Методическая разработка "Интегрированная интеллектуальная игра "Самый умный" по учебным дисциплинам: математика, информатика, физика"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Целью методической разработки является оперативное обеспечение образовательного процесса недостающими методическими материалами по разнообразию форм внеклассной работы по учебным дисциплинами. Степень актуальности проблемы к моменту создания методической разработки определяется тем, что уровень эрудиции, развитие интеллекта и когнитивных способностей студентов первого курса требует регулярного и систематического мониторинга. Проведение интеллектуальных игр – один из способов данного мониторинга. Научная значимость результатов и рекомендаций по практическому использованию данного материала заключается в определении индивидуального и группового рейтинга студентов по развитию интеллектуального уровня и сформированности когнитивной компетенции за период обучения в колледже. Рейтинговая система контроля знаний предполагает балльную оценку всех заданий всех геймов. Студенты, наряду с командными баллами, имеют возможность получить и индивидуальные баллы. В качестве поощрения предполагается освобождение особенно старательных студентов от сдачи итоговых контрольных работ по данным дисциплинам. Данная методическая разработка рекомендуется для использования как начинающими педагогами, так и более опытными, так как в ней использованы элементы новизны и прогрессивные технологии и методы обучения.

Основная часть

Основная часть содержит собственно текст организации и хода проведения внеклассного мероприятия “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный”.

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, предусмотренном школьной программой, с формированием навыков саморазвития

Задачи:

Воспитательная – воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде

Учебная – повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, повторение базовых понятий и систематизация знаний.

Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, умения излагать и аргументированно доказывать мысли, моделировать ситуацию, развитие логического мышления, памяти, внимательности.

Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой, физикой, математикой.

Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows9x или выше и пакет Microsoft Office.

План игры

Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, выдать командам домашние задания, продумать и подготовить конкурсы, соответствующие учебному материалу двух месяцев обучения в колледже.

Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” построена по следующему плану:

  1. Организационный момент
  2. Представление жюри
  3. Приветствия команд
  4. конкурс “Разминка”
  5. конкурс “Домашнее задание”
  6. конкурс капитанов
  7. Игра с болельщиками
  8. конкурс “Морской бой”
  9. Подведение итогов.

На протяжении всей игры в паузах можно проводить игры с болельщиками. Например, по очереди команды болельщиков называют по алфавиту термины информатики и/или математики, физики. Проиграет та, команды, которая первой остановится. Также можно использовать дополнительные задания.

Подготовительная работа

1.  Домашнее задание командам:

  • создать эмблему, придумать название и девиз команды;
  • придумать приветствие болельщикам и членам жюри;
  • поставить юмористическую сценку на тему “Урок в школе будущего”.

2. Выбор ведущих игры.

Так как мероприятие внеклассное, можно привлечь студентов старших курсов в роли ведущих игры.

3. Формирование жюри.

В жюри можно включить выпускников колледжа, представителей администрации колледжа, преподавателей, родителей. Состав жюри объявляется командам заранее, чтобы стимулировать подготовку студентов. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.

4. Составление команд.

Игру предлагается проводить в виде соревнования двух команд при активном участии зрителей. Оптимальное число членов команд – 5 человек, включая капитана.

Для проведения игры была подготовлена электронная презентация (Приложение 1) с помощью программы – редактора презентаций. Слайды презентации демонстрируются на проекционном экране через устройство сопряжения с компьютером.

Ход игры

1. Организационный момент (1-2 слайды презентации. Приложение 1)

Ведущий 1:

– Здравствуйте, уважаемые студенты, команды, члены жюри и болельщики. Сегодня мы проводим интегрированную интеллектуальную игру “Самый умный”.

Ведущий 2:

– Игра проводится в виде соревнования двух команд (команда 311группы и команда 511 группы) при активном участии зрителей. Каждая команда состоит из 5 человек, включая капитана команды.

Ведущий 1:

– В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов.

Ведущий 2:

– Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных перед конкурсом условий. Оценки заносятся в протокол и суммируются в конце игры.

2. Представление жюри

Ведущий 2:

– Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.

Оценочный лист игры “Самый умный”

Название конкурса

Команда группы 311

Команда группы 511

Приветствие команд (максимальное количество: 5 баллов)

   

Разминка (максимальное количество: . 9 баллов)

   

Конкурс “Домашнее задание” (максимальное количество: 5 баллов)

   

Конкурс капитанов (максимальное количество: 9 баллов)

   

Игра с болельщиками

   

Морской бой

   

Общая сумма

   

3. Приветствия команд (3 слайд презентации)

Ведущий 1:

– Команды должны представить эмблему, название, девиз команды, приветствие болельщикам и жюри. Максимальное количество баллов, которое может получить каждая команда в этом конкурсе – 5.

4. Конкурс “Разминка” (4 слайд презентации)

Ведущий 2:

– Следующий конкурс – разминка. Каждая команда должна ответить на предложенные вопросы. Общее количество вопросов 9 – по три из каждой дисциплины. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. После того, как вопрос появился на экране и озвучен ведущим команда незамедлительно должна дать на него ответ. Внимание: любой вариант ответа, который прозвучит из уст любого участника команды принимается за вариант ответа всей команды. В случае, если последует подсказка со стороны болельщиков или зрителей команда автоматически получает за данный вопрос ноль баллов.

Ведущий 1:

Вопросы для первой команды (5-13 слайды презентации):

  1. Назовите устройство, которое является “Мозгом компьютера”? (процессор)
  2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  3. В каких единицах измеряется энергия? (джоули)
  4. Наименьшая единица измерения информации – это… (бит)
  5. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
  6. Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном давлении (Изобарный)
  7. Является ли принтер устройством ввода информации? (нет)
  8. Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей (11)
  9. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? (+,– ; положительный отрицательный)

Ведущий 2:

Вопросы для второй команды (14-23 слайды презентации):

  1. Сохраняется ли информация в оперативной памяти, если отключить от сети компьютер? (нет)
  2. Международная единица измерения длины отрезков (метр)
  3. В каких единицах измеряется давление? (Паскаль)
  4. К устройствам ввода или вывода относится монитор? (устройство вывода)
  5. Наименьшее простое число (2)
  6. Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном объеме? (Изохорный)
  7. Является ли клавиатура устройством ввода информации? (да)
  8. Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти (уравнение)
  9. Из каких частиц состоят атомы вещества (протонов, электронов и нейтронов; ядро и электрон)

Ведущий 1:

Итак, разминка закончена, и мы с вами приступаем к следующему конкурсу.

5. Конкурс “Домашнее задание” (24 слайд презентации)

Ведущий 2:

Конкурс называется “Домашнее задание”.

Команды должны представить юмористическую сценку на тему “Урок в школе будущего”. Максимальное количество баллов, которое можно получить в этом конкурсе 5. При этом жюри должно учитывать критерии: продолжительность ( не менее 1,5 мин) – 1 балл; соответствие теме – 1 балл; артистизм – 1 балл; оригинальность – 1 балл; эстетичность – 1 балл.

6. Конкурс капитанов (25 слайд презентации)

Ведущий 1:

– Капитан каждой команды должен ответить на 9 вопросов, заработав при этом максимальное количество баллов – 9. После того, как вопрос появился на экране и озвучен ведущим капитан незамедлительно должен дать на него ответ. Внимание: любой вариант ответа, который прозвучит из уст любого участника команды принимается за вариант ответа всей команды. В случае если последует подсказка со стороны болельщиков или зрителей, команда автоматически получает за данный вопрос ноль баллов.

Ведущий 2:

Вопросы для капитана первой команды (26-34 слайды презентации):

  1. Сохраняется ли информация в ПЗУ, если отключить компьютер? (да)
  2. Является ли арифметико-логическое устройство составной частью процессора? (да)
  3. Выразите в битах 5 байт (40 бит, так как 1 байт = 8 бит)
  4. Что является графиком изотермического процесса? (изотерма)
  5. Температура воды 300 Кельвин. Какая это вода: холодная или горячая? (27?c, холодная вода)
  6. Что больше: (cos 180)2 или (cos 180)3? ((cos 180)2)
  7. Отношение противолежащего катета к прилежащему катету (тангенс угла)
  8. Четырехугольник, у которого все углы прямые (прямоугольник, квадрат)
  9. Чертежный инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)

Ведущий 1:

Вопросы для капитана второй команды (35-44 слайды презентации):

