Познавательная игра "Счастлливый случай" по окружающему миру для учащихся 2-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания детей, полученные в процессе изучения темы «Планета Земля» по образовательной системе «Школа – 2100», 2 класс;
  • развивать быстроту мышления, сообразительность, умение использовать полученные знания,
  • пробуждать интерес к изучению данного предмета.

Данная разработка представляет собой повторение и обобщение знаний учащихся 2 класса по окружающему миру (образовательная система «Школа 2100») за 1 четверть. Может использоваться как внеклассное мероприятие по предмету. При составлении данной разработки использовались учебник и рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя по окружающему миру Вахрушева А.А. Окружающий мир - для учащихся 2 класса.

Мероприятие рассчитано на 2 команды по 6 человек, остальные учащиеся класса являются болельщиками команды и за правильные ответы на вопросы добавляют дополнительные очки своей команде. У каждой команды на столе барабан, разделенный на сектора и флажок с названием команды. Команды поочередно (согласно жеребьевке) вращая барабан, определяют, какой тур будет следующим. На доске вывешены названия всех туров. Количество туров определяется учителем, в зависимости от подготовленности класса.

  • Тур «Задание капитанам»
  • Тур « Бегущие минутки» (в это время болельщики готовят задание «Пантомиму»)
  • Тур « Подумай и ответь»
  • Тур «Задание болельщикам»
  • Тур «Кто быстрее» (карточку с заданием получают как игроки, так и болельщики)
  • Тур «Реши задачу» (карточку с заданием получают как игроки, так и болельщики)

Оборудование: презентация, карточки с заданиями (см. Приложение)

Ход занятия

– Добрый день, уважаемые знатоки. Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас 2 команды. Представьтесь, пожалуйста. (далее игроки знакомятся с условиями игры)

ТУР «КТО БЫСТРЕЕ»

Каждая команда и ее болельщики получают карточки с заданиями. Задача: кто быстрее даст ответы. При оценивании учитывается скорость выполнения и правильность. Максимальное время на выполнение 5 минут.

  1. Вещество имеет состояния:
    а) газообразное, твердое, жидкое
    б) твердое, мягкое, прозрачное
    В) жидкое, ледяное, парообразное.

  2. Выбери верное высказывание:
    а) Утром Солнце появляется на востоке, а вечером на севере.
    б) Если смотреть на закат, то север будет находиться справа.
    в) В 12 часов Солнце находится на юге, при этом образуются самые длинные тени

  3.  Планеты и звезды по форме
    а) круглые;
    б) шарообразные;
    в) плоские.

  4. Выбери строчку, где nеречисляются толъко nланеты.
    а) Луна, Земля, Меркурий;
    б) Солнце, Марс, Венера;
    в) Юпитер, Полярная звезда, Нептун.

  5. Выдели ситуацию, когда действует закон всемирного тяготения
    а) За окном поезда плыли деревья, дома и дороги;
    б) За моим окном падал желтый лист;
    в) Мой дом кажется издалека очень маленьким.

  6. День настуnает потому, что:
    а) на небе появилось Солнце;
    б) Земля вращается вокруг Солнца;
    в) Земля вращается вокруг своей оси.

  7. На земле сменяются времена года потому, что:
    а) Земля обращается вокруг Солнца;
    б) меняется расстояние от Земли до Солнца;
    в) Земля вращается вокруг своей оси.

  8. Выбери верное цтверждение:
    а) Зимой в холодном поясе наблюдается полярный день;
    б) Летом в умеренном поясе прохладнее, чем летом;
    в) В жарком поясе зимой прохладнее, чем летом.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

  1. Тема
    Подчеркни в первой строке веще­ства, во второй состояние веществ.
    Стол, древесина, вода, стакан, воздух.
    Твердое, жидкое, мягкое, газообразное, прозрачное.

  2. Тема
    Выбери верное высказывание:
    На экваторе всегда день равен ночи.
    Когда на Северном полюсе полярный день, в Москве крепкие морозы.
    Обычно весной в умеренном поясе температура воздуха достигает 20 градусов мороза.

