительная система по экологическому воспитанию.

 Недели экологии, экологические конкурсы, олимпиады на муниципальном и региональном уровне, краевые экологические марафоны, участие в муниципальных экологических турслетах «Шаг в природу», трудовые десанты по очистке русла реки Чумыш, изготовление кормушек для птиц, скворечников, посадка деревьев. Всё это воспитывает любовь к родному краю, любовь к природе.

Занимаясь эколого-краеведческой работой, наша школа реализует одно из приоритетных направлений Программы развития школы.

Мы видим сегодня, какой большой вклад в реализацию этого направления вносят учителя, дети, родители, студенты. Повышается интерес у учащихся к изучаемым предметам. Растет качество учебной и воспитательной работы в школе, у детей формируются личностные качества, такие как любовь к малой родине, природе. И сегодня, на примере нашей школы, мы можем сказать, что наши дети не сделают дурного поступка, они прошли «душевный университет».