  1. Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память (нет)
  2. Выразите в битах 8 байт (64 бит, так как 1 байт = 8 бит)
  3. Можно ли сделать запись в ПЗУ? (нет)
  4. Что является графиком изобарного процесса? (изобара)
  5. Температура в комнате увеличилась на 15?c. На сколько увеличилась температура по шкале Кельвина? (на 288 Кельвин)
  6. Что больше: (sin 90)2 или (sin 0)3? ((sin 90)2)
  7. Прибор для измерения углов (транспортир)
  8. Правильный четырехугольник (квадрат)
  9. Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус угла)

7. Игра с болельщиками (45 слайд презентации)

Ведущий 2:

– В данном конкурсе принимают участие только болельщики. Сейчас на экране вы увидите слова, записанные змейкой. Вам нужно будет найти начало слова и прочитать его. Команда, болельщик которой первым догадался, поднял руку и верно ответил, получает 1 балл. Итак, первое слово на экране (46 слайд презентации):

  • понятие, связанное с физикой [подсказка: прибор для измерения температуры];
  • понятие связанное с физикой [подсказка: линия, на диаграмме состояния, изображающая изотермический процесс] (47 слайд презентации);
  • понятие, связанное с математикой [подсказка: прибор для измерения углов] (48 слайд презентации);
  • понятие, связанное с информатикой [подсказка: устройство вывода информации] (49 слайд презентации);

Ведущий 1:

  • назовите слово, из которого путем добавления одной буквы к слову, которое вы видите на экране, можно получить слово, связанной с информатикой [КРАН (Экран)] (50 слайд презентации);
  • назовите слово, из которого путем удаления одной буквы от слова, которое вы видите на экране, можно получить слово, связанной с информатикой [БЛОК (Блок)] (51 слайд презентации).

8. Конкурс “Морской бой” (52 слайд презентации)

Ведущий 2:

– Итак, заключительный конкурс в нашей игре имеет принцип игры “Морской бой”. Перед вами поле, которое состоит из строк (1, 2, 3, 4, 5) и столбцов (A, B, C, D), на пересечении которых находятся ячейки. Каждая команда поочередно выбирает любую ячейку, называя ее имя (например, А2).

– Перед вами появляется вопрос, и количество баллов, на которое он оценивается в случае правильного ответа (53-58,61 – 72 слайды презентации). Поле с ячейками имеет два перехода хода (59,60 слайды презентации).

Вопросы и “стоимость” соответствующего вопроса в баллах, представлены в таблице (Приложение 2).

9. Подведение итогов

Ведущие должны выделить лучшие конкурсы и отметить самые удачные ответы и самых активных участников, сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия. Победившей считается команда, набравшее наибольшее количество баллов. Среди участников команды – “победительницы” членами жюри определяется студент, набравший наибольшее количество баллов и проявивший максимальный уровень творчества и активности. Данному студенту жюри присваиваивает титул “Самый умный”.

Дополнительные задания

Дополнительные задания (могут использоваться для определения команды, которая первой начинает игру; в игре с болельщиками; в случае, если команды к концу игры наберут одинаковое количество баллов; во время подсчета общего количества баллов членами жюри).

  1. Вы – пилот самолета, летящего из Токио в Москву с двумя посадками в Африке. Сколько лет пилоту? (Столько, сколько лет отвечающему)
  2. Сколько колес у четырех автомобилей “Фольксваген”? (16)
  3. Сколько времен года в високосном году) (4)
  4. Возраст бабушки выражается наибольшим двузначным числом, записанным различными цифрами. Сколько лет бабушке? (98)

Заключение

Методическая разработка “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” составлена и применяется как внеклассное мероприятие по учебным дисциплинам: информатика, физика, математика на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности изучения дисциплин.

Новизна методической разработки “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” заключается в том, что данные методические рекомендации содержат конкретные материалы в помощь преподавателям физики, информатики и математики, классным руководителям, а также студентам как будущим специалистам системы образования.

Литература

  1. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б.Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”,2003
  2. Хрусталева Е.А. Игра “Кто хочет стать миллионером?”//Еженедельная учебно – методическая газета “Математика” (приложение к газете “Первое сентября”), № 45/2004

Используемые интернет ресурсы:

https://urok.1sept.ru/articles/314247/

https://urok.1sept.ru/articles/504809/

http://21412s08.edusite.ru/p30aa1.html

Приложение 1

Приложение 2