  3. Тема
    Выбери верное высказывание:
    Солнце по форме напоминает блин;
    Последней скрылась за горизонтом мачта корабля;
    Земля, как и все планеты, напоминает шар.

  4. Тема
    Исправь ошибки:
    Звезды и планеты сами не светятся.
    Вокруг Солнца вращаются Земля и Луна.

  5. Тема
    Установи связи между явлениями:
    Перелет птиц на юг
    Обращение Земли вокруг Солнца
    Изменение температуры
    Изменение угла наклона солнечных лучей

  6. Тема
    Летним утром Миша отправился на прогулку. Определи стороны света. Южнее или севернее находится елка?
     

ТУР «ЗАДАНИЕ ДЛЯ КАПИТАНОВ»

Каждый капитан получает набор карточек с названием планет, необходимо разложить карточки с планетами Солнечной системы, относительно Солнца, за 1 минуту. См. Приложение 2. Все участники игры в это время дают ответы на загадки, тем самым зарабатывая себе доп. баллы.

ТУР «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ»

Команды поочередно выбирают номер вопроса, 30 сек. дается на обсуждение, отвечает та команда, которая первой поднимет флажок. См. Приложение 1

  1. Какой месяц года ты бы выбрал для морского путешествия к берегам Антарктиды?
  2. В какое время года стена дома нагревается солнцем сильнее, чем крыша?
  3. Какая газета быстрее упадет с поднятых рук: расправленная или смятая в комок?
  4. Как называется половина Земли?
  5. В какую сторону идет Лена, если когда она идет в школу, солнце светит в лицо?
  6. Где можно увидеть уменьшенное изображение поверхности формы и Земли без искажения материков?
  7. Можем ли одновременно увидеть Солнце и звезды?
  8. Почему санки с горки едут сами, а горку их надо тащить?
  9. Почему собака стоит на Земле?
  10. Сколько раз наша планета обернется вокруг своей оси с понедельника до пятницы?
  11. Что земля притягивает сильнее килограмм пуха или килограмм гвоздей?
  12. Почему в течение ночи созвездия изменяют положение над горизонтом, но не меняют их очертание?
  13. В каком классе ты будешь учиться, когда Земля сделает один полный оборот вокруг Солнца?
  14. Почему планеты не улетают от звезд?
  15. Какое время года наступает, когда наше полушарие наклонено к Солнцу?
  16. Что освещается Солнцем, когда у нас наступает ночь?

ТУР «БЕГУЩИЕ МИНУТКИ»

Каждая команда отвечает на вопросы в течение одной минуты. Жюри задают вопросы одновременно двум командам. Болельщики готовят «Пантомиму»

Вопросы для 1 команды:

  1. Небесное тело, которое светится само? (Звезда, Солнце)
  2. Солнце – это звезда или планета? (Звезда)
  3. Планета, следующая после Земли в солнечной системе? (Марс)
  4. Сколько спутников у Земли? (Один, Луна)
  5. Как называется скопление звезд? (Созвездия)
  6. У какой планеты есть кольца? ( Сатурн)
  7. Какую планету называют «Голубой планетой»? (Земля)
  8. «Спрятавшееся» солнце? (Затмение)
  9. Что такое звезда? (Огненный шар)
  10. Полярная звезда находится в….( северном полушарии)
  11. Когда о человеке можно сказать «витает в облаках»? (когда он мечтает, отключившись от всего)
  12. Сколько времени понадобиться лучу, чтобы достичь Земли? ( 8 мин.)
  13. Как звали первого космонавта? ( Ю. Гагарин)
  14. Кто был главным конструктором космического корабля «Восток»? (С. Королев)
  15. Сторона света, с которой встает Солнце? (Восток)
  16. Перечислите стороны света, начиная с востока по часовой стрелке? (В, Ю, З, С)
  17. Куда смотрели древние путешественники, чтобы точно определить стороны света? (На небо)
  18. Где лучше заметна шарообразная форма Земли? (На море)
  19. Какое направление показывает Полярная звезда? (Север)
  20. Как называются линии, проведенные на глобусе с севера на юг? (Меридианы)
  21. Как называется самая длинная параллель на Земле? (Экватор)
  22. Какой прибор используют в магазине, для определения силы земного притяжения? (Весы)
  23. В какое время года день длиннее ночи? (Лето)
  24. Куда направлена ось Земли?
  25. Сколько понадобиться времени, чтобы дойти до линии горизонта? (до линии горизонта дойти нельзя)
  26. Изображение Земли на плоскости? (Карта)
  27. Природный компас? (Солнце, Полярная звезда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Звезда, вокруг которой вращается Земля? (Солнце)
  2. Небесное тело на околозвездной орбите? (планеты)
  3. Естественный спутник Земли? (Луна)
  4. Какая планета названа в честь римского бога войны? (Марс)
  5. Созвездия – это группы звезд, которые образуют……(рисунок)
  6. Самая дальняя планета Солнечной системы?
  7. Сколько планет в Солнечной системе? (9)
  8. «Спрятавшееся» солнце? (Затмение)
  9. Какую форму имеют планеты Солнечной системы? (Шар)
  10. Что больше Солнце или Полярная звезда? (Полярная звезда)
  11. Когда о человеке говорят «свалился с Луны»? (когда он имеет рассеянный вид)
  12. Как называют ученых, которые изучают планеты? (Астрономы)
  13. Кто был первым космонавтом? (Ю. Гагарин)
  14. Как звали первую женщину-космонавта? ( В. Терешкова)
  15. Сторона света, на которой садиться Солнце? (Запад)
  16. Перечислите стороны света, начиная с юга против часовой стрелки? (Ю ,З, С, В)
  17. Куда смотрели древние мудрецы, чтобы определить время суток? (На небо)
  18. Где лучше видна линия горизонта? (На море)
  19. Какое направление показывает красная стрелка компаса? (Юг)
  20. Как называются линии, проведенные на глобусе с запада на восток? (Параллели)
  21. Как называется условная линия на глобусе, которая находиться на равном расстоянии от полюсов и делит его на 2 полушария? (Экватор)
  22. Река течет вверх по склону или вниз по склону? (Вниз по склону)
  23. В какое время года ночь длиннее дня? (Зима)
  24. Ось земли направлена от Солнца или к Солнцу?
  25. Путник вышел из дому в понедельник, к какому дню он придет к линии горизонта? ( До линии горизонта дойти нельзя)
  26. Модель Земли? ( Глобус)
  27. Природный календарь? (Луна)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

Чтобы установить контакт с инопланетянами придется объясняться мимикой и жестами. Ведь путешественники не знают языка.

  1. Нужно объяснить местным жителям, что вы хотите подружиться с ними.
  2. Пригласить инопланетян к себе в гости на планету Земля.

ТУР «РЕШИ ЗАДАЧИ»

Игроки и болельщики вытягивают себе карточку с заданием. 1 минуту обсуждают и дают ответ .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИГРОКОВ

  1. Представьте себе, что вы отправились в морское путешествие. После нескольких дней плавания начался страшный шторм. Вы остались на корабле один. Капитан успел вам сообщить, что если плыть месяц на север, то можно достичь суши. Как вам добраться до берега, если у вас нет ни календаря, ни часов, никаких приборов?
  2. Вчера мы отправились на экскурсию в планетарий, который расположен в южной части нашего города. Было очень жарко, и учитель опасался за здоровье некоторых учеников нашего класса. Ольга Юрьевна не растерялась и правильно рассадила детей, выбрав место у окна, тем учащимся, которые плохо переносят жару. Расскажи, с какой стороны (по ходу движения) сели дети?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

  1. Земля облетела Солнце. А за окном нашего класса по-прежнему на тополе появились первые листочки, рядом буйно цветет сирень. Почему?
  2. Алиса в стране чудес думала, что люди на другой стороне Земли ходят на голове. А как думаешь ты?

Подведение итогов, награждение победителей.