Цели урока:
– обобщить и повторить знания учащихся об электризации тел, электрическом заряде, природе его образования, взаимодействии двух видов зарядов, обозначение элементов электрических цепей, выявить пробелы у учащихся в усвоении понятий и помочь им их устранить.
Задачи:
– расширить представления учащихся о развитии истории становления физических теорий;
– развить навыки решения качественных и экспериментальных задач, показать их практическую направленность; развить устную речь и коммуникативные способности учащихся;
– воспитать аккуратность, взаимоуважение к одноклассникам при ответе.
Оборудование: тестовые задания, кулон-подвеска из янтаря, лист из оргстекла, батарейка для карманного фонарика, газета, на каждой парте набор оборудования №1: лампочка на подставке, ключ, резистор, соединительные провода, №2:электрический звонок, соединительные провода, ключ.
Тип урока: обобщающее повторение.
Ход урока
1.Организационный момент (цель: проверить готовность класса к уроку)
2.Мотивация знаний (цель: подготовить учащихся к восприятию и принятию целей и задач урока)
Слайд №1. Эпиграф к уроку:
Я мыслю, следовательно, я существую (Декарт).
Слово учителя: какие замечательные слова! Я хочу пожелать Вам развития, не останавливаться на достигнутом, искать и находить ответы на вопросы, уметь замечать необычное в обычных вещах, объяснять процессы, происходящие вокруг.
Скажите ,пожалуйста, как называется раздел физики, которому были посвящены четыре прошлых урока?
Ответ учащихся: “Электрические явления”.
Итак, слайд №2
3. Обобщение и систематизация знаний.
Тема урока “Электрические явления” (сообщение цели урока учащимся). Данный урок состоит из двух частей: первая посвящена электризации и электрическому заряду, а вторая – основным элементам электрической цепи. Есть ли вопросы по организации урока?
А) Я предлагаю Вам вспомнить историю развития представлений об электризации, выявить ее особенности, предложить пути уменьшения вреда электризации.
Давайте вспомним определение электризации.
– Что называют электризацией? ( Электризация-способность тел притягивать другие тела после того, как их натерли.)
– В каком веке люди уже знали и наблюдали это явление? (Об этом явлении было известно еще в 6 веке до н.э.: греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь после натирания шерстью начинал притягивать различные легкие предметы.)
Слайд №3 (фото Фалеса Милетского)
– С именем какого ученого связана история науки об электричестве? ( Историю науки об электричестве можно начать с исследований Вильяма Гильберта, врача английской королевы Елизаветы. Первую свою работу по электричеству Гильберт опубликовал в 1600г., где описал электризацию трением.)
Слайд №3 (фото ученого)
– Продолжите фразу:
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется…(электричество)
Именно Гильберт в 1600 г. впервые в истории науки применил термин “электричество”, а свое происхождение берет он от греческого слова “электро”. Что оно означает? (янтарь)
Слайд №3 (фото янтаря)
– Кроме того, янтарь-символ зодиакального созвездия Льва (демонстрация кулона-подвески из янтаря). По одной из легенд, этот камень придает владельцу силу и обаяние.
– как называется физическая величина, позволяющая количественно описать способность тел притягивать к себе более легкие тела после натирания? (электрический заряд)
– Как обозначается и в каких единицах измеряется электрический заряд? ( q? Кл - кулон)
– Как звали ученого, чьё имя носит единица измерения электрического заряда? (французский физик Ш.Кулон (1736-1806))
Слайд №4
– Скажите, пожалуйста, какие виды зарядов вы знаете и как развивалась история становления классификации зарядов? (Заряды бывают двух видов: положительный и отрицательный. В 1730г. французский физик Шарль Дюфе изучал взаимодействие наэлектризованных тел. Он заметил, что в одних случаях такие тела притягиваются, а в других – отталкиваются. Дюфе объяснил это тем, что существуют два рода электричества– “стеклянное” и “смоляное”. Тела, заряженные электричеством одного вида, отталкиваются, а заряженные электричеством разного вида – притягиваются. В 1778г. американский физик и политический деятель Бенджамин Франклин назвал “стеклянное” электричество положительным, а “смоляное”– отрицательным).
Слайд №5
– В каких областях науки и дома вы еще встречали имя Бенджамина Франклина? ( В сфере экономики, на одной из купюр американской валюты).
– Объясните с точки зрения физики фразу “Волосы дыбом встали?” продемонстрируйте справедливость ваших рассуждений с помощью газеты и куска оргстекла.
(Прежде всего, нам нужно ответить на три вопроса:
О каком физическом явлении идет речь?
Когда можно его наблюдать в повседневной жизни?
Как протекает процесс?
Речь идет об электризации трением, которую мы наблюдаем ежедневно при расчесывании. Волосы электризуются одинаковым по знаку зарядом, полученным от расчески, поэтому они начинают отталкиваться друг от друга. Продемонстрировать это явление можно таким образом: потрем газетой по листу оргстекла, а затем поднесем стекло к волосам соседа. Волосы начнут подниматься.).
– Спасибо. Объясните наблюдаемое явление.
Постановка занимательного эксперимента “Обидчивый шарик”
(Оборудование: лист из оргстекла толщиной 4-5 мм, кусок газеты, шарик от настольного тенниса.
Ход опыта
Газетой натираю кусок оргстекла. Шарик кладу на середину листа. Расставляя ладошки у края оргстекла и изображая сосредоточенность, начинаю их медленно приближать к шарику. Шарик вначале стремительно катится к одной руке, а затем, коснувшись ее, откатывается, “обидевшись”. Чем объясняется такое поведение шарика?
(Ответ: Причина – электризация оргстекла, бумаги и рук, а также взаимодействие зарядов. Шарик, находящийся на поверхности оргстекла, получает от него заряд такого же знака, а руки от бумаги – другого. Разноименные заряды притягиваются, это видно из начального поведения шарика. Коснувшись руки, шарик приобретает заряд другого знака и поэтому отталкивается от руки.)
– Дайте классификацию тел, в качестве основания классификации возьмите способность тел проводить электрический заряд. ( По способности проводить электрический заряд тела делятся на проводники, например, почва, все металлы, тело человека, и диэлектрики, например, резина, пластмассы, шелк)
Слайд №6
– Какую роль играет в повседневной жизни людей электризация? Подтвердите свои предположения примерами из жизни.
(Отрицательную. На ткацких фабриках при расчесывании пряжи нити путаются. При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются, в результате чего возникают искры и пожар.
Положительную. Сборка пыли пылесосом. При трении насадки пылесоса о ковер происходит электризация насадки, пыль и ковер электризуются тоже, но зарядом противоположного знака. Поэтому пылесос притягивает к себе пылинки.)
– Какими способами можно уменьшить отрицательное воздействие электризации? (Высказывания учеников, после чего подводится итог – слайд №7)
– Итак, мы повторили и систематизировали знания по теме “Электризация тел. Электрический заряд”, закрепили умения объяснять наблюдаемые явления с позиции физики, используя понятие электризация. Есть вопросы ко мне?
Б) – Выполним самостоятельную работу (слайд №8) в виде теста, которая позволит объективно оценить ваши знания по этой теме. (Перед каждым учащимся тестовые задания)
– Проверим результаты, обменяйтесь друг с другом листами, оцените своего соседа по парте: 0 ошибок – “отл”, 1 ошибка – “хор”, 2 ошибки – “удовл”, более 2 ошибок – нужно повторить тему еще раз. (На доске ключ с ответами – слайд №9)
В)– Переходим к следующему разделу темы “Электрические явления” – “Электричество. Основные элементы электрической цепи”.
– Где живет электричество? (В проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной проводке). Как называется такое электричество?( Домашнее, ручное, человек его изловил и заставил работать.)
– А есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Которое живет само по себе? (Да, есть, молния.)
– Вопрос: Почему во время грозы опасно стоять в толпе? (Ответ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.)
– Вопрос: Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб? (Ответ: Благодаря глубоко уходящим в почву корням дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.)
– Каких рыб называют живыми электростанциями? Почему их так называют? ( Живыми электростанциями являются электрический скат, электрический угорь, электрический сом. (Слайд №10 – использован фрагмент презентации, подготовленной учащимся.) У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической энергии.)
– Как делятся тела по способности накапливать электрический заряд? (По способности накапливать электрический заряд тела делятся на источники тока и потребители. – Слайд №11)
– Назовите потребители и источники электрического тока, находящиеся в классе. (Предварительно в классе спрятаны батарейка от карманного фонарика, аккумулятор мобильного телефона).
– При каких условиях в цепи возникает электрический ток? (Наличие источника тока, потребителя, соединительных проводов и цепь должна быть замкнутой.)
– Предложите способ создания гальванического элемента, имея в наличии лимон и две проволоки, изготовленные из разных металлов и объясните его действие. (Гальванический элемент представляет собой лимон, в который воткнуты концы двух разнородных проволоки, а вторые концы подключены к гальванометру, который фиксирует наличие тока. – Группа учащихся демонстрирует при помощи оборудования. )
– Как проверить качество батарейки от карманного фонарика? ( При проверке качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к металлическим пластинам. Если язык ощущает горьковатый привкус, то батарейка хорошая. Этот горьковатый привкус связан с тем, что слюна человека содержит в незначительном количестве различные органические соли( натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу, на полюсах батарейки выделяются их составные части, и язык ощущает горьковатый привкус.)
– При работе с электроприборами необходимо быть осторожным и придерживаться определенных правил техники безопасности и охраны труда. Какие особенности работы с электроприборами вы знаете? ( Обсуждение высказываний учащимися. Обобщение версий – слайд №12)
Г) – Теперь предлагаю выполнить практическую работу “Сборка электрической цепи” – это первый уровень работы (Слайд №13). На следующем уроке мы будем учиться изображать электрические цепи с помощью условных обозначений и определять параметры электрической цепи, а сейчас только учимся правильно собирать цепи из предложенного оборудования. Работаем в группах. Как только загорится лампочка, или зазвенит звонок, мы можем сделать вывод о правильности выполнения работы и оценить работу группы.
3. Подведение итогов урока, выставление оценок.
4. Рефлексия. (Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что я нового узнал на уроке? Чему научился?)
5. Домашнее задание:
- Разработать простейший пылесос из мыльницы.
- Повторить обозначение деталей и приборов электрических схем.
- Ответить на вопросы:
- Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи?
- Почему в лесу молния чаще расщепляет лиственные деревья и значительно реже хвойные?