Оснащение: карточки с буквами (Приложение 1), схема профессий (Приложение 2), карточки родственных профессий (Приложение 3), бумага, ручки.
Цель: обобщить знания о профессиях.
I. Организационный момент
- Формирование команд (7 – 10 человек)
- Название команд
- Выбор капитанов
II. Состязание команд
- Конкурс «Профессия на букву…»
Капитаны вытягивают карточку с буквой (Приложение 1), показывают ее участникам своей команды. В течение двух минут команды вспоминают и записывают названия профессий. Затем капитаны по-очереди зачитывают составленный перечень. Выигрывает та команда, которая назвала большее количество профессий (3 балла).
- Конкурс «Заполни схему» (на знание содержания и предметов труда).
Участвуют по 3 человека от команды. Время выполнения задания – 5 минут. Задача участников соотнести изображение профессии с её названием (Приложение 2). Максимальное количество баллов – 28 (по 1 баллу за каждую профессию).
- Блиц-конкурс «Пословицы и поговорки о труде и о профессиях» (проводится одновременно с конкурсом «Заполни схему»). Участники команд по-очереди называют пословицы и поговорки о труде. За каждую пословицу команде начисляется один балл.
- Конкурс «Родственные профессии». От каждой команды участвует один представитель. Его задача – найти пары родственных профессий (Приложение 3). Остальные участники команды могут помогать. Максимальное количество баллов – 16 (за каждую правильную пару начисляется 1 балл).
- Конкурс «Дай определение профессии». Команды называют друг другу названия профессий, оппоненты должны объяснить, чем занимаются представители названной профессии. Условие: называя профессию, команда должна знать её определение, и в случае затруднения соперников сама даёт определение. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Творческий конкурс капитанов. Придумать четверостишие в течение 5 минут о любой из профессий. Команда может помогать капитану.
III. Подведение итогов, награждение участников
Используемая литература:
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2005. – 208с.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методич. Пособие.- М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та, Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 2002