ЦЕЛЬ УРОКА: Помочь учащимся различать добро и зло; понимать особенность понятий Доброта, Сострадание. Воспитывать культуру читателя, чуткого слушателя. Развивать речь школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник литературного чтения 2 кл. Свиридова. Видеозапись мультфильма “Крошка Енот”. Грамзапись текста “Крошка Енот”. Грамзапись музыки физминутки.
НА СТОЛАХ УЧАЩИХСЯ: Зеркальца; лепестки цветка; слова песни “Дорогою добра”; слова для составления предложений-ответов.
НА ДОСКЕ: Вопросы-карточки. Варианты домашнего задания. Круг со словом “Доброта” для составления цветка. Слова для словарной работы. Фото енота; осоки.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята!
– Я очень рада нашей встрече.
– Я улыбнусь Вам.
Вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо,
Что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы,
Мы все здоровы.
– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?
– А чтобы вы пожелали мне?
Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
С добрым утром (А.Костецкий)
Встань,
Как только солнце встанет
И тихонечко к окошку
Руку луч тебе протянет -
Ты подставь скорей ладошку.
Пусть тебя увидит мама
И умытым и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: “С добрым утром!”
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к людям, к травам, к птицам!
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
Звучит песня “Улыбка” (В. Шаинского)
– Давайте подпоем.
– Сейчас мы слушали песню, подпевали и улыбались.
– А может ли человек жить без улыбки?
– У каких людей чаще улыбка на лице?
– Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе, когда получает пятерки).
– Что, значит, поделиться улыбкой своей?
– Скажите ребята, всегда ли вы себе нравитесь?
– Перед вами на столах лежат зеркала.
– Я предлагаю посмотреть на свое отражение в зеркале. Сделайте серьезное выражение лица, покажите грусть, удивление, радость, а теперь улыбнитесь.
– Когда вы улыбаетесь – все такие милые, симпатичные, красивые.
– А если бы зеркало отражало наш внутренний мир, чтобы тогда было. Ведь иногда мы неоправданно сердимся, капризничаем, жадничаем, обижаем других, а иногда, напротив, бываем внимательными и ласковыми, нежными и заботливыми. И все эти разные люди, живущие у каждого из нас в душе, – это один человек, один и тот же человек – я сам. Нужно всегда помнить, о том, каков ТОТ, КТО сидит у каждого из нас внутри.
– Пусть эти зеркала останутся вам на память. Пусть они вам напоминают, о том, что улыбка – это добро и радость.
– Почаще смотрите в зеркало с доброй улыбкой, ведь вы убедились, что без улыбок на свете не прожить.
– Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием к окружающим.
– Кто из вас узнал, из какого мультфильма эта песня?
– Молодцы, правильно.
– Американская писательница Лилиан Муур написала произведение об одном дне из жизни забавного зверька, с которым мы сегодня будем работать.
– Откройте ваши учебники на стр. 74
– Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?
– Сейчас мы прочитаем текст и докажем вашу версию.
– Вы будете слушать это произведение, и следить глазками по тексту (чтение за звуковым ориентиром).
– Словарная работа:
– Какие непонятные слова встретились в тексте?
– Кто из вас знает, что такое осока?
– В энциклопедии “Я познаю мир” дается такое определение этого слова:
ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом.
– Кто такой Енот?
– Вы назвали правильное описание этого зверька.
– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.
(Сообщения о енотах)
– Так что же это: сказка или рассказ? Докажите.
– О чем эта сказка?
– Почему она называется “Крошка Енот”?
– Кого еще автор называет ласково?
– Каким добрым ласковым словом автор называет Крошку Енота и Обезьянку?
– Молодцы, ребята, вы очень внимательны.
– А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своим соседям, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
– Сейчас поработаем исследователями.
– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст сказки?
– Давайте докажем ваши предположения и обоснуем все предложенные вами версии.
– Давайте согласимся с...
– О чем говорится в I – ой части?
– Как вы думаете, какими словами заканчивается I часть?
– Как бы вы ее озаглавили?
– Давайте согласимся с... (на доске появляется план).
1. День рождение Енота.
– Что происходит во II – ой части?
– Чем заканчивается II часть?
– Предложите ваши варианты заглавия этой части.
2. Страшный зверь в пруду.
– О чем говорится в III части?
– Что же понял Крошка Енот?
– III часть озаглавим словами из текста.
3. Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой. Вывод о работе учащихся:
– Молодцы, ребята, вы действительно хорошие исследователи.
– Давайте поиграем: (работа в парах, кто больше составит словосочетаний с данными словами).
(Под музыку)
– Давайте посмотрим на вопросительные слова и попробуем составить вопросы к тексту с этими словами.
– Кто-нибудь хочет ответить на вопросы ребят? По вариантам:
– Составьте (I вариант) вопросы к тексту: КТО? ЧТО? КУДА? КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ГДЕ? КОГО? (вопросы записаны на доске)
– II вариант отвечает на эти вопросы.
Чтение по ролям.
– А сейчас мы выступим в роли актеров.
– У нас будет возможность поработать творчески и проверить ваши артистические способности.
– Какая из частей больше подходит для чтения по ролям?
– Но мы прочитаем разговор Енота и Обезьянки.
– Отметьте слова действующих лиц.
– Кто из героев будет участвовать в разговоре?
– Кто будет читать за ...
– Давайте будем стараться быть похожими на Обезьянку и Крошку Енота.
– Обезьянка, какая?
Физминутка (под музыку).
Вывод:
– Вы хорошо прочитали, может быть, кто-то из вас станет актером нашего драматического театра.
Выборочное чтение.
– Предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из мультфильма “Крошка Енот” без звука.
– А вы попробуйте найти в сказке слова, которые относятся к этому отрывку (просмотр отрывка).
– Прочитайте найденный отрывок с такой интонацией, что бы было понятно, что говорили и что чувствовали герои сказки?
(Чтение учащихся)
– В каких словах заключена главная мысль сказки?
– А вот какой вывод дают нам доктор Ватсон и Шерлок Холмс на стр. 76.
Домашнее задание.
– А домашнее задание у вас будет по выбору.
– Кто хочет, может написать сочинение о доброте.
– Кто-то подберет пословицы и поговорки.
– Кто-то, может быть, захочет продолжить сказку.
– Домашнее задание у вас о доброте.
– А теперь я предлагаю вам исполнить песню “Дорогою добра”. (Слова песни на партах учеников)
– А сейчас я предлагаю составить цветок наших добрых дел (серединка “цветка” со словом “доброта” на доске).
– Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим людям стало радостно.
– Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.
– Составлять цветок будете сами, записывайте и подходите, прикрепляйте (звучит мелодия “Улыбка”).
– Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
Итог урока:
– В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем уроке, за творчество. А пожелать я вам хочу, чтобы вы выросли добрыми и надежными людьми.