Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, это мировой итеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этнических культур. В результате человек (в педагогической ситуации это ученик и учитель) в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Этнокультурный облик нашей страны отличается огромным разнообразием. Отсутствие толерантности в отношениях разных этнических групп, конфликты на национальной почве - следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них - пренебрежение поликультурным образованием подрастающего поколения.
Для нашей гимназии проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда сложилась новая образовательная ситуация: в гимназии “Екатеринбург-Париж” вместе обучаются российские дети и дети иностранных граждан. В условиях многокультурного мира и полиэтнического российского государства поликультурное образование становится важной частью современного образования, способствующего усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитании обучающихся в духе уважения инокультурных систем, а также неотъмлемой частью педагогической культуры учителя. В рамках педагогического совета мы обсуждаем эту тему.
В педагогическом совете выделены два этапа. Первый - теоретическое обсуждение проблемы, которое проходит в двух направлениях: особенности педагогической культуры и поликультурное образование педагога как часть педагогической культуры учителя. Второй – практическая часть, содержательное наполнение теоретического и практического направлений реализации Программы формирования поликультурной компетентности педагогов.
Первый этап
Особенности педагогической культуры учителя. (Презентация. Приложение 1)
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна. В понятие "культура личности" мы включаем степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования. В совокупности аспектов общей культуры взрослого человека можно вычленить его нравственную, бытовую, научно-техническую культуру, профессиональную культуру.
Качества каждого культурного человека профессионально значимы для любого педагога, хотя они могу непосредственно и не относиться к конкретной его специальности.
Прежде всего, от уровня общей культуры педагога во многом зависит развиваемый им уровень культуры учащихся, таким образом культура педагога значима не только для него одного.
Помимо названных выше сторон культуры человека существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии и составляют блок “профессиональная культура педагога”. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт, поликультурное образование.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко).
Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.
Итак, профессиональная компетентность педагога составляет содержание педагогической культуры.
Выделяют в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. (Н. В. Кузьмина) Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса),
конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся),
конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности.
Модель профессиональной компетентности учителя может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности.
1. Умения ставить педагогические задачи, связанные с "переводом" содержания объективного процесса социализации в конкретные задачи обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями, отражению педагогических воздействий и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения программировать способы педагогических взаимодействий позволяют построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выполнять педагогические действия предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.) осуществления образовательного процесса; развитие деятельности школьника, превращающей его из объекта в субъект педагогического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
4. Умения изучать процесс и результаты решения педагогической задачи требуют учета и оценки итогов педагогической деятельности: самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Профессиональные требования к учителю объединяются в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).
Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя, которого характеризуют:
- высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
- высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Необходимо сказать о еще одном компоненте педагогической культуры педагога - о творческой индивидуальности.
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда педагог выступает не как исполнитель, а как самостоятельный, автономный субъект деятельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педагогическом сообществе.
Признаки педагогов, проявляющих творческую индивидуальность.
- Интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействием других людей, пытаясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли.
- Общение с ребятами - личностно значимая ценность.
- Широта увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музыка, рисование, техническое творчество, коллекционирование, художественное творчество и т. д.
- Профессиональная интуиция. Это качество может быть описано как ряд специфических чувств и умений: чувства цели, чувства учебного материала, чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувствовать, предугадывать, неожиданно для самого себя находить творческие решения трудных педагогических задач.
- Воля и целеустремленность характерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрации сильной воли и показной настойчивости. Скорее это процесс постоянного достижения цели.
Таким образом, культура педагога это многоаспектное понятие, включающее в себя культуру личности человека, профессиональную компетентность учителя и его творческую индивидуальность.
Поликультурное образование педагога как часть педагогической культуры учителя. (Презентация. Приложение 2)
В связи с переходом от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования, когда обществу нужны активные, компетентные специалисты, способные самостоятельно принимать решения и готовые взять на себя ответственность за их осуществление, способные к созидательной деятельности, к сотрудничеству, терпимые к чужому мнению, умеющие вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, стремящиеся к взаимопониманию и неконфликтному сосуществованию с представителями разных культур.
