Урок по окружающему миру "Вода"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная: познакомить с некоторыми свойствами воды, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни человека.
  • Развивающая: развивать наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи, делать словесно-логическое обобщение.
  • Воспитательная: воспитать бережное отношение к природе и ее ресурсу – воде.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, глобус, стаканчики, трубочки, воронки, промокательная бумага, сахар, соль, мел.

Организационный момент.

Учитель: Отвечаем, запоминаем.

Вам тепло? (Да.)
Вам светло? (Да.)
Прозвенел звонок? (Да.)
Уже закончился урок? (Нет.)
Хотите учиться? (Да.)
Можете садиться.

Актуализация ранее изученного.

Учитель. Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. С одним из чудес мы познакомимся сегодня. Что это за чудо, вы его сейчас назовете сами, выполнив задание на карточке.

Карточка.

- Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.
б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
о) Бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) При нагревании воздух расширяется;
г) при нагревании воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) кислород;
к) углекислый газ;
т) азот.

Какое же вещество обозначает полученное у вас слово?

(Ответ: ВОДА)

(Слайд - 2) (Видео [1])

Вода – самое привычное вещество на Земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит эта удивительная стихия.

Объяснение нового материала

Учитель. Действительно, вода – чудо вселенной. Сегодня мы узнаем о воде чуточку больше. Перед вами модель Земли. Я буду быстро вращать глобус.

- Что вы можете сказать о цвете? (голубой)

- А почему? Что изображено голубым цветом? (вода)

- Как думаете, много воды на Земле?

Учитель. Вода на планете Земля повсюду: в воздухе, на земле, под землей. (Слайд - 3). [2] Она в реках, морях, океанах, выходит из земли в виде родников. Вода занимает ¾ поверхности земного шара, ее можно было бы назвать Океаник. (Слайд-4)

Ученик. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. [3]

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. [4] Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище). (Слайд-5).

Воду пьют поля, леса. [5] Без нее не могут жить птицы и звери.

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды. (Слайд-6)

Физкультминутка для глаз.

Учитель. Так вот она, какая вода!

Сейчас проведем очень серьезную исследовательскую работу и познакомимся со свойствами воды. (Слайд -7) (Фото [6])

Опыт 1.

Перед вами 2 стакана: в одном находится вода, в другом – молоко. Опустите в каждую из них соломинку. В каком стакане видна соломинка? Почему? (Вода прозрачна, молоко – нет)

Опыт 2.

Понюхайте воду. Чем она пахнет? (Запаха нет)

Но вода из крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт 3.

Сравни цвет воды с цветом полосок, изображенных в учебнике.

- Имеет ли вода цвет? (Нет)

Опыт 4.

- Каков вкус лимона, лука, сахара, соли? (Лимон кислый, лук горький, сахар сладкий, соль соленая.)

Перед вами стакан с водой. Попробуйте через соломинку воду.

- Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? (Нет, нельзя.)

- Есть ли у нее вкус? (У воды нет вкуса.)

Учитель. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!» - хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

- А что вы скажете о морской воде? (на вкус соленая)

- Почему? (в ней много солей)

- Значит ли это, что вода является растворителем? (Да.) Докажем это.

Опыт 5.

Приготовим 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахар, в третий – мел. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло? Попробуй на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? (Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой.) Что произошло с мелом? (Он осел на дно и вода мутная)

Это доказывает, что вода – растворитель. А можно ли очистить ее от песка? Чтобы ответить на этот вопрос проделаем опыт.

Опыт 6.

Возьмем стакан с мутной водой (мелом), пустой стеклянный стакан, воронку, промокательную бумагу. Согни бумагу вчетверо. Сделай из нее бумажную воронку, вставь в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лей воду в воронку. Наблюдай за водой, которая будет вытекать из воронки. Проверь ее на прозрачность. Вода стала чистой.

Такая очистка получила название фильтрование. В природе хорошим фильтром является обычный песок. Его также используют в качестве фильтра на водопроводных станциях.

Опыт 7.

Задумывались ли вы когда о том, почему вода течет в реках, морях, из водопроводного крана? Оказывается, вода обладает еще одним уникальным свойством, которое называется текучестью. Возьмите пустой стакан и попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Вода льется? (Да) Почему? (Жидкость)

Если бы вода не была жидкой, она не обладала бы текучестью.

Обобщение.

Итак, мы познакомились со свойствами воды.

- Как вы думаете, без каких свойств воды могли бы обойтись на Земле?

Вы уже многое узнали о воде, а теперь поработаем с учебником на стр. 51.

1. Выполнить задание № 1

- Что нового узнали из текста.

2. Выполнить задание № 2

- Что же происходит с частицами воды при нагревании и охлаждении?

Итог.

ЦОР, 3 часть, «Окружающий мир. Живая природа», стр. 2

Люди издавна стремились селиться там, где была вода. Вода была необходима не только для питья, но и для бытовых нужд, как средство защиты от неприятеля и удобный путь сообщения.

Но секретов у воды еще очень и очень много, ее изучают многие ученые Земли. Некоторые из этих секретов вы узнаете, посмотрев документальный фильм «Вода». (Слайд-8)

Выставление оценок, домашнее задание –

с.52, Проверь себя.

Используемая литература.

  1. Учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 ч., А.А. Плешаков – 2007 г.
  2. Учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 ч., О.Т. Поглазова – 2003 г.
  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 3 класс – 2004 г.
  4. Документальный фильм «Вода».

Интернет-сайты.

  1. video.mail.ru – «Видео - Секрет воды»
  2. photo.i.ua – «Вода в природе»
  3. yaplakal.com – «Медузы»
  4. allday.ru – «Мальчик»
  5. alcat.livejournal.com – «Шишкин «Рожь»
  6. www.liveinternet.ru – «Стакан воды»

Презентация.