Пояснительная записка
Целью методической разработки является оперативное обеспечение образовательного процесса недостающими методическими материалами по разнообразию форм внеклассной работы по учебным дисциплинами. Степень актуальности проблемы к моменту создания методической разработки определяется тем, что уровень эрудиции, развитие интеллекта и когнитивных способностей студентов первого курса требует регулярного и систематического мониторинга. Проведение интеллектуальных игр – один из способов данного мониторинга. Научная значимость результатов и рекомендаций по практическому использованию данного материала заключается в определении индивидуального и группового рейтинга студентов по развитию интеллектуального уровня и сформированности когнитивной компетенции за период обучения в колледже. Рейтинговая система контроля знаний предполагает балльную оценку всех заданий всех геймов. Студенты, наряду с командными баллами, имеют возможность получить и индивидуальные баллы. В качестве поощрения предполагается освобождение особенно старательных студентов от сдачи итоговых контрольных работ по данным дисциплинам. Данная методическая разработка рекомендуется для использования как начинающими педагогами, так и более опытными, так как в ней использованы элементы новизны и прогрессивные технологии и методы обучения.
Основная часть
Основная часть содержит собственно текст организации и хода проведения внеклассного мероприятия “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный”.
Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, предусмотренном школьной программой, с формированием навыков саморазвития
Задачи:
Воспитательная – воспитание уважения к сопернику, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде
Учебная – повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях, повторение базовых понятий и систематизация знаний.
Развивающая – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, умения излагать и аргументированно доказывать мысли, моделировать ситуацию, развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Познавательная – знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой, физикой, математикой.
Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows9x или выше и пакет Microsoft Office.
План игры
Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, выдать командам домашние задания, продумать и подготовить конкурсы, соответствующие учебному материалу двух месяцев обучения в колледже.
Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” построена по следующему плану:
- Организационный момент
- Представление жюри
- Приветствия команд
- конкурс “Разминка”
- конкурс “Домашнее задание”
- конкурс капитанов
- Игра с болельщиками
- конкурс “Морской бой”
- Подведение итогов.
На протяжении всей игры в паузах можно проводить игры с болельщиками. Например, по очереди команды болельщиков называют по алфавиту термины информатики и/или математики, физики. Проиграет та, команды, которая первой остановится. Также можно использовать дополнительные задания.
Подготовительная работа
1. Домашнее задание командам:
2. Выбор ведущих игры.
Так как мероприятие внеклассное, можно привлечь студентов старших курсов в роли ведущих игры.
3. Формирование жюри.
В жюри можно включить выпускников колледжа, представителей администрации колледжа, преподавателей, родителей. Состав жюри объявляется командам заранее, чтобы стимулировать подготовку студентов. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.
4. Составление команд.
Игру предлагается проводить в виде соревнования двух команд при активном участии зрителей. Оптимальное число членов команд – 5 человек, включая капитана.
Для проведения игры была подготовлена электронная презентация (Приложение 1) с помощью программы – редактора презентаций. Слайды презентации демонстрируются на проекционном экране через устройство сопряжения с компьютером.
Ход игры
1. Организационный момент
(1-2 слайды презентации. Приложение 1)Ведущий 1:
– Здравствуйте, уважаемые студенты, команды, члены жюри и болельщики. Сегодня мы проводим интегрированную интеллектуальную игру “Самый умный”.
Ведущий 2:
– Игра проводится в виде соревнования двух команд (команда 311группы и команда 511 группы) при активном участии зрителей. Каждая команда состоит из 5 человек, включая капитана команды.
Ведущий 1:
– В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всех конкурсов.
Ведущий 2:
– Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных перед конкурсом условий. Оценки заносятся в протокол и суммируются в конце игры.
2. Представление жюри
Ведущий 2:
– Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры.
Оценочный лист игры “Самый умный”
Название конкурса |
Команда группы 311 |
Команда группы 511 |
Приветствие команд (максимальное количество: 5 баллов) |
||
Разминка (максимальное количество: . 9 баллов) |
||
Конкурс “Домашнее задание” (максимальное количество: 5 баллов) |
||
Конкурс капитанов (максимальное количество: 9 баллов) |
||
Игра с болельщиками |
||
Морской бой |
||
Общая сумма |
3. Приветствия команд
(3 слайд презентации)Ведущий 1:
– Команды должны представить эмблему, название, девиз команды, приветствие болельщикам и жюри. Максимальное количество баллов, которое может получить каждая команда в этом конкурсе – 5.