Но, чтобы воспитать таких специалистов, чтобы сформировать у молодых людей поликультурную компетентность, необходимо, чтобы педагогические работники сами обладали такой поликультурной компетентностью, чтобы поликультурность стала неотъемлемой частью педагогической культуры педагога.
Понятие “поликультурность” охватывает образовательное пространство, которому свойственно языковое, культурное и духовное разнообразие. Соответственно понятие поликультурной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры и духовного мира других народов. Следовательно, поликультурность лежит в основе формирования толерантности: терпимое, доброжелательное, дружелюбное отношение к другим народам, готовность прийти им на помощь, вступать с ними в диалог возможны только при знании их культуры. Поликультурность выступает важным условием устойчивого социального развития, обеспечивающим интеграцию каждого человека в мировое культурное и образовательное пространство.
Идея поликультурности получила отражение в научном языке под разными терминами: поликультурное образование (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова); мультикультурное образование (Р. Люсиер, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др); школа диалога культур (В. С. Библер); либеральный плюрализм в образовании (Б. Уильямс); поликультурализм в образовании (Г. М. Коджаспирова); многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев); межкультурное обучение (Л. Г. Веденина); кросс-культурное образование (А. П. Лиферов, Р. Д. Хэнвей, и др.); интернациональное образование (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский); мультиперспективное образование (Х. Гепферт, У. Шмидт) и др.
Используемые отдельными исследователями термины “поликультурное”, “мультикультурное”, “многокультурное” по своему смыслу являются синонимами. Это обусловлено тем, что первые части слов “поли-”, “мульти-” и “много-” имеют одинаковый смысл, но разное происхождение – греческое, латинское, русское.
Поликультурная компетентность педагогов – это результат их поликультурного образования.
Поликультурная компетентность – интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи профессиональной деятельности в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп).
Структурными компонентами поликультурной компетентности педагогов являются: 1) когнитивный, 2) мотивационно-ценностный, 3) деятельностный.
Когнитивный компонент предполагает сформированность системы поликультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе.
Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, поликультурных качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе.
Деятельностный компонент обеспечивает сформированность поликультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
В целях формирования поликультурной компетентности педагогов Частного общеобразовательного учреждения – Гимназия № 212 “Екатеринбург-Париж” администрация предлагает разработать Программу формирования поликультурной компетентности педагогов.
Цель программы: создание условий для формирования поликультурной компетентности педагогов Гимназии № 212 “Екатеринбург-Париж”.
Задачи программы:
- вооружение педагогов системой поликультурных знаний;
- воспитание поликультурных качеств;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к особенностям разных культур и их представителям;
- вооружение системой поликультурных знаний, умений и навыков;
- формирование опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.
Второй этап
Работа в группах: разработать наполнение теоретического и практического направлений реализации Программы формирования поликультурной компетентности педагогов.
Обобщение результатов работы групп:
- Теоретическое направление предполагает формирование поликультурного сознания педагогов в процессе проведения мероприятий: гимназические семинары, участие в семинарах района и города по проблемам поликультурного образования, самообразование. Результатом участия педагогов в этих мероприятиях должно стать повышение методологического уровня преподавания и учебно-исследовательской работы, усвоение педагогами передовых достижений в соответствующих областях гимназического образования.
- Практическое направление реализации программы предполагает формирование поликультурных знаний, умений и навыков, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур в практической деятельности, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе. Для этого могут быть использованы следующие средства: ГОСы, учет принципов поликультурного образования при разработке Программы развития гимназии и Образовательной программы, учебные программы и учебные планы, учебные пособия, дидактический материал, Интернет, разработка и проведение интегрированных уроков и мероприятий в учебном процессе и в рамках фестиваля “Диалог культур: Россия, Франция, Великобритания”, непосредственное участие педагогов в реальных ситуациях, требующих проявления поликультурной компетенции.
Проект решения: Разработать и внедрить Программу формирования поликультурной компетентности педагогов.
Для подготовки теоретической части педагогического совета использована следующая литература:
1. Воловикова М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя.
2. Материлы автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук “Формирование поликультурной компетентности ссузов Гурьяновой Т.Ю.
3. Сибгатова С.И. “Культура педагогического труда”. Курсовая работа. Набережночелнинский государственный педагогический институт, 2006 г.