Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. "Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам". Интеграция - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока: специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; цель урока может быть поставлена, например, для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, для повышения интереса учащихся к предметам, для целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов и экономии учебного времени и т. п., а также к признакам можно отнести и широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.
Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.
Результатами интеграции могут стать:
- знания становятся системными;
- умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;
- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;
- более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений учащихся ;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Учителем математики Степаненко Еленой Викторовной и учителем истории и обществознания Хромовой Анжелой Александровной было подготовлено и проведено интегрированное занятие по теме: "Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних".
Конспект интегрированного урока по математике и обществознанию
"Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Оборудование урока
1. Литература к уроку:
- Конституция Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
2. Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедиа-проектор.
3. Наглядность:
- Мультимедийная презентация.
- Таблицы с данными о правонарушениях.
Цели урока
Образовательные:
- Познакомить с понятием уголовное право
- Дать представление об уголовной ответственности несовершеннолетних
Развивающие:
- Учить работе с документами
- Упражнять работе с таблицами, диаграммами
- Прививать навыки оперативной работы
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию правосознанию у учащихся
- Развивать стремление контролировать и анализировать свои поступки с точки зрения законности
- Совершенствовать умение работать в парах и группах
- Прививать желание и умение делиться приобретёнными знаниями с товарищами
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя (первый слайд)
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Бывают жизненные ситуации, что не успев ещё почувствовать радости жизни, человек уже в кабинете следователя с криками: "Я не хотел, я не знал". И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а его ответственность.
- Поэтому одна из наших задач - предупредить об опасностях в играх с законом.
- Вторая задача - познакомить с очень интересной отраслью права - уголовного. Эти знания могут быть полезны тем, кто, возможно, подумывает о профессии юриста.
- Третья задача - помочь лучше понять общество, в котором Вы живёте и которое Вам придётся улучшать.
3. Знакомство с новой темой.
А) Предлагаю поиграть в игру:
Представьте себе уголовное право в виде большой корзины. Чтобы вы в неё положили? (Игра проводится на доске.) Попытайтесь дать определение уголовного права, используя предложенный набор слов. Сверить получившееся определение с данными на слайде(2).
Б) Переход к проблеме уголовной ответственности несовершеннолетних.
Вопрос: является ли незнание законов смягчающим обстоятельством?
(Ожидаемый ответ "Не является").
Следовательно, чтобы не оказаться на скамье подсудимых, надо, хотя бы в общих чертах, знать законы. (слайд 3,4).
К сожалению, законы нарушают не только взрослые, но и дети. В наше время подростковая преступность перестала быть чем-то необычным.
В) Перед вами ст.20 УК РФ. Что в этой статье? Анализируют самостоятельно и отвечают на вопрос.(в статье 20 УК сказано: уголовная ответственность наступает с шестнадцати. Но это за все преступления, без исключения. Дело в том, что в этой статье приводиться перечень преступлений за которые ответственность наступает с 14 лет. (Слайд5,6)
Г) Работая с таблицами, определите виды преступлений Попробуем классифицировать их. (Таблица 1 раздаточный материал.) (слайд 7)
Рассмотрим самые распространённые преступления (слайд 8)
- Преступления против собственности (слайд 9)
- Преступления против чести и достоинства (слайд 10)
- Преступления против здоровья и жизни (слайд 11)
Во всём цивилизованном мире торжествует очень простая истина- любая собственность священна и неприкосновенна. (слайд 12)
А) Кражей считается тайное хищение чужого имущества.
Б) Грабёж- завладение чужим имуществом в присутствии потерпевшего или сделал это на глазах других людей.
В) Мошенничество - завладение чужим имуществом путём обмана или злоупотребления доверием.
Задание. Какие виды корыстных преступлений были совершены в следующих случаях?
Дайте их юридическое определение:
- схватил шапку с головы прохожего и скрылся;
- залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку;
- угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения;
- залез в карман пассажира в автобусе;
- вовлекли в азартную уличную игру и "обыграли"
4. Для изучения различных общественных и социально- экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе.
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используется различные способы их изображения.
Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатых диаграмм. (слайд 13)
Таблица 2 и к ней диаграмма. Выполнить задание: подсчитать какой процент несовершеннолетних в РФ совершил преступления в 2007 году? (слайд 14, 15)
Таблица 3 и к ней диаграмма (слайд 16,17,18,19)
Любое преступление не остается безнаказанным
Слайды 20, 21
Таблица 4 (слайд 22,23).
5. Выводы
- Какие вопросы разбирались на занятии?
- Что нового и полезного узнали для себя?
Причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению преступлений:
- возрастные особенности (недостаточный жизненный опыт, незавершенность формирования ценностных ориентаций, повышенная внушаемость несовершеннолетних, значимость участия в неформальной группе, стремление казаться в глазах окружающих взрослых, демонстрация мнимой независимости).
- влияние семьи, школы, улицы на формирование поведения подростка, а также роль государства в процессе становления молодого поколения России.
- культурно-образовательный уровень несовершеннолетнего подростка. Игнорирование требований общеобразовательных учреждений, равнодушие к общественным проблемам, ограниченное восприятие культурной информации. При этом высокая степень вовлечения в азартные игры, выпивки, хулиганства.
- низкая степень наличия нравственно-правового уровня у таких преступников своеобразная понимание чести, совести, достоинства личности, долга, дозволенности, как правило, исходя из собственных желаний либо групповой солидарности.
6. Оценки за урок
7. Домашнее задание
- Найти статистическую информацию в СМИ о правонарушениях несовершеннолетних.
- Предложите меры по профилактике правонарушений у несовершеннолетних