4. Конкурс “Разминка”
(4 слайд презентации)Ведущий 2:
– Следующий конкурс – разминка. Каждая команда должна ответить на предложенные вопросы. Общее количество вопросов 9 – по три из каждой дисциплины. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. После того, как вопрос появился на экране и озвучен ведущим команда незамедлительно должна дать на него ответ. Внимание: любой вариант ответа, который прозвучит из уст любого участника команды принимается за вариант ответа всей команды. В случае, если последует подсказка со стороны болельщиков или зрителей команда автоматически получает за данный вопрос ноль баллов.
Ведущий 1:
Вопросы для первой команды (5-13 слайды презентации):
- Назовите устройство, которое является “Мозгом компьютера”? (процессор)
- Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
- В каких единицах измеряется энергия? (джоули)
- Наименьшая единица измерения информации – это… (бит)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
- Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном давлении (Изобарный)
- Является ли принтер устройством ввода информации? (нет)
- Сколько нужно сделать распилов, чтобы распилить бревно на 12 частей (11)
- Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? (+,– ; положительный отрицательный)
Ведущий 2:
Вопросы для второй команды (14-23 слайды презентации):
- Сохраняется ли информация в оперативной памяти, если отключить от сети компьютер? (нет)
- Международная единица измерения длины отрезков (метр)
- В каких единицах измеряется давление? (Паскаль)
- К устройствам ввода или вывода относится монитор? (устройство вывода)
- Наименьшее простое число (2)
- Как называется процесс изменения состояния газа при постоянном объеме? (Изохорный)
- Является ли клавиатура устройством ввода информации? (да)
- Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти (уравнение)
- Из каких частиц состоят атомы вещества (протонов, электронов и нейтронов; ядро и электрон)
Ведущий 1:
– Итак, разминка закончена, и мы с вами приступаем к следующему конкурсу.
5. Конкурс “Домашнее задание”
(24 слайд презентации)Ведущий 2:
– Конкурс называется “Домашнее задание”.
Команды должны представить юмористическую сценку на тему “Урок в школе будущего”. Максимальное количество баллов, которое можно получить в этом конкурсе 5. При этом жюри должно учитывать критерии: продолжительность ( не менее 1,5 мин) – 1 балл; соответствие теме – 1 балл; артистизм – 1 балл; оригинальность – 1 балл; эстетичность – 1 балл.
6. Конкурс капитанов
(25 слайд презентации)Ведущий 1:
– Капитан каждой команды должен ответить на 9 вопросов, заработав при этом максимальное количество баллов – 9. После того, как вопрос появился на экране и озвучен ведущим капитан незамедлительно должен дать на него ответ. Внимание: любой вариант ответа, который прозвучит из уст любого участника команды принимается за вариант ответа всей команды. В случае если последует подсказка со стороны болельщиков или зрителей, команда автоматически получает за данный вопрос ноль баллов.
Ведущий 2:
Вопросы для капитана первой команды (26-34 слайды презентации):
- Сохраняется ли информация в ПЗУ, если отключить компьютер? (да)
- Является ли арифметико-логическое устройство составной частью процессора? (да)
- Выразите в битах 5 байт (40 бит, так как 1 байт = 8 бит)
- Что является графиком изотермического процесса? (изотерма)
- Температура воды 300 Кельвин. Какая это вода: холодная или горячая? (27?c, холодная вода)
- Что больше: (cos 180)2 или (cos 180)3? ((cos 180)2)
- Отношение противолежащего катета к прилежащему катету (тангенс угла)
- Четырехугольник, у которого все углы прямые (прямоугольник, квадрат)
- Чертежный инструмент для вычерчивания окружностей (циркуль)
Ведущий 1:
Вопросы для капитана второй команды (35-44 слайды презентации):
- Верно ли утверждение, что работой процессора управляет оперативная память (нет)
- Выразите в битах 8 байт (64 бит, так как 1 байт = 8 бит)
- Можно ли сделать запись в ПЗУ? (нет)
- Что является графиком изобарного процесса? (изобара)
- Температура в комнате увеличилась на 15?c. На сколько увеличилась температура по шкале Кельвина? (на 288 Кельвин)
- Что больше: (sin 90)2 или (sin 0)3? ((sin 90)2)
- Прибор для измерения углов (транспортир)
- Правильный четырехугольник (квадрат)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус угла)
7. Игра с болельщиками
(45 слайд презентации)Ведущий 2:
– В данном конкурсе принимают участие только болельщики. Сейчас на экране вы увидите слова, записанные змейкой. Вам нужно будет найти начало слова и прочитать его. Команда, болельщик которой первым догадался, поднял руку и верно ответил, получает 1 балл. Итак, первое слово на экране (46 слайд презентации):
- понятие, связанное с физикой [подсказка: прибор для измерения температуры];
- понятие связанное с физикой [подсказка: линия, на диаграмме состояния, изображающая изотермический процесс] (47 слайд презентации);
- понятие, связанное с математикой [подсказка: прибор для измерения углов] (48 слайд презентации);
- понятие, связанное с информатикой [подсказка: устройство вывода информации] (49 слайд презентации);
Ведущий 1:
- назовите слово, из которого путем добавления одной буквы к слову, которое вы видите на экране, можно получить слово, связанной с информатикой [КРАН (Экран)] (50 слайд презентации);
- назовите слово, из которого путем удаления одной буквы от слова, которое вы видите на экране, можно получить слово, связанной с информатикой [БЛОК (Блок)] (51 слайд презентации).
8. Конкурс “Морской бой”
(52 слайд презентации)Ведущий 2:
– Итак, заключительный конкурс в нашей игре имеет принцип игры “Морской бой”. Перед вами поле, которое состоит из строк (1, 2, 3, 4, 5) и столбцов (A, B, C, D), на пересечении которых находятся ячейки. Каждая команда поочередно выбирает любую ячейку, называя ее имя (например, А2).
– Перед вами появляется вопрос, и количество баллов, на которое он оценивается в случае правильного ответа (53-58,61 – 72 слайды презентации). Поле с ячейками имеет два перехода хода (59,60 слайды презентации).
Вопросы и “стоимость” соответствующего вопроса в баллах, представлены в таблице (Приложение 2).
9. Подведение итогов
Ведущие должны выделить лучшие конкурсы и отметить самые удачные ответы и самых активных участников, сделать вывод о целесообразности проведенного мероприятия. Победившей считается команда, набравшее наибольшее количество баллов. Среди участников команды – “победительницы” членами жюри определяется студент, набравший наибольшее количество баллов и проявивший максимальный уровень творчества и активности. Данному студенту жюри присваиваивает титул “Самый умный”.
Дополнительные задания
Дополнительные задания (могут использоваться для определения команды, которая первой начинает игру; в игре с болельщиками; в случае, если команды к концу игры наберут одинаковое количество баллов; во время подсчета общего количества баллов членами жюри).
- Вы – пилот самолета, летящего из Токио в Москву с двумя посадками в Африке. Сколько лет пилоту? (Столько, сколько лет отвечающему)
- Сколько колес у четырех автомобилей “Фольксваген”? (16)
- Сколько времен года в високосном году) (4)
- Возраст бабушки выражается наибольшим двузначным числом, записанным различными цифрами. Сколько лет бабушке? (98)
Заключение
Методическая разработка “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” составлена и применяется как внеклассное мероприятие по учебным дисциплинам: информатика, физика, математика на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности изучения дисциплин.
Новизна методической разработки “Интегрированная интеллектуальная игра “Самый умный” заключается в том, что данные методические рекомендации содержат конкретные материалы в помощь преподавателям физики, информатики и математики, классным руководителям, а также студентам как будущим специалистам системы образования.
Литература
- Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б.Современные открытые уроки информатики. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”,2003
- Хрусталева Е.А. Игра “Кто хочет стать миллионером?”//Еженедельная учебно – методическая газета “Математика” (приложение к газете “Первое сентября”), № 45/2004
Используемые интернет ресурсы:
https://urok.1sept.ru/articles/314247/
https://urok.1sept.ru/articles/504809/