Цель урока: учить обучающихся использовать предложения в разных речевых ситуациях.
Задачи урока:
- развивать устную и письменную речь;
- учить составлять предложения;
- учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты;
- формировать умения и навыки грамотного, безошибочного письма;
- воспитывать любовь и уважение к матери, взаимоотношения в семье.
Оборудование:
- презентация урока,
- ИКТ,
- магнитофон,
- телевизор,
- раздаточный материал,
- оборудование для инсценировки,
- выставка "Мир увлечений наших мам",
- подарок для мамы,
- книжки-малышки со стихотворениями и пословицами о мамах,
- рецепты любимых салатов мам.
I. Приветствие.
- Доброе утро, дорогие мамы, уважаемые гости, друзья!
- Мы рады приветствовать всех на творческой встрече, посвященной Дню Матери.
- Славные, нежные, прекрасные, очаровательные, неповторимые, милые, любимые мамы. Мы пригласили вас на встречу-урок, чтобы высказать, вам, свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность.
- Дети - самое дорогое для матери. Мать - первый учитель и друг ребенка, причем самый близкий. На свете нет человека роднее и ближе матери.
- Готовясь к этой встрече, мы разделились на группы и были в роли:
- книголюбов;
- кулинаров;
- социологов;
- фотокорреспондентов;
- артистов;
- до-ми-соль-ка.
- Поприветствуем каждую группу. Сегодня каждая группа подводит итог своего задания.
II. Тема, цель, мотивация.
Тема урока-встречи: "Предложение".
Цель - использование предложений в разных речевых ситуациях.
- Дети, а как вы считаете, для чего мы должны этому учиться?
III. Девиз.
- Девиз нашей встречи (на доске): "Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя мать". Муса Джалиль.
IV. Основная часть.
1. Слово группе "ДО-ми-соль-ка"( эта группа собирала песни о маме).
- А наиболее понравившуюся песню мы озвучим и подарим нашим милым мамам (звучит песня).
2. Для того чтобы включиться в работу, проведем упражнение "Мудра знания" (для обеих рук - прижатие 2-5 пальцев к большому).
3. Орфографическая разминка. ( Слайд 1).
Здравствуйте, дорогие наши мамы!
- Прочитайте предложение-приветствие.
- Какое оно по интонации?
- Какие орфограммы заметили? Докажите правильность их написания.(Запись предложения - 1 человек у доски).
- Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово мама?
4. - Попробуйте образовать однокоренные слова со словом мама.
- Так ласково мы должны обращаться к своей маме. Эти слова помогают передать нашу любовь.
- Запишите эти слова, выделите корень.
- А теперь я предлагаю вам обратиться к своей маме, сделать ей комплимент.
5.- Слово мама - одно из самых древних на Земле. Это слово понятно и любимо каждым. Оно почти одинаково звучит на языках многих народов планеты.
На доске:
- Попробуйте составить предложение по схеме со словом мама. Один человек у доски (запись, разбор).
6.- О мамах слагают песни, пишут добрые рассказы, прославляют их стихах. Группа "Книголюбы" собирала стихи и пословицы о маме.
а) стихи наизусть в подарок для мам;
б) выставка, пословицы.
- Из поколения в поколение народ в пословицах передает добрые ласковые слова о матери.
Работа в парах.
- Для того чтобы узнать наиболее понравившуюся пословицу (Нет роднее дружка, чем родная матушка), составьте её в парах из "разрезанных частей".
- Прочитайте.
- Объясните, как вы её понимаете?
- Запишите самостоятельно. ( В это время мамы составляют предложение-наказ для своих детей, затем озвучивают).
- Мама - первый друг, всегда придет на помощь, выручит нас, похвалит, приласкает.
7. - Отгадайте загадку: Кто готовит вкусно нам по утрам и вечерам?
- Слово предоставляется группе "Кулинары"(эта группа собирала рецепты любимых салатов мам).
- А хотите узнать, какой самый любимый салат у наших мам? Это "сельдь под шубой".
- А знаете, почему он так называется? ( Снег покрыл землю, как шубой, так и сельдь укрыта овощами, как шубой).
- Мы все привыкли видеть маму в домашней обстановке, как она хлопочет на кухне. Внимание на экран. ( Слайд 2).
- Прочитайте текст.
- Кто из вас может сказать, что автор описал утро, похожее на утро вашей семьи? Объясните почему?
- Попробуйте озаглавить текст.
- Продолжите текст.
- Что может происходить за завтраком?
- Каким предложением вам хотелось бы закончить текст? (Запись понравившегося предложения с комментированием). (Я так закончила этот текст:"Эта семья дружная").
8. - Слово группе "Фотокорреспонденты" (эта группа собирала фотографии мам в детском возрасте).
Рубрика "Давайте улыбнемся". (Слайд 3-8). Дети узнают своих мам на фотографиях.
9. - Мамы разные нужны, мамы всякие важны.
- Мамы имеют самые разные профессии. Слово предоставляется группе "Артисты".( Эта группа подготовила инсценировку о профессиях мам).
Инсценировка. С.Михалков. "А что у вас?" (отрывок).
- Назовите профессии мам, встретившиеся в инсценировке.
- Запишите любые три.
10. - А теперь всем интересно узнать, какие профессии у ваших мам, кем они мечтали стать в детстве, в какой школе учились, чем увлекаются сейчас, какой их средний возраст. (Этот материал собирала группа "Социологи"). (Слайд 9-11).
- Наши "Социологи" организовали выставку "Мир увлечений наших мам". Обратите внимание.
- Составьте самостоятельно и запишите предложение, в котором говорилось бы об увлечении вашей мамы. (Зачитываются 3-4 предложения).
- Разнообразен мир увлечений наших мам. Как только все успевают.
- Теперь пришло время для поздравлений. (Каждому ученику выдается "голубок", на нем незаконченное предложение: "Мамочка! Я тебе желаю:").
- Закончите предложение.(Зачитываются по желанию детей 3-4 предложения).
V. Итог урока.
- Для чего же мы используем предложения?
VI. Рефлексия.
Дети составляют букет цветов для мам. (Красные цветы - если доволен уроком, было интересно, все понятно; желтые цветы - если испытывал затруднения, скучал на уроке).
VII. Финал урока.
- Пожалуйста, мамы, ваши предложения, как наказ для детей.
- Друзья. Вам наказ даю, напоминаю: Дети, дети, берегите мать!
- Дорогие мамы!
С праздником светлым! С праздником ясным!
С праздником нежным, чудесным, прекрасным!
С праздником ласки, любви и вниманья!
Звучит музыка. Дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками.