Форма проведения: круглый стол.
Задачи:
- Обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка;
- Показать возможности игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности учащихся;
- Стимулировать интерес родителей к использованию возможности игровой деятельности с собственным ребенком.
Подготовительная работа: принести детям в школу любимую игрушку; анкетирование родителей и детей; подготовка памяток.
Оформление класса:
1. На доске написаны слова: "Именно игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого человека". К.Д. Ушинский
2. На доске записаны вопросы для обсуждения:
- Какое место занимает игра в жизни ребенка?
- Насколько важны правила игры?
- Можно ли во время игры преодолеть учебные трудности?
3. На партах разложены любимые игрушки детей. Родители должны узнать любимую игрушку своего ребенка и сесть за ту парту, где лежит эта игрушка.
Ход собрания
1. Вступительное слово.
Уважаемые мамы и папы! Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Можно выделить два направления. Первое - к началу школьного обучения игра исчерпывает себя; и второе-невозможно обучать без помощи игровой деятельности.
"Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте", - говорят одни. "Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладеть учебной деятельностью", - не соглашаются другие. Отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решать проблему преемственности дошкольниками и школьным образованием.
Давайте ответим на вопросы: Какое место занимает игра в жизни вашего ребенка? Насколько важны правила игры? Можно ли во время игры преодолеть учебные трудности и освоить учебный материал?
2. Выступление родителей по теме собрания.
Родители делятся друг с другом своим опытом. Отвечают на вопросы собрания.
3. Выступление учителя на тему: "Игра и обучение в младшем школьном возрасте".
Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он играет на перемене,
во дворе, дома и на уроке. В этих играх почти нет взрослых. У младших школьников на первый план выступают правила игры, их сюжетно - ролевые игры мало походят на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Дети играют в них много и долго, но в свободное время. Давайте попытаемся разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте. Обратимся к анализу их игровой деятельности.
Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом семи лет. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется сама игра. Во-первых, игра оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой - от режиссерской игры, через ее обратную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Таким образом, ребенок к младшему школьному возрасту уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Во-вторых, изменения в игре касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Л. С. Выгодский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами -специальной одеждой, наличием особых игрушек или предметов их заменяющих, специфическим местом действия и т.п. - и правилами. По его мнению, формула "воображаемая ситуация /правило-правило/воображаемая ситуация" показывает, что при реализации игр нет необходимости ни в атрибутах, ни в специальном игровом пространстве. В-третьих, в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов:
- Ребенок способен принять извне воображаемую ситуацию;
- Ребенок умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры - воображаемую ситуацию;
- Ребенок может реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.
Д. Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не сколько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и обучения в младшем школьном возрасте.
Анализ анкетирования.
Презентация игр.
Родители показывают игру- диалог с любимой игрушкой их ребенка. Необходимо ввести в такую игру какое-то учебное содержание. Например: На пеньке сидел зайчик, я подошла к нему и спросила, не подскажет ли он, сколько сейчас времени. Он ответил, сказал, что маленький, и показал мне часы, чтобы я сама посмотрела. Было уже 12:00 часов. Я узнала, что зайчику подарили часы, а как по ним определить время он не знал. И мы с зайчиком договорились, что я его научу определять время. Он очень обрадовался этому.
Этот диалог-самая настоящая игра, высокого уровня.
Подведение итогов.
Приложение.
Анкета для учеников.
- Есть ли у тебя игрушки?
- Спрашивали ли у тебя родители о том, какую игрушку тебе хотелось бы иметь?
- Часто ли ты играешь со своими любимыми игрушками?
- Участвуют ли твои родители в твоих играх?
- Какие игры в вашей семье самые любимые?
Анкета для родителей.
- Есть ли у Вашего ребенка игрушки?
- Как часто Ваш ребенок играет со своими любимыми игрушками?
- Какие игрушки Вы предпочитаете покупать своему ребенку?
- Часто ли Вы играете с ребенком в его игры?
- Какие игры в Вашей семье самые любимые?
Памятка для родителей.
- Не выбирайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет.
- Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов и увлечений.
- Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от Вас, несмотря на Вашу занятость.
- Радуйтесь умению своего ребенка принимать извне воображаемую ситуацию и играть по правилам.
- Